Поиск

Высшая школа.

Слом буржуазно-помещичьей системы образования коснулся не только начальной и средней, но и высшей школы, двери которой до революции практически были закрыты для широких трудящихся масс. Принятая VIII съездом РКП (б) Программа партии поставила перед большевиками задачу обеспечения «широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих...». Осуществление этой задачи потребовало коренного изменения системы высшего образования, всесторонней ее демократизации.

Реакционное, в большинстве случаев еще дореволюционное руководство вузов не выражало ни малейшего желания внести что-либо новое в закостенелую систему преподавания. Начинать реформу высшей школы следовало с изменения ее руководства. В марте 1919 г. Наркомпрос УССР издал приказ о реорганизации управления институтами и университетами. Должности ректоров, проректоров и деканов ликвидировались. Руководство жизнью высших учебных заведений сосредоточивалось в руках назначаемых отделом высшей школы Наркомпроса комиссаров вузов.

Работа комиссаров направлялась Советом комиссаров вузов. На него возлагалось проведение в жизнь декретов правительства об отделении школы от церкви, отмене платы за обучение, а также изменение правил приема в вузы и т. п. Совет комиссаров провел большую работу по слиянию однопрофильных вузов города. К Киевскому университету присоединили географический, юридический, женский медицинский институты и ряд других высших учебных заведений, к политехническому институту — высший технический. Объединение отдельных вузов производилось с целью унификации программы преподавания, более рационального использования преподавательских кадров, лабораторного оборудования, литературы.

Совет комиссаров вузов проводил большую работу среди профессорско-преподавательского состава и студентов. Революционная часть студенчества широко вовлекалась в управление вузами. В советы вузов и отдельных факультетов наряду с представителями старшего и младшего преподавательского состава входили представители учащихся.

Мероприятия Советской власти нашли поддержку среди революционно настроенной части студенчества. Революционный совет Киевского союза студентов и учащихся, созданный в феврале 1919 г., обратился ко всем студентам и учащимся с призывом принять активное участие в реорганизации высшей школы. Студенчество широко привлекалось к управлению вузами. В советах вузов и факультетов старший, младший преподавательский состав и студенты были представлены приблизительно равным количеством членов.

Декреты СНК УССР «О вступлении в высшую школу» и «О ликвидации платы за обучение в школах» не только законодательно обеспечивали трудящимся право на получение высшего образования, но и делали его реально доступным. Для облегчения рабочим и крестьянам обучения в вузах Наркомпрос УССР летом 1919 г. приступил к организации в Киеве и других городах трехмесячных подготовительных курсов — ноль-семестров. В рабочих районах, на больших фабриках и заводах прошла агитационно-пропагандистская кампания на тему «Высшая пролетарская школа и ноль-семестры», в ходе которой рабочим разъяснялось значение высшего образования. Преимущество при зачислении на ноль-семестры получили активные участники революционной борьбы. В июле курсы начали работу. Некоторые отделения ноль-семестров работали на окраинах города, занятия проводились в вечернее время.

Демократизация вузов не могла не коснуться преподавательского состава. Наиболее реакционных преподавателей освободили от занимаемых должностей. СНК УССР в мае 1919 г. упразднил все научпые степени и звания, а также все привилегии и преимущества, с ними связанные. Для педагогического состава вузов вводилось два общих звания: преподаватель и ассистент.

Во время господства контрреволюционных режимов вузы города оказались в катастрофическом положении: не было денег, топлива, других материальных ресурсов. Все это привело к значительному сокращению как числа учащихся, так и преподавателей. При Директории занятия в Киевском университете вообще не проводились.

Понимая, какое важное значение имеет высшая школа для рабоче-крестьянского государства, партийные и советские органы изыскивали возможности для поддержания высших учебных заведений. После восстановления в Киеве Советской власти в 1919 г. губисполком предоставил кредит университету, обеспечил его топливом. При Совете комиссаров вузов в мае создали специальный комитет, который должен был заниматься хозяйственными делами вузов.

Захват Киева деникинцами прервал работу по реорганизации высшей школы. Белогвардейцы восстановили старую систему образования, вернули уволенных Советской властью преподавателей-реакционеров, закрыли демократические студенческие организации. В вузах Киева, особенно в университете, активизировалась деятельность монархистов и черносотенцев.

После освобождения Киева руководство высшим образованием в городе взял в свои руки губернский отдел народного образования. Ои предпринял решительные меры по ликвидации порядков, насажденных в вузах деникинцами, ликвидировал плату за обучение, отменил чтение курса богословия, балльную систему оценок, восстановил в правах изгнанных студентов и преподавателей. Было решено не возобновлять должность комиссара вуза, а всю административную власть передать вузовским и факультетским советам во главе с председателем и секретарем. Вместе с тем временно сохранялась должность комиссара вузов города.

Советская власть приняла меры к улучшению крайне тяжелого материального положения вузов. С февраля 1920 г. на полное государственное обеспечение перешли университет, политехнический, коммерческий и учительский ипституты, а также высшие женские курсы. Но положение оставалось критическим. Разруха, острый дефицит в кадрах высшей квалификации были главными причинами предпринятой в 1920 г. реорганизации высшей школы на Украине. В марте Наркомпрос УССР разослал на места инструкцию, в которой излагались главные задачи реформы: в первую очередь обеспечить работу медицинских и технических вузов, организовать институты народного образования. Юридические, историко-филологические и физико-математические факультеты из-за тяжелого экономического положепия временно закрывались.

Проведение реорганизации вузов прервало нашествие белополяков. После их изгнания вузы города подверглись существенным преобразованиям. Киевский университет был расформирован, на базе его историко-филологического и физико-математического факультетов, высших женских курсов и учительского института образовался Высший институт народного образования. Осенью 1920 г. в нем училось примерно 4500 студентов. Объединение медицинского факультета университета и женского медицинского института положило начало Киевскому медицинскому ипституту. Коммерческий институт, к которому присоединили юридический факультет университета, был реорганизован в Институт народного хозяйства. Продолжили свою деятельность политехнический, художественный, музыкально-драматический ипституты, снова открылся народный университет-политехникум.

К концу гражданской войны заметно изменилось отношение старой профессуры к Советской власти. Лучшая часть ее отдавала все свои знания и силы становлению советской системы высшего образования. В это время в вузах Киева вели плодотворную научную и педагогическую деятельность такие известные ученые, как Е. Ф. Вотчал, В. П. Ермаков, Б. С. Лысин, А. В. Палладии, Е. О. Патон, Н. Д. Стражеско и др.

Несмотря на жестокую разруху, острый дефицит топлива, электричества, продуктов питания, оборудования, осенью 1920 г. реорганизованные вузы Киева возобновили занятия, развернув подготовку специалистов для народного хозяйства Страны Советов.

 

Губернаторы столицы

Казнен в Шлиссельбургской крепости

Среди государственных деятелей 18 века князь Дмитрий Михайлович Голицын занимал высокое положение. Выросший и воспитанный в условиях старой родовитой боярской среды, он до конца жизни оставался гордым защитником родословных традиций, с презрением относился к иноземцам и случайным людям во времена Петра І. Правда, ему приходилось участвовать в реформах царя, и он умело пользовался их плодами.

Читать полностью...
Криптовалютные токены: дивидентные STE, торговые A2A - технология Any2Any

Календарь

<Сентябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26282930