Поиск

Ремесло.

Значительное место в экономике древнего Киева занимало ремесленное производство. Это убедительно показали уже раскопки В. Хвойки в 1907-1909 гг. На сравнительно небольшой территории, занимаемой ныне Государственным историческим музеем УССР, были обнаружены две костерезные, одна камнеобрабатывающая и две ювелирные мастерские. Полуфабрикаты, найденные в ювелирных мастерских, свидетельствуют о том, что здесь изготовляли дорогие изделия из цветных металлов, отделанные перегородчатыми эмалями.

Со времени первых находок прошло более полувека, за этот период археология Киева обогатилась новыми открытиями. Раскопано более 30 ремесленных мастерских, выявлен огромный и исключительно важный материал, дающий возможность характеризовать Киев как один из крупнейших ремесленных центров Руси.

Остатки мастерских были обнаружены на территории древнего Киева не только в традиционно ремесленных районах — на Подоле и Замковой горе, но и в границах киевского детинца, вблизи княжеских дворцов, в усадьбах монастырей. Здесь трудились ремесленники более 60 специальностей. Их изделия удовлетворяли потребности княжеской и боярской знати, высшего духовенства, монастырей и соборов, поступали на внутренние и международные рынки.

Уже в X в. киевские ремесленники освоили ряд сложных в техническом отношении производств — обработка железа, литье ювелирных изделий в каменных формочках, изготовление строительной керамики. Видимо, к началу XI в. относится овладение секретами стеклоделия, эмали, черни, зерни, поливы и других отраслей художественного ремесла. Характерной чертой киевского ремесленного производства являлся непрерывный рост его технической зрелости, причем высший этап развития приходился на XII — начало XIII в. Изучение обстоятельств гибели ремесленных мастерских древнего Киева показывает, что основная их масса прекратила свое существование в результате разгрома города монголо-татарами в декабре 1240 г. Большая часть известных ныне произведений киевского ремесла датируется XII — началом XIII вв.

Ведущей отраслью ремесленного производства Киева X—XIII вв. являлось кузнечное, изделия которого встречаются в массовом количестве во время раскопок. Киевские кузнецы владели всеми техническими и технологическими приемами обработки железа. В X—XI вв. им была известна технология многослойных изделий, техника сварки железа и стали, цементация, в XII—XIII в.— технология наварки стальных лезвий на железную основу.

В Киеве производились все разновидности изделий из железа и стали список которых включал 150 наименований. Главным средоточием кузнечного ремесла был Подол, но оно имело место также и в пределах Верхнего города.

Древний Киев имел хорошо налаженную металлургическую базу, которая находилась за его пределами. Железо добывалось в местах залежей болотных руд общинными и вотчинными домниками, теснейшим образом связанными с киевским рынком или хозяйством киевской феодальной знати.

Высокого уровня развития достигло в Киеве художественное ремесло, обладавшее значительной производственной мощностью. Только в 60 кладах, обнаруженных в пределах Верхнего города, насчитывалось более 3 тыс. дорогих ювелирных изделий из золота, серебра, сплавов. Большие серии вещей составляют медные кресты-энколпионы, иконки, браслеты, серьги, медальоны и другие изделия, вышедшие из мастерских Киева.

Уже в X в. литейное ювелирное ремесло находилось на высоком уровне развития. Киевские мастера наладили массовое производство поясных декоративных бляшек с использованием каменных формочек. В XII — начале XIII в. они освоили новую технику оловянных и свинцовых отливок, представлявших имитацию драгоценных золотых и серебряных изделий. Эта продукция поставлялась на внутренний рынок; вещи, отлитые в киевских имитационных формочках, обнаружены в Новгороде, городах Северо-Восточной и Северо-Западной Руси.

Монополией киевских литейщиков было изготовление крестов-энколпионов, которые расходились по всей Руси и даже за ее пределами. В работе над литейными формочками для энколпионов самой сложной задачей было выполнение фигур святых. Эта художественная работа требовала большого навыка и уверенной руки. Киев располагал такими кадрами мастеров — художников и ювелиров.

Подлинных вершин киевские мастера прикладного искусства достигли в производстве перегородчатых эмалей. Княжеские диадемы и бармы, медальоны и колты, кресты и ожерелья, драгоценные переплеты книг и сегодня поражают высоким мастерством и свежестью красок. Этот вид художественного ремесла, возникнув в Киеве в XI в., достигает наивысшего развития в XII — начале XIII в. Пройдя школу греческих мастеров, киевские эмальеры уже к началу XII в. в состоянии были выполнить заказ любой сложности. Не случайно в украшении знаменитого Мстиславова Евангелия, написанного в Новгороде около 1117 г., наряду с византийскими принимали участие и киевские мастера. Как видно из приписки к Евангелию, книгу возили в Царьград, затем в Киев, где и «сконьчася въсе дело».

С киевской эмальерной мастерской исследователи уверенно связывают две княжеские диадемы (с деисусным чином и с изображением Александра Македонского), большую часть медальонов от барм, многие колты, кресты-энколпионы, ряд образков.

В XII в. эмальерное производство получило развитие в Новгороде, Галиче, Рязани и других древнерусских городах, но крупнейшим его центром оставался Киев. Ныне известно свыше 100 предметов, украшенных перегородчатой эмалью, и более половины их найдено в кладах Киева и Киевщины. В Киеве, на Старокиевской горе, раскопаны также и ювелирные мастерские, в которых изготовлялись вещи с перегородчатой эмалью. Функционировали они, как можно заключить по составу находок, в конце XII — первой половине XIII в. и погибли во время монголо-татарского разгрома Киева.

Большое число ювелирных изделий древнего Киева выполнено в технике филиграни, или скани, а также тесно связанной с ней зерни. Это трехбусинные серьги киевского типа, лунницы, звездчатые колты, ожерелья. медальоны, оклады икон. Чтобы представить себе уровень технического мастерства древних мастеров, следует сказать, что на сравнительно небольшие звездчатые колты они умели напаивать около 5 тыс. микроскопических колечек и посадить в них столько же зерен. Не меньшее мастерство требовалось от ювелиров и при изготовлении украшений в технике скани. Из тонкой золотой проволоки они скручивали небольшие ажурные бусины, выкладывали тонкие узоры на обрамлениях медальонов, окладах книг. Изучение ювелирных изделий, исполненных в технике скани, показывает, что древнерусские мастера владели в совершенстве техникой паяния. Им были известны те же составы припоев, что и современным ювелирам.

В киевском ювелирном ремесле для получения тонкой проволоки применялась техника волочения. Наиболее трудной задачей было получение проволоки крупного калибра (2—3 мм) для шейных гривен. Находка в Киеве медного проволочного жгута, из которого можно было изготовить восемь—десять гривен свидетельствует о том, что древние мастера успешно справлялись с ней.

Одним из интереснейших технологических и орнаментальных приемов древнерусского художественного ремесла являлось искусство чернения. В этой технике изготовлены серебряные браслеты, колты, перстни, медальоны, некоторые виды бронзовых крестов-энколпионов. Сложной технологией приготовления черневой массы (в состав которой входили серебро, красная медь, сера, поташ, бура и соль), а также нанесения ее на изделия киевские мастера владели свободно. Кроме того, они были хорошими чеканщиками, литейщиками, резчиками по металлу.

Древнейшие серебряные изделия, украшенные черневым узором, датируются X в. В последующие столетия эта техника получает широкое развитие. До конца XII в. в черновом искусстве распространенным был черный фон и светлый рельефный рисунок. Некоторые киевские вещи, в частности широкие серебряные браслеты, являются примером того, как ювелиры постепенно отказывались от черного фона. В конце XII в. они переходят к новой технике, при которой черневой массой заполнялся только рисунок, а фон оставался гладким, натуральным.

Вершиной черневого искусства являются широкие браслеты-наручи, которые принадлежат в числу лучших произведений древнерусского художественного ремесла. Согласно сведениям, поступившим в литературу, в Киеве найдено десять таких браслетов. Стилистически все они близки между собой, но отличаются разнообразием декора. На створках наручей, которые чаще всего разделены тремя киотцами, изображены фантастические звери и птицы, цветы, растительные мотивы. Поражает исключительная декоративность изображений. Хвосты зверей и птиц стилизованы в виде сплетений растительных побегов, заполняющих все свободное пространство киотцев. Схематизм в трактовке сиринов и драконов, грифонов и симарглов также усиливает впечатление декоративности.

В большинстве своем изображения на серебряных браслетах являются отражением языческой символики, которая дольше всего удерживалась в народном творчестве. На некоторых наручах имеются изображения жанровых сценок, которые тематически перекликаются с композицией скоморошьих игр и плясок на южной лестничной башне Софийского собора в Киеве.

Изготовление широких браслетов-наручей было освоено киевскими мастерами не ранее середины XII в. В наборе украшений предыдущего периода они не встречаются. На этом основании высказано предположение, что форма русских серебряных наручей генетически восходит к византийским. Исходя из общих тенденций в развитии древнерусского прикладного искусства, испытывавшего большое влияние византийского, такой вывод представляется вполне естественным. Русские серебряные браслеты, совершенно отличаясь от византийских стилем сюжетных и орнаментальных композиций, а также техникой их исполнения (рельеф), по форме действительно очень близки к ним. Правда, византийские браслеты также датируются XII—XIII вв. и пока неясно, имеют ли они сами корни в наборе местных украшений более раннего времени.

Областью, тесно связанной с производством эмалей, было стеклоделие. Долгое время исследователи считали, что на Руси оно не было развито и что все вещи из стекла Русь получала из Византии. Раскопки В. В. Хвойки опровергли это ошибочное мнение, а открытия последующих лет неоспоримо показали существование стеклоделательного производства в Киеве. Обнаруженные на территории Киева шесть стекловаренных мастерских свидетельствуют о широком развитии киевского стеклоделательного ремесла. Если появление стеклянного производства на Руси следует датировать временем не раньше XI в., то XII—XIII вв. были временами расцвета этого вида ремесла. Ассортимент его продукции чрезвычайно разнообразен: браслеты, кубки, бокалы, рюмки, флаконы, оконное стекло, смальта. Киевские стеклянные изделия удовлетворяли не только нужды столицы Руси, но и поступали на широкий рынок. Особой массовостью и разнообразием отличалась продукция киевских браслетчиков, которые вплоть до середины XII в. удерживали монополию производства стеклянных браслетов и являлись главными поставщиками их в другие земли. Киевским стеклоделам известны были и секреты хрусталя.

Огромный размах строительства, развернувшегося в Киеве с X в., вызвал к жизни целый ряд вспомогательных [ремесел, в том числе обработку камня. Киевские резчики изготовляли шиферные плиты для полов, ограждения церковных хоров, карнизы, декоративные плиты, шиферные саркофаги. О масштабах камнеобрабатывающего ремесла красноречиво свидетельствует следующий факт. Во время раскопок
Успенского собора Печерского монастыря удалось обнаружить около 250 шиферных плит, которые покрывали площадь более 500 м2. В Киеве как показали новые раскопки, работали мастерские по изготовлению веретенных пряслиц, украшений из шифера и других пород камня, а также янтаря.

Одним из древнейших и наиболее развитых ремесел Киева являлась обработка дерева. «Древоделы», возводившие киевские укрепления кварталы рубленых домов, деревянные церкви, уже в XI в. были объединены в артели. Об этом можно судить на основании рассказа о постройке церкви св. Бориса и Глеба в Вышгороде. Изяслав Ярославич, призвав к себе «старейшину древоделям, повеле ему церковь възградити». «Старейшина же ту абие събра вся сущая под ним древоделя».

Уже в X в. в Киеве, кроме плотников, были мастера, занимавшиеся изготовлением мебели, лодок и судов, телег, посуды, бочек. Раскопки последних лет обнаружили в обводненных слоях Подола X — начала XI в. большое число деревянных изделий, среди которых резные наличники, болясины, уключины от весел, точеные миски, ковши, коробы из липовой и березовой коры, бочки, колесо, полоз от саней, поплавки для рыбацких сетей и др.

Исследователи, изучавшие новгородское резное дерево, отмечали, что расцвет этого вида ремесла приходится на XII в. Вероятно, то же можно сказать и о деревообрабатывающем ремесле Киева. Во время раскопок тайника Десятинной церкви в 1939 г. исследователи обнаружили обломки великолепного деревянного блюда, внутренняя поверхность которого покрыта тонкой резьбой. Точеная деревянная посуда неоднократно встречалась в сгоревших жилищах Киева XII—XIII вв. В связи с тем, что в слоях этого времени органические остатки сохраняются чрезвычайно плохо, деревянные изделия этих веков в Киеве не принадлежат к числу массовых находок.

Значительное развитие получила в древнем Киеве обработка кости. Из нее делали гребни, рукоятки ножей, иголки и игольники, проколки, коньки, накладные пластины для лука, стрелы, пластинки для панцырей, кастаньеты, писала, шашки и шахматы, иконки и др. Они в большом количестве обнаруживаются во время раскопок культурных слоев X—XIII вв. Известны в Киеве также и костерезные мастерские; три из них были открыты на Старокиевской горе и две — на Замковой. Вещи, изготовленные из кости, как правило, хорошо орнаментированы.

Наиболее характерным и распространенным орнаментом являлся так называемый глазково-циркульный. Кроме него применялся геометрический, растительный в виде изысканной плетенки, и звериный.

Самой массовой продукцией киевских ремесленников являются керамические изделия. Ассортимент их исключительно разнообразен. Это кухонные горшки, миски, кувшины, корчаги, амфорки киевского типа, голосники, светильники, облицовочные поливные плитки, писанки, мелкая пластика.

Значительным достижением киевских гончаров было производство поливной керамики — столовой посуды, майоликовых плиток, писанок, статуэток. Расцвет поливного мастерства в Киеве был обусловлен высоким уровнем развития эмальерного дела. Разнообразие изделий, знакомство с несколькими системами горнов, знание сложной технологии многоцветной поливы ставит киевских мастеров керамики на одно из первых мест среди европейских ремесленников. В XII в. они на внутреннем рынке составили конкуренцию даже византийским керамистам, в связи с чем произошло ограничение ввоза на Русь византийской поливной посуды.

По форме киевское ремесло делилось на свободное городское, вотчинное и монастырское. Древнейшей социальной формой являлось вотчинное ремесло. Археологические исследования древнего Киева, ведшиеся долгое время преимущественно на территории «города Владимира» в пределах монастырских усадеб, способствовали тому, что последнее было изучено полнее и разностороннее, чем посадское.

Мастерские, обнаруженные вблизи Десятинной церкви и каменных дворцов, а также в усадьбах бывших Михайловского и Печерского монастырей, равно как и вещи, ими изготовленные, свидетельствуют о том, что придворные златокузнецы и эмальеры, мастера скани и зерни были законодателями мод как для Киева, так и для других городов. Кроме драгоценных изделий из золота и серебра, удовлетворявших потребности княжеско-боярской верхушки, вотчинные ремесленники изготовляли и более дешевые виды продукции, поступавшей на рынок. Причем со временем наблюдается тенденция к увеличению объема их рыночного производства. Появление каменных литейных формочек у ювелиров, работавших в княжеской части Киева, указывает, вероятно, на стремление вотчинных ремесленников к овладению широким провинциальным рынком. С момента выхода на рынок вотчинное ремесло принимает двойственный характер. С одной стороны, оно продолжает развиваться как вотчинное, с другой — приобретает все больше черт свободного городского ремесленного производства.

Характеризуя вотчинное ремесло, исследователи, как правило, основываются на мастерских, обнаруженных в Верхнем городе. Это естественно. В большинстве своем зависимые ремесленники действительно работали на территории феодальных (княжеских, боярских и монастырских) дворов. Вместе с тем ряд отраслей вотчинного ремесла развивался вне пределов этих дворов. К ним, в частности, относится гончарное производство. Бесспорно, значительную часть массовой керамической продукции поставляли на городской рынок княжеские мастерские. Об этом свидетельствуют многочисленные клейма в виде княжеских знаков на днищах кухонных горшков, найденные в различных частях города. Между тем ни на территории великокняжеского двора, ни вблизи него следов гончарного производства не обнаружено. Оно сосредоточивалось в посадской части древнего Киева, в непосредственной близости к источникам сырья.

То же можно сказать о добыче и обработке железа. Развитие этих отраслей ремесла в вотчинном секторе не вызывает сомнения, но связать их непосредственно с княжеским или монастырским хозяйством на основании археологических находок не представляется возможным.

Местом средоточия свободного городского ремесла древнего Киева был посад. Серьезные археологические исследования его по существу только начаты, но уже дали важные материалы, свидетельствующие о развитии на Подоле таких отраслей производства, как ювелирное, камнерезное, деревообрабатывающее, стеклодельное, кузнечное.

Судя по находке ювелирной мастерской X в. в районе пересечения линии метрополитена и ул. Верхний Вал, посадское ремесло уже в это время достигло высокого уровня развития. Со временем под воздействием рынка оно непрерывно увеличивало объем и расширяло ассортимент выпускаемой продукции. Об этом, в частности, свидетельствуют имитационные формочки. Посадские ремесленники при помощи упрощенных технических приемов пытались наладить массовый выпуск ювелирных изделий, напоминавших драгоценные и дорогостоящие вещи княжеских мастерских.

Специфика некоторых видов ремесел обусловливала их концентрацию в определенных районах: вблизи источников сырья (гончарное), у воды (кожевенное), на окраине города (кузнечное). Ремесленники этих специальностей уже в древнерусское время могли иметь свою организацию во главе со «старейшинами».
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить