Поиск

Высшая школа.

Слом буржуазно-помещичьей системы образования коснулся не только начальной и средней, но и высшей школы, двери которой до революции практически были закрыты для широких трудящихся масс. Принятая VIII съездом РКП (б) Программа партии поставила перед большевиками задачу обеспечения «широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих...». Осуществление этой задачи потребовало коренного изменения системы высшего образования, всесторонней ее демократизации.

Реакционное, в большинстве случаев еще дореволюционное руководство вузов не выражало ни малейшего желания внести что-либо новое в закостенелую систему преподавания. Начинать реформу высшей школы следовало с изменения ее руководства. В марте 1919 г. Наркомпрос УССР издал приказ о реорганизации управления институтами и университетами. Должности ректоров, проректоров и деканов ликвидировались. Руководство жизнью высших учебных заведений сосредоточивалось в руках назначаемых отделом высшей школы Наркомпроса комиссаров вузов.

Работа комиссаров направлялась Советом комиссаров вузов. На него возлагалось проведение в жизнь декретов правительства об отделении школы от церкви, отмене платы за обучение, а также изменение правил приема в вузы и т. п. Совет комиссаров провел большую работу по слиянию однопрофильных вузов города. К Киевскому университету присоединили географический, юридический, женский медицинский институты и ряд других высших учебных заведений, к политехническому институту — высший технический. Объединение отдельных вузов производилось с целью унификации программы преподавания, более рационального использования преподавательских кадров, лабораторного оборудования, литературы.

Совет комиссаров вузов проводил большую работу среди профессорско-преподавательского состава и студентов. Революционная часть студенчества широко вовлекалась в управление вузами. В советы вузов и отдельных факультетов наряду с представителями старшего и младшего преподавательского состава входили представители учащихся.

Мероприятия Советской власти нашли поддержку среди революционно настроенной части студенчества. Революционный совет Киевского союза студентов и учащихся, созданный в феврале 1919 г., обратился ко всем студентам и учащимся с призывом принять активное участие в реорганизации высшей школы. Студенчество широко привлекалось к управлению вузами. В советах вузов и факультетов старший, младший преподавательский состав и студенты были представлены приблизительно равным количеством членов.

Декреты СНК УССР «О вступлении в высшую школу» и «О ликвидации платы за обучение в школах» не только законодательно обеспечивали трудящимся право на получение высшего образования, но и делали его реально доступным. Для облегчения рабочим и крестьянам обучения в вузах Наркомпрос УССР летом 1919 г. приступил к организации в Киеве и других городах трехмесячных подготовительных курсов — ноль-семестров. В рабочих районах, на больших фабриках и заводах прошла агитационно-пропагандистская кампания на тему «Высшая пролетарская школа и ноль-семестры», в ходе которой рабочим разъяснялось значение высшего образования. Преимущество при зачислении на ноль-семестры получили активные участники революционной борьбы. В июле курсы начали работу. Некоторые отделения ноль-семестров работали на окраинах города, занятия проводились в вечернее время.

Демократизация вузов не могла не коснуться преподавательского состава. Наиболее реакционных преподавателей освободили от занимаемых должностей. СНК УССР в мае 1919 г. упразднил все научпые степени и звания, а также все привилегии и преимущества, с ними связанные. Для педагогического состава вузов вводилось два общих звания: преподаватель и ассистент.

Во время господства контрреволюционных режимов вузы города оказались в катастрофическом положении: не было денег, топлива, других материальных ресурсов. Все это привело к значительному сокращению как числа учащихся, так и преподавателей. При Директории занятия в Киевском университете вообще не проводились.

Понимая, какое важное значение имеет высшая школа для рабоче-крестьянского государства, партийные и советские органы изыскивали возможности для поддержания высших учебных заведений. После восстановления в Киеве Советской власти в 1919 г. губисполком предоставил кредит университету, обеспечил его топливом. При Совете комиссаров вузов в мае создали специальный комитет, который должен был заниматься хозяйственными делами вузов.

Захват Киева деникинцами прервал работу по реорганизации высшей школы. Белогвардейцы восстановили старую систему образования, вернули уволенных Советской властью преподавателей-реакционеров, закрыли демократические студенческие организации. В вузах Киева, особенно в университете, активизировалась деятельность монархистов и черносотенцев.

После освобождения Киева руководство высшим образованием в городе взял в свои руки губернский отдел народного образования. Ои предпринял решительные меры по ликвидации порядков, насажденных в вузах деникинцами, ликвидировал плату за обучение, отменил чтение курса богословия, балльную систему оценок, восстановил в правах изгнанных студентов и преподавателей. Было решено не возобновлять должность комиссара вуза, а всю административную власть передать вузовским и факультетским советам во главе с председателем и секретарем. Вместе с тем временно сохранялась должность комиссара вузов города.

Советская власть приняла меры к улучшению крайне тяжелого материального положения вузов. С февраля 1920 г. на полное государственное обеспечение перешли университет, политехнический, коммерческий и учительский ипституты, а также высшие женские курсы. Но положение оставалось критическим. Разруха, острый дефицит в кадрах высшей квалификации были главными причинами предпринятой в 1920 г. реорганизации высшей школы на Украине. В марте Наркомпрос УССР разослал на места инструкцию, в которой излагались главные задачи реформы: в первую очередь обеспечить работу медицинских и технических вузов, организовать институты народного образования. Юридические, историко-филологические и физико-математические факультеты из-за тяжелого экономического положепия временно закрывались.

Проведение реорганизации вузов прервало нашествие белополяков. После их изгнания вузы города подверглись существенным преобразованиям. Киевский университет был расформирован, на базе его историко-филологического и физико-математического факультетов, высших женских курсов и учительского института образовался Высший институт народного образования. Осенью 1920 г. в нем училось примерно 4500 студентов. Объединение медицинского факультета университета и женского медицинского института положило начало Киевскому медицинскому ипституту. Коммерческий институт, к которому присоединили юридический факультет университета, был реорганизован в Институт народного хозяйства. Продолжили свою деятельность политехнический, художественный, музыкально-драматический ипституты, снова открылся народный университет-политехникум.

К концу гражданской войны заметно изменилось отношение старой профессуры к Советской власти. Лучшая часть ее отдавала все свои знания и силы становлению советской системы высшего образования. В это время в вузах Киева вели плодотворную научную и педагогическую деятельность такие известные ученые, как Е. Ф. Вотчал, В. П. Ермаков, Б. С. Лысин, А. В. Палладии, Е. О. Патон, Н. Д. Стражеско и др.

Несмотря на жестокую разруху, острый дефицит топлива, электричества, продуктов питания, оборудования, осенью 1920 г. реорганизованные вузы Киева возобновили занятия, развернув подготовку специалистов для народного хозяйства Страны Советов.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Сентябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26282930