Поиск

Литература.

Великий Октябрь положил начало украинской советской литературе — органической составной части многонациональной советской литературы. Особое место в становлении украинской советской литературы занимал Киев, издавна славившийся своими демократическими литературными традициями, основы которых заложил классик новой украинской литературы Т. Г. Шевченко.

В годы революции и гражданский войны в Киеве работали С. В. Васильченко, Д. Ю. Загул, Н. К. Зеров, И. Ю. Кулик, Кость Котко, В. А. Кобылянский, Г. М. Косынка, М. Ф. Рыльский, Я. Г. Савченко, М. В. Семенко, А. А. Слисаренко, Н. И. Терещенко, П. Г. Тычина, В. Г. Чумак, В. М. Эллан и многие другие. Различными были их идейно-эстетические взгляды, различными путями проходило и их становление как советских литераторов.


Сопоставляя то, что давали народу революционные преобразования Советской власти, с тем, к чему вела антинародная политика контрреволюционных режимов, на позиции диктатуры пролетариата переходили лучшие представители творческой интеллигенции. В феврале 1919 г., через несколько дней после восстановления Советской власти, в киевской периодике появились очерки, рассказы, фельетоны и стихотворения И. Ю. Кулика, С. В. Пилипенко. Быстро становятся популярными произведения В. М. Эллана, В. Г. Чумака. В 1919 г. революционные мотивы появляются в творчестве Н. И. Терещенко, В. А. Кобылянского, Д. Ю. Загула. Резко изменяется характер творчества П. Г. Тычины, М. В. Семенко. Рядом небольших рассказов, посвященных революционным событиям в деревне, дебютировал в киевской прессе Г. М. Косынка.

Первые ростки будущей советской литературы получили горячую поддержку Коммунистической партии и Советского правительства Украины, уделявших много внпмапия развитию литературного процесса, созданию условий для творческого труда писателей. Весной 1919 г. в Киеве образовались профсоюзы художников слова и советских журналистов. Важную роль в литературной жизни города, в организации писательских сил сыграли созданные при Наркомпросе УССР Всеукраипский литературный комитет (Всеукрлитком) и Всеукргосиздат.

При непосредственном участии Всеукрлиткома весной 1919 г. в Киеве началось издание первого украинского советского литературно-художественного журнала «Мистецтво». Редакторами журнала были И. В. Михайличенко, затем М. В. Семенко, ответственным    секретарем —

В. Г. Чумак. В шести вышедших номерах журнала были опубликованы положившие начало украинской советской поэзии стихотворения «Псалом залізу» П. Г. Тычины, «Гартована поезія» В. Г. Чумака, «Ударом зрушив комунар» В. М. Эллапа, напечатана поэма А. А. Блока «Двенадцать» в переводе Д.  Ю. Загула. На страницах журнала появились статьи Эллана, Чумака, Кобыляпского, посвященные поискам путей и принципов развития пролетарского искусства, в которых революция рассматривалась как источник и объект литературы.

Поисками новых форм и путей развития характеризовалась литературная жизнь периода гражданской войны. В Киеве возникали различные литературные студии, клубы, кафе, вокруг которых группировались как начинающие, так и именитые поэты и прозаики. Наиболее известными среди них стали «Кружок пролетарских писателей», «Мастерская художественного слова», «Художественный цех», «Хлам». Между отдельными литературными группировками шла острая идейная борьба, являвшаяся прямым отражением борьбы классовой. Поэты старшего поколения М. Вороный, А. Олесь, С. Черкасенко и др. социалистической революции не поняли и в начале 1919 г. в обозе Директории оставили Киев, а затем оказались в эмиграции.

Часть писателей и поэтов пыталась занять нейтральную позицию, проповедуя теории «аполитичпостп литературы», «искусства для искусства». Большую известность среди них приобрела группа символистов «Музагет», издававшая в 1919 г. одноименный сборник. В трех вышедших его номерах были представлены написанные в абстрактно-символической манере стихотворения А. А. Слисаренко, В. Л. Полищука, Д. Ю. Загула, П. И. Терещенко, В. М. Ярошенко. Но дыхание революционной эпохи врывалось и па страницы «Музагета», с которых впервые прозвучали «Міжпланетні інтервали», «Плуг» П. Г. Тычины. Они силой своих образов отрицали платформу украинских символистов. Просуществовав около года, «Музагет» распался. Такая же участь постигла группу «неоклассиков».

В 1919 г. в литературной среде наметился, а затем начал активно развиваться процесс перехода передовой творческой интеллигенции на сторону восставшего народа, сотрудничества с Советской властью.

Захват деникинскими войсками Киева дезорганизовал литературную жизнь города. Дегтикинцы преследовали любые проявления национальной культуры, третировали демократически настроенных писателей. От их рук погиб девятнадцатилетний Василь Чумак, перу которого принадлежат знаменитые строчки, поэтически воспевшие союз рабочего класса и крестьянства: «...Молот і плуг. Єднанням братніх заліз викуєм зорю останню: соціалізм».

После восстановления Советской власти культурное строительство в городе продолжалось. Его развитию способствовала резолюция VIII конференции РКП (б) «О Советской власти на Украине», требовавшая «содействовать устранению всех препятствий к свободному развитию украинского языка и культуры».

Культурное строительство тормозилось из-за недостатка бумаги, полиграфической техники. Но к весне 1920 г. благодаря героическим усилиям партийной организации в городе возобновилось массовое издание газет, работа клубов, народных домов, библиотек, организовалось краевое отделение Всеукриздата. В них развернулась деятельность киевских литераторов. В советской прессе активно работали С. В. Пилипенко, Кость Котко (Н. П. Любченко), В. М. Эллан. Их яркая, образная, несущая революционный заряд публицистика, фельетоны, юморески, басни пользовались большой популярностью среди трудящихся.

В 1920 г. по сравнению с предыдущим годом книгоиздательское дело сократилось. Но и в этот трудный период в Киеве были изданы произведения, ставшие вехой в развитии украинской советской литературы. Среди них сборники стихов В. М. Эллана «Удари молота і серця», В. Г. Чумака «Заспів», В. А. Кобылянского «Мій дар», П. Г. Тычины «Замість сонетів і октав», «Плуг», второе издание «Сонячних кларнетів». В сборнике «Плуг» автор в высокопоэтической форме воспел Октябрьскую революцию. Подавляющее большинство стихотворений этого сборника написаны в Киеве в 1919 г., когда власть в городе менялась несколько раз. Многие из них направлены против белогвардейщины, петлюровщины. Они явились свидетельством уже сложившегося мировоззрения поэта, стали классическим образцом революционной поэзии периода гражданской войны.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Сентябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26282930