Поиск

Кино.

Большое распространение в Киеве получило кино. Поставщиками первых кинолент, содержание которых составляли мелодрамы, фарсы, феерии, кинохроника, видовые фильмы, были в основном французские фирмы. Одна из них — «Братья Пате» — организовала в 1907 г. в городе филиал, продававший фильмы и киноаппараты. «Иллюзионы», «синематографы», «кинотеатры» множились с необычайной скоростью, и в 1911 г. в Киеве было 30 кинотеатров, находившихся, как правило, в центре города. Программа одного киносеанса, длившегося 25—40 минут, состояла обычно из нескольких небольших лент разного содержания.

Одной из первых сюжетных лент, созданных в Киеве, была сценка «Кочубей в темнице», отснятая в фотографии на Крещатике в 1907 г. Во время гастролей в Петербурге артистов театра Садовского и труппы Суслова фотограф при Государственной думе А. Дранков, открывший в 1907 г. первое в России синематографическое ателье, заснял на пленку несколько фрагментов спектаклей с участием артистов этих коллективов, в том числе «Запорожец за Дунаем», «Богдан Хмельницкий». Ленту о Богдане Хмельницком Дранков показал в Ясной Поляне Л. Н. Толстому, который положительно ее оценил, отметив доступность фильма крестьянскому зрителю.

В 1911 г. кинооператор Д. Сахненко заснял на пленку лучшие сцены из спектаклей «Наймичка» и «Наталка Полтавка» в исполнении М. К. Заньковецкой, Ф. В. Левицкого, Н. К. Садовского, И. А. Марьяненко, Л. П. Линицкой, А. И. Борисоглебской и других артистов театра Садовского, гастролировавших в Екатеринославе. Эти ленты — ценнейшее достижение украинской дооктябрьской кинематографии.

В 1908—1910 гг. начала развиваться отечественная кинохроника. В Киеве первые шаги в этом направлении сделал фотограф Н. Козловский. Свои хроникальные ленты он демонстрировал в своем же кинотеатре «Иллюзия». В 1911 г. владелец киевского кинотеатра «Экспресс» Шанцер организовал одноименную студию по производству хроникальных фильмов. Здесь впервые в России был создан фильм с использованием воздушных съемок, сделанных фотографом В. Добржанским на самолете, пилотируемом П. Нестеровым по маршрутам Киев—Нежин и Киев—Остер—Козелец.

Обычно хроникальные ленты не выходили за рамки официально дозволенного властями. Но иногда удавалось заснять и недозволенное. В 1913 г. в Киеве Г. Дробин создал хроникальный фильм о процессе Бейлиса, содержавший разоблачающие самодержавие материалы. Имели место и курьезные случаи. Так, хроника о похоронах реакционера Столыпина, убитого в Киеве, демонстрировалась в кинотеатре Шанцера совместно с другими сюжетами под общим заголовком «Киевские торжества».

В 1912 г. московская фирма «Тиман и Рейнгард» открыла на Сырце павильон для съемки фильмов, в которых принимали участие артисты театров Садовского и Соловцова, а также русские режиссеры Я. А. Протазанов н В. Р. Гардин, актер В. В. Максимов и др. Здесь было создано несколько кинокартин, одна из которых — «Как хороши, как све-свежи были розы» — посвящена И. С. Тургеневу. Художником-гримером работал в павильоне вспоследствии известный украинский скульптор и режиссер И. П. Кавалеридзе, создавший необычайно реалистический портретный грим Льва Толстого к этой и другим картинам.

В 1914 г. инженер С. В. Писарев организовал на Лукьяновке киностудию «Светотень». Основным направлением ее деятельности стала экранизация произведений русской и зарубежной литературы. На студии поставили фильмы «Униженные и оскорбленные» по Ф. М. Достоевскому, «Рабыня роскоши и моды» по «Дамскому счастью» Э. Золя, «Убийство на постоялом дворе» по Шатриану и др. Невысокий идейный и художественный уровень выпускаемых «Светотенью» картин до некоторой степени компенсировался талантливой игрой М. М. Тарханова, П. Л. Скуратова, В. Л. Юреневой и других артистов театра Соловцова.

В начале XX в. искусство кино делало свои первые шаги. В этот период оно полностью зависело от капиталистов-предпринимателей и вкусов буржуазной публики.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить