Поиск

Искусство.

В годы гражданской войны особенно ярко проявилась тяга трудящихся к искусству. Революционная песня, плакат, театрализованное агитпредставление составляли органическую часть повседневной жизни народа этого периода. Понимая огромное влияние искусства на массы, Коммунистическая партия и Советское правительство многое делали, чтобы поставить его на путь служения интересам диктатуры пролетариата.

Процессы, происходившие в среде киевских музыкантов, художников, артистов, во многом походили на процессы в среде литературной. Лучшие представители художественной интеллигенции под воздействием революционных событий переходили на сторону Советской власти. Они вели интенсивный поиск дальнейших путей развития искусства.

В 1919 г. в Наркомпросе УССР были образованы отдел искусств и подчиненный ему совет искусств, которые занимались культурным строительством в республике. При отделе существовали всеукраинские комитеты: театральный, музыкальный, охраны памятников искусства и старины,— с многочисленными секциями по жанрам и видам искусства. Подобную структуру имел подотдел искусств Киевского губернского отдела народного образовапия. В числе его руководителей были широко известные деятели культуры: Н. Д. Леонтович, А. Г. Петрицкий, Н. А. Прахов, К. А. Марджанов, И. Г. Эренбург.

Партийные органы и городские власти уделяли много внимания работе театров. 15 марта 1919 г. Всеукраинский совет искусств издал постановление «О национализации киевских театров». Все театры в городе перешли в собственность государства. Руководителем (комиссаром) киевских театров назначили известного театрального режиссера К. А. Марджанова (К. Марджанишвили). Национализация театров повлекла за собой определенную реорганизацию их: часть театров кафешантанного типа была закрыта, а их труппы расформированы, другие получили новые названия: Государственный драматический стал Первым театром УССР им. Т. Г. Шевченко, театр Соловцова — Вторым театром УССР им. В. И. Ленина, «Молодой театр» — Первый молодой театр Киевского Совета рабочих депутатов. В помещении театра Бергонье выступал театр Красной Армии, театр «Кривой Джимми» преобразовался в детский. В апреле 1919 г. труппы театра им. Т. Г. Шевченко и «Молодого театра» объединились в один коллектив, который возглавили два известных режиссера — А. Л. Загаров и А. С. Курбас.

В годы гражданской войны в Киеве плодотворно работали выдающиеся мастера украинской театральной сцены П. К. Саксаганскпй, И. Э. Замычковский, А. П. Затыркевич-Карпинская, А. И. Борисоглебская, И. А. Марьяненко, молодые талантливые актеры А. С. Курбас, А. И. Сердюк, Л. М. Гаккебуш, К. П. Кошевский, Р. П. Нещадименко.

Революционные события оказывали непосредственное влияние и на репертуар театров. Наибольшим успехом у зрителя пользовались остросоциальные пьесы романтико-героического характера, отражавшие борьбу добра и зла, воспевавшие свободу, независимость. Специальная городская репертуарная комиссия строго следила за театральной тематикой. Основу ее составляли классические драматические произведения В. Шекспира, Ф. Шиллера, Т. Г. Шевченко, Н. В. Гоголя, Леси Украинки, И. К. Карпенко-Карого, М. Л. Кропивницкого, А. И. Островского и др. Важное место в репертуаре отводилось современной тематике. Например, театр Красной Армии начал свои представления 6 апреля 1919 г. спектаклем Л. Н. Андреева «Царь-голод». Весной 1919 г. Всеукраинский театральный комитет провел конкурс новых драматургических работ. Лучшей среди них признали пьесу И. Г. Эренбурга «Золотое сердце».

Большим талантом, новаторством и высокой профессиональностью отличались постановки лучших киевских режиссеров К. А. Марджанова, А. С. Курбаса, А. Л. Загарова. Ярким событием в театральной жизни города в 1919 г. стало новое прочтение К. А. Марджановым классического произведения Лопе де Вега «Овечий источник». Спектакль, поставленный к 1 мая 1919 г. Вторым театром УССР, пронизан пафосом свободолюбия, народного гнева. Он стал гимном борющемуся против тирании народу.

Огромный интерес у киевских зрителей вызвала инсценизация «Гайдамаков» Т. Г. Шевченко, осуществленная в марте 1920 г. под руководством А. С. Курбаса. В связи с походом буржуазной Польши на Страну Советов события, воспроизводимые на сцене, получили особую политическую актуальность. «Гайдамаки» с успехом были показаны в частях Красной Армии.

Театр пользовался широкой популярностью среди трудящихся города, бойцов Красной Армии, большинство представлений проходило в переполненных залах. 19 июля 1919 г. газета «Большевик» отмечала: «Что касается театров, то они пользуются большим успехом: спектакли посещаются такой массой красноармейцев. что не хватает места для всех желающих». Для облегчения доступа трудящихся в театр были значительно снижены цены на билеты, часть нх распространялась среди рабочих и красноармейцев бесплатно.

Киев славился своими музыкальными традициями, и неотъемлемую часть культурной жизни города составляло музыкальное искусство. В 1913 г. в городе открылась консерватория, не прекращавшая свою деятельность и в годы гражданской войны. На основе музыкально-драматической школы в 1918 г. в Киеве открылся музыкально-драматический институт им. Н. В. Лысенко, имевший музыкальный отдел. В 1919 г. в городе действовали: Опера УССР им. К. Либкнехта и Государственная украинская музыкальная драма, государственная хоровая капелла им. Н. В. Лысенко, Дом пролетарского искусства (ныне Республиканская филармония). Вокруг этих учреждений группировались музыкальные силы города.

Активную творческую и организаторскую деятельность проводил один из руководителей Всеукраинского музыкального комитета Л. В. Собинов. В составе театра украинской музыкальной драмы, где работали М. И. Донец, Ю. С. Кнпоренко-Домапский, М. И. Литвиненко-Вольгемут, В. Н. Лубенцов н др., он принимал участие в постановке оперы С. Монюшко «Галька». Коллектив театра показал зрителям «Утопленницу» Н. В. Лысенко, готовил «Князя Игоря» А. П. Бородина, «Аскольдову могилу» А. Н. Верстовского, «Тараса Бульбу» Н. В. Лысенко.

Обширным репертуаром располагала Опера УССР им. К. Либкпехта. Здесь с большим успехом шли лучшие произведения зарубежной и русской оперной классики: «Риголетто», «Аида» Дж. Верди, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Демон» А. Г. Рубинштейна.

Широкое распространение в Киеве получило хоровое искусство, в первую очередь благодаря подвижнической работе известных украинских композиторов Н. Д. Леонтовича, Я. С. Степового, К. Г. Стеценко, руководивших в эти годы многими хоровыми коллективами. Н. Д. Леонтович одним из первых советских композиторов аранжировал «Интернациоиал», «Варшавянку», «Мы кузнецы». Революционной тематике посвящены хоры К. Г. Стеценко «Первое мая», «Снова весна». Совместно с Р. М. Глиэром он написал музыку к «Гайдамакам», поставленным на киевской сцене А. С. Курбасом. Я. С. Степовой широко использовал в своем творчестве произведения Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, Леси Украинки. Ректор консерватории, известный композитор Р. М. Глиэр гармонизовал «Интернационал», написал ко Дню Всеобуча феерию «Все к оружию!».

Музыка проникала в рабочие кварталы, превращалась в активный фактор культурно-просветительной и общественно-политической жизни города, звучала на улицах и площадях, становилась неотъемлемой частью первых советских праздников. Широкую популярность приобрел такой вид агитационно-пропагандистской работы, как митинг-концерт. Все партийные и рабочие собрания, конференции, съезды, как правило, начинались и заканчивались пением партийного гимна «Интернационал», песен «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу».

В народных домах, рабочих клубах регулярно устраивались концерты классической и народной музыки профессиональных и самодеятельных коллективов. В январе 1920 г. в городе состоялось 35 районных концертов, а осенью того же года только в рабочих клубах — 250.

Музыканты были желанными гостями в частях гарнизона. Газета «Коммунист» 3 апреля 1919 г. писала, что симфонические концерты устраивались в красноармейских аудиториях еженедельно. Особую популярность среди воинов завоевали выступления известных пианистов, преподавателей консерватории К. Михайлова и Г. Нейгауза, которым выдали почетные свидетельства «пианистов-красноармейцев». В частях выступали хор, руководимый К. Стеценко, Киевский самодеятельный оркестр струнных инструментов, ансамбль бандуристов. В результате совместной деятельности профессиональных композиторов и красноармейцев появились новые строевые песни. В 1920 г. композитор С. Покрас и поэт П. Григорьев в Киеве написали ставшую особо популярной песню «Красная армия всех сильней».

Выдвинутый партией лозунг «Искусство — для широких пролетарских масс» активно и последовательно проводился в жизнь. Его осуществление было тесно связано с реализацией ленинского плана монументальной пропаганды, предполагавшего пропаганду коммунистических идей средствами изобразительного искусства: скульптуры, стенной росписи, плаката, вынесением искусства из малодоступных широким массам частных музеев и коллекций непосредственно в гущу общественной жизни, в учреждения, на улицы, площади.

План монументальной пропаганды широко осуществлялся в Киеве. В городе использовались разнообразные средства и формы изобразительного искусства для художественного оформления революционных праздников, митингов, демонстраций. На центральных площадях были установлены бюсты К. Марксу, Ф. Энгельсу, В. И. Ленину, К. Либкнехту, Р. Люксембург, Я. М. Свердлову и Т. Г. Шевченко, многофигурный памятник-обелиск «Всеобуч».

В то же время городские власти провели ряд мер по ликвидации памятников царям и их сановникам. По этому поводу СНК УССР 7 мая 1919 г. издал специальный декрет. Памятники, имевшие по определению Всеукраинского комитета охраны памятников искусства и старины художественную ценность, передавались в фонды городского музея.

Весной 1919 г. был переименован ряд улиц, названия которых имели связь с монархическим прошлым. В те дни получили свои современные названия улицы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, К. Либкнехта, Красноармейская, Гали Тимофеевой, бульвар Шевченко, Красная площадь, Первомайский парк и др.

С 1917 г. в Киеве работала Украинская Академия искусств. 27 июля 1919 г. Наркомпрос УССР утвердил ее устав. В это время в академии преподавали талантливые живописцы Г. И. Нарбут, А. А. Мурашко, Ф. Г. Кричевский, М. Л. Бойчук и др.

М. Л. Бойчук возглавлял мастерскую монументальной живописи, учениками которой в то время были Т. Л. Бойчук, И. И. Падалка, В. Ф. Седляр, О. Т. Павленко. Наиболее значительной работой киевских монументалистов в 1919 г. стали росписи Луцких казарм на Лукьяновке. В работе, предпринятой по инициативе Н. И. Подвойского, участвовало около 200 художников. Клеевой краской по штукатурке они нанесли орнаментальные и сюжетные композиции о ратных подвигах Красной Армии, труде рабочего класса и трудящегося крестьянства, символико-аллегорические композиции «Борьба с двуглавым орлом», «Борьба с капиталом», «Шах и мат белому королю» и др. Однако деникинцы уничтожили все монументальные произведения, созданные в Киеве весной и летом 1919 г.

Близко по содержанию к монументальной пропаганде искусство плаката, активно развивавшееся в это время. В Киеве была выполнена или издана почти треть всех плакатов, созданных на Украине. Большая часть плакатов посвящалась Красной Армии. Вот названия некоторых из них: «Вступайте до червоної кінноти!», «На коня, робітнику й селянине!», «Для Красной Армии нет преград», «Трудящиеся, к оружию!», «Вы нужны Красной Армии!».

Талантливым художником театра в это время зарекомендовал себя молодой А. Г. Петрицкий. Он оформил театрализованное представление «Освобождение труда», состоявшееся 1 мая 1919 г. на Софиевской площади, спектакль «Гайдамаки» в постановке А. С. Курбаса. 1919 год был наиболее плодотворным периодом в творчестве Г. И. Нарбута. Он иллюстрировал киевские журналы «Солнце труда», «Мистецтво», «Вестник Совета народного хозяйства Украины», «Народна освіта», создав классические образцы украинской советской книжной графики. В годы гражданской войны в Киеве жили известные художники А. А. Мурашко, Ф. Г. Кричевский, А. А. Маневич, Е. С. Михайлов, Г. П. Светлицкий, Н. Г. Бурачек, М. А. Козик, Г. К. Дядчепко, написавшие ряд произведений, оставивших значительный след в истории украинского искусства.

Советское правительство Украины, Киевский губисполком заботились о сохранении художественных ценностей. В городе регулярно читались лекции: «Берегите памятники искусства и старины», «Искусство и революция», «Нужно ли искусство трудовому народу?», ставившие своей целью сохранение произведений искусства, приближение их к трудящимся. К маю 1919 г. в городе на базе национализированных частных коллекций открылись три государственных музея, которые широко распахнули двери для рабочих и красноармейцев.

Ярким публицистическим языком в годы гражданской войны заговорило киноискусство. Социалистическая революция открыла новую страницу в его развитии. Киев стал родоначальником украинской советской кинематографии. Поднимая вопрос о национализации киноиндустрии, киевская газета «Известия» 21 марта 1919 г. писала: «Великий немой» должеп, наконец, выявить свой настоящий облик, послужить своему прямому назначению — делу воспитания, образования и культурного развития человечества. ... Отныне кинематограф должен проникнуть всюду — в школы и казармы, на фабрики и заводы, в рабочие и красноармейские клубы и собрания». С марта 1919 г. в городе пачал действовать Всеукраинский кинокомитет, киноцентр и киноиздательство «Красная звезда»; берутся на учет все кинотеатры и их репертуар, появляются первые советские киноленты. Большинство из них относится к хроникально-документальному жанру и отражает революционные события эпохи, положение на фронтах Красной Армии, трудовой героизм трудящихся в тылу.

При Всеукрапнском кинокомптете весной 1919 г. был создан отдел хроники, который возглавил М. Е. Кольцов. К концу июня отдел выпустил четыре номера «Живого журнала», где наряду с хроникой фронтовой жизни нашли отражение демонстрация, организованная в Киеве в связи с 58-й годовщиной со дня смерти Т. Г. Шевченко, открытие Всеукраинского съезда волисполкомов и т. д.

Киевские кинематографисты сняли ряд художественных фильмов, носивших агитационный характер. В них поднимались проблемы борьбы нового и старого миров, пропагандировались идеи пролетарского интернационализма и патриотизма, революционная героика. В создапии этих фильмов наряду с профессиональными актерами принимали участие непосредственные участники борьбы за власть Советов. Наибольшую популярность среди агиткартин, снятых в 1919 г. в Киеве, получила лента режиссера М. М. Бонч-Томашевского «Мир хижинам — война дворпам».

С успехом демонстрировались на экране фильмы «Братский союз города и села», «Всеобуч», «Вставай, проклятьем заклейменный!», «Да здравствует Красная Армия!» и др. Тематика фильмов киевских кинематографистов постепенно расширялась. В картине «Прозревший» режиссер Л. С. Замковой показал перелом в судьбе белого офицера, перешедшего вместе с отрядом на сторону Советской власти. Фильм «Советское лекарство» раскрывал перед читателями значение труда как могучего средства перевоспитания людей. Весной 1919 г. в прессе появились сообщения о подготовительных работах к съемке картин «Жизнь и смерть Льва Николаевича Толстого» и «Красный Кобзарь». В 1920 г. киносекция Всеукрревкома в Киеве выпустила игровой фильм «Все для фронта», снятый режиссером М. Е. Вернером по сценарию А. С. Вознесенского, а также киноочерк «Неделя помощи фронту», в котором раскрывалось единство тыла и фронта в борьбе с врагами революции.

Кино, как жанр массовой культуры, стало действенным средством политической агитации. Демонстрация картин в Киеве всегда проходила при переполненных залах. Только за два дня в апреле 1919 г. кинозалы Дома рабочих и кинотеатра «Коммунист» посетило более 6 тыс. человек.

В годы гражданской войны советское культурное строительство в Киеве сделало лишь первые шаги. Ценой огромных усилий партийных, советских и профсоюзных организаций города создавался фундамент для успешного развития советской украинской культуры.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Сентябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26282930