Поиск

Политико-воспитательная и культурно-просветительная работа.

С первых же дней после победы Великого Октября, преодолевая яростный натиск мирового империализма и сил внутренней контрреволюции, Коммунистическая партия повела деятельную борьбу за создание новой, советской культуры. В ней большевики видели могучее оружие революционного преобразования общества, идейно-воспитательной и пропагандистской работы, коммунистического просвещения трудящихся. Особое место в становлении украинской советской культуры принадлежит Киеву — главному центру культурной жизни республики. Еще в годы гражданской войны в Киеве происходило интенсивное культурное строительство. Делались первые, но чрезвычайно важные шаги в деятельности общеобразовательной и высшей школ, организации научно-исследовательских работ, становлении советской украинской литературы и искусства.

Для проведения социалистических преобразований необходимо было привлечь к активной политической жизни широкие массы трудящихся. Поэтому одной из важнейших задач культурного строительства стало всемерное развитие политической и культурно-просветительной работы, призванной, как отмечалось в решениях VIII съезда РКП (б), способствовать формированию у рабочих и крестьян коммунистического сознания, ясного понимания происходивших событий.

Киев и до революции располагал значительным количеством школ, вузов, библиотек, клубов, издательств. Но их работа подчинялась интересам господствующих классов. Перед советскими и партийными органами встала задача демократизации культурной жизни города.

Диктатура пролетариата лишила буржуазию такого чрезвычайно важного способа влияния па массы, как печатное слово. Изданные в конце 1917 — начале 1918 г. Советом Народных Комиссаров декреты «О печати», «О революционном трибунале печати» содержали юридические основания для ликвидации буржуазных и других антисоветских печатных органов, открывали перспективы для развития советской коммунистической прессы. В конце января 1918 г. Совет рабочих депутатов Киева принял решение закрыть реакционную газету «Киевлянин». В январе 1919 г., после восстановления Советской власти, были закрыты буржуазные газеты: «Вечерняя», «Экстренная», «Мельница», «Чертова кукла», «Брачная газета» и др. В то же время начала создаваться советская коммунистическая пресса. В 1917—1918 гг. в Киеве издавалась «Пролетарская мысль», в 1919 г.— «Киевский коммунист», «Известия», «Большевик», «Сшьська комуна», «Красная Армия», «Молот и плуг», в 1920 г.— «Известия Киевского губревкома», «Більшовик», «Украинская беднота», «Киевский пролетарий», «Рабочая молодежь» и др.

В марте 1919 г. в Киеве (ул. Ленина, 32) было создано Всеукраинское издательство (Всеукргосиздат). Согласно постановлению ВУЦИК все государственные и частные издательства с их материальной базой и запасами бумаги передавались в его распоряжение. Издательства УССР, и в первую очередь Всеукргосиздат, несмотря на дефицит бумаги, отсутствие достаточного количества полиграфической техники, наладили массовый выпуск агитационной литературы: книг, брошюр, листовок, плакатов.

Большое внимание уделялось изданию работ классиков научного коммунизма. В годы гражданской войны в Киеве вышли «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, «Принципы коммунизма» и «Крестьянская война в Германии» Ф. Энгельса, около тридцати работ В. И. Ленина. В популярном изложении печатались биографии К. Маркса и В. И. Ленина, многократно издавались брошюры с текстом Конституции РСФСР и Конституции УССР, материалы партийных съездов.

Главным печатным средством массовой агитации и пропаганды стала политическая брошюра. В 1919— 1920 гг. издательства Киева выпустили сотни брошюр на политические темы. Некоторые из них были написаны видными деятелями Коммунистической партии и Советского государства Е. Б. Бош, С. И. Гопнер, В. А. Карпинским, А. М. Коллонтай, А. В. Луначарским, Н. Л. Мещеряковым, Н. И. Подвойским и др.

Большую помощь агитационно-пропагандистской литературой киевлянам оказывали партийные и советские органы Москвы и Петрограда. В Петрограде Наркомпрос УССР приобрел в 1919 г. шесть вагонов литературы. 11 марта 1919 г. газета «Киевский коммунист» сообщала, что Центропечать (Москва) передала Киевскому губвоенкомату большое количество литературы.

И все же и в республике в целом, и в Киеве ощущался острый недостаток печатной продукции. Жизнь ставила задачу с максимальной эффективностью использовать имеющиеся книги, журналы, брошюры, газеты. Вопрос о распространении прессы в рабочих кварталах Киева в мае 1919 г. специально рассматривался Президиумом ВУЦИК. Он предложил Всеукриздату найти новые формы использования печатной продукции. А 15 июня газета «Большевик» сообщила, что отдел снабжения и распространения печати Всеукриздата установил в городе «особые художественные щиты с агитационными лозунгами. Щиты эти расставляются по всему городу, особенно в местах скопления рабочих, прислуги, приезжего крестьянского населения». Расклеенные на щитах газеты, говорилось в статье, «с утра до вечера окружены группами читателей».

Особое внимание Советская власть уделяла развитию библиотечного дела. В июле 1918 г. за подписью В. И. Ленина был издан декрет «Об охране библиотек и книгохранилищ». Руководствуясь им, Наркомпрос УССР провел ряд мероприятий по реорганизации библиотечного дела. В марте 1919 г. в Киеве состоялось совещание работников Наркомпроса и профсоюзов, принявшее решение провести учет книжных фондов и установить государственный контроль над ними. Книжная палата и библиотечная секция при исполкоме Киевского Совета выдавали охранные грамоты на ценные книги и библиотеки. Брались на учет частные книжные склады и магазины. В это время в Киеве уже работало 17 общественных библиотек и среди них Всенародная библиотека прп Украинской академии наук (сейчас — Центральная научная библиотека АН УССР). В 1920 г. библиотека насчитывала в своих фондах более 400 тыс. единиц хранения.

Политико-воспитательная и культурно-просветительная работа в годы гражданской войны самым тесным образом была связана со становлением и совершенствованием сети культурно-просветительных учреждений. В принятой VIII съездом партии Программе РКП (б) подчеркивалось, что одной из ближайших задач в области народного просвещения является создание сети библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекториев, кинематографов, студий и т. п. В Киеве получила распространение большая часть этих учреждений. В 1919 г. действовали Высшая партийная школа при ЦК КП(б)У, Центральная школа советской работы, 10 районных партийных школ, 4 народных дома. На Печерске, Подоле, Шулявке, Соломенке, Куреневке открылись районные рабочие клубы. Возникли клубы и на больших заводах и фабриках.

Для организации пролетарских культурно-просветительных учреждений горисполком передавал партийным, профсоюзным, военным организациям помещения бывших буржуазных общественных и частных заведений. 20 февраля 1919 г. в Киеве закрыли все театры-варьете, кабаре, кафешантаны. В помещении бывшего театра «Пель-Мель» на Крещатике начал работу гарнизонный красноармейский клуб им. Т. Г. Шевченко, в помещении кафе «Франсуа» на Фундуклеевской открылся рабочий клуб «Коммуна», помещение купеческого собрания отдали Пролетарскому дому искусств.

Партийные, рабочие, профсоюзные клубы стали центрами культурно-просветительной работы. Здесь регулярно проходили собрания, митинги, диспуты, читались лекции, работали различные кружки и секции. Число клубов увеличивалось: если в марте 1919 г. было лишь 5 рабочих клубов, то к лету — уже 21. Деникипцы закрыли большую часть их, и в январе 1920 г. действовало лишь 3 рабочих клуба, зато к концу 1920 г., после восстановления Советской власти, их количество возросло до 52.

Особой популярностью в городе пользовались школы для взрослых, призванные ликвидировать неграмотность — самое серьезное препятствие на пути развития политической активности масс. По инициативе и прп поддержке партийных органов губнаробраз и культурно-просветительные отделы профсоюзов в Киеве с весны 1919 г. начали обучение грамоте взрослого населения. 8 марта киевские «Известия» сообщили, что коллегия просвещения и пропаганды исполкома Киевского Совета рабочих депутатов рассмотрела и приняла проект организации внешкольного образования в г. Киеве и губернии. Планировалось создать школы для взрослых четырех ступеней: первая (для неграмотных) — одногодичное обучение элементарной грамоте с беседами, чтениями и лекциями, вторая (для малограмотных) — трехгодичное обучение по общеобразовательной программе в объеме начальной школы, третья (для грамотных) — двухгодичное обучение в объеме четырех старших классов средней школы, четвертая ступень — трехгодичные народные университеты.

В марте профсоюзы открыли на Соломенке, Лукьяновке и Шулявке 5 школ для взрослых, в апреле губнаробраз создал еще 13 таких школ. Правда, их структура несколько отличалась от предложенной в проекте: курс для неграмотных составлял три года, для малограмотных — два. К июню в городе работали 43 школы для взрослых. В школах кроме грамоты на родном языке изучались арифметика, география, история, природоведение и политическая экономия. Летом 1919 г. при Наркомпросе открылись курсы подготовки учителей для школ взрослых. В первом потоке к занятиям приступили 150 курсантов.

Особое место в борьбе с неграмотностью принадлежало ленинскому декрету «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», принятом Советом Народных Комиссаров в декабре 1919 г. С начала 1920 г. действие декрета распространилось и на территорию Украинской ССР.

В 1920 г. в Киеве была создана специальная комиссия по ликвидации неграмотности. Она проводила работу в тесном содружестве с культотделом городского совета профсоюзов. Комиссия открыла 54 школы для взрослых, в которых 65 учителей обучали 2200 учеников. Несмотря на хозяйственную разруху, учащихся школ обеспечили учебниками (из Москвы прислали около 2 тыс. букварей) и другой литературой. Занятия проводились вечером три-четыре раза в неделю.

Наряду с обучением элементарной грамоте рабочие проходили школу политического образования. Митинги, лекции и беседы на политические темы занимали ведущее место в политико-воспитательной и культурно-просветительной работе. Лекции читались на заводах и фабриках, в клубах, школах, в помещениях партийных и профсоюзных организаций, в парках и скверах. О месте, времени проведения лекций регулярно сообщала городская пресса. Тематика лекций отличалась разнообразием, но с особым интересом слушались лекции об истории революционного движения, международном положении, политике партии и Советской власти, по различным областям знаний, культуры и искусства. Все лекции пользовались огромной популярностью. Только лекторы Политпросвета в 1920 г. выступили тысячу раз с лекциями на темы текущего момента.

Своеобразным лекторием для киевлян стал день отчетов наркоматов, когда перед трудящимися выступали председатель СНК республики, руководители наркоматов, ВУЧК.

Не менее популярны были и митинги. В отдельные дни их количество достигало нескольких десятков. Например, 27 июля 1919 г. в связи с предстоящей мобилизацией в городе прошло 33 митинга на тему: «Советская власть в опасности». Для агитации и пропаганды умело использовались советские праздники — годовщины Красной Армии, 1 Мая, День Всеобуча и т.д.

Трудящиеся Киева встречали первый советский Первомай в 1919 г. В апреле в городе создали оргкомитет, который провел большую подготовительную работу по проведению праздника. Дома и улицы старательно украшались кумачом, электрическими гирляндами, зеленью и цветами. На Крещатике построили триумфальную арку, в парках — театральные подмостки, трибуны для митингов. Устанавливались передвижные киноустановки, снаряжались специальные агиттрамваи и агитмашины.

Утром 1 Мая к Софиевской площади — центру праздника — начали подходить рабочие колонны. Прибыли представители ЦК КП(б)У, ВУЦИК, СНК УССР. В 12 часов трибуны, заполненные киевлянами, стали свидетелями первого в городе военного парада частей Красной Армии. Парад принимали Г. И. Петровский и Н. И. Подвойский. За военными на площадь выехали автомобили, на которых киевские актеры и спортсмены демонстрировали живые картины из революционного прошлого: Французской революции 1789 г., Парижской коммуны 1871 г., Февральской и Октябрьской революций 1917 г. Затем площадь заполнили колонны демонстрантов. Над городом с самолетов разбрасывались первомайские листовки. После демонстрации на Софиевской площади состоялся грандиозный митинг. На нем выступили Г. И. Петровский, А. Г. Шлихтер. Н. И. Подвойский, А. С. Бубнов. Вечером в кинотеатрах и клубах демонстрировалась политическая кинохроника, фильм «Мир хижинам, война дворцам». Театральные коллективы специально к 1 Мая подготовили инсценизации на политические темы, представления по мотивам произведений Т. Г. Шевченко.

27 июля широко проводился День Всеобуча. После демонстрации представителей партийных и рабочих организаций, частей гарнизона состоялся общегородской митинг, где выступили Д. 3. Мануильский, А. М. Коллонтай, Ф. Я. Кон. На больших городских площадях «огромные толпы народа с затаенным дыханием слушали записанные на пластинки речи пролетарского вождя — В. И. Ленина». Идейно-воспитательный эффект первых советских праздников был огромен.

В агитационно-пропагандистской работе успешно использовались «дни» и «недели». В феврале 1920 г. проводилась Неделя фронта и транспорта, во время которой состоялось множество митингов и других политико-воспитательных мероприятий. В декабре того же года в городе прошел день «Книга — Красной Армии», имевший целью разъяснение характера и задач Красной Армии, пропаганду ее успехов, сбор для красноармейцев политической и художественной литературы.

Городская партийная организация и советские органы использовали самые разнообразные формы и методы ведения политико-воспитательной и культурно-просветительной работы, призванной формировать у трудящихся марксистско-ленинское мировоззрение, коммунистическую идеологию и мораль. В условиях гражданской войны агитация и пропаганда подчинялись требованиям мобилизации трудящихся масс на разгром внутренней и внешней контрреволюции, осуществление первых социалистических преобразований.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Сентябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26282930