Поиск

Изобразительное искусство. Архитектура.

Сложной и напряженной была художественная жизнь Киева начала XX в., когда в искусстве усилились натурализм, символизм, формализм и другие упадочнические и модернистские течения. Борьба между передовым искусством и проповедниками декаданса отражалась в деятельности художественных объединений и товариществ, существовавших в городе.

В 1907 г. в Киеве было создано прогрессивное «Общество киевских художников» (С. И. Светославский, Н. К. Пимоненко, А. А. Мурашко, В. К. Менк и др.), отстаивавшее высокие принципы демократического искусства. К числу прогрессивных относилось и «Товарищество художников-киевлян», первая выставка которого состоялась в 1910 г., и др.

Большое влияние на развитие демократических принципов в художественной культуре и деятельности отдельных украинских художников, в том числе киевских, продолжало оказывать Товарищество передвижных художественных выставок, систематически организовывавшее свои выставки в Киеве. Его членами и экспонентами были уже названные передовые киевские художники, творчество которых формировалось и развивалось под благотворным идейным влиянием прогрессивных традиций передвижников.

Передвижники оказывали большую практическую помощь художественным силам города в организации художественного образования, прогрессивных объединений художников, их выставочной деятельности. Так, И. Е. Репин, избранный почетным членом Киевского литературно-артистического общества и Киевского общества древностей и искусства, поддерживал с ними связи, подарил им некоторые свои произведения. Почетным членом общества древностей и искусства был также В. Е. Маковский.

Ведущие киевские художники учились в Москве и Петербурге под руководством выдающихся мастеров русского изобразительного искусства. Так, С. И. Светославский учился под руководством А. К. Саврасова и В. Д. Поленова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там он сдружился с И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым и другими передвижниками, поддерживал с ними творческие связи на протяжении всей своей жизни.

Большую роль в становлении художественного таланта Н. К. Пимоненко сыграл И. Е. Репин. Под руководством Репина учился и А. А. Мурашко, которому великий художник оказывал всяческое содействие, заботясь не только о развитии дарования молодого художника, но и о его материальном положении. Тесные творческие контакты характеризуют отношения А. А. Мурашко с М. В. Нестеровым. Учеником Н. И. Крамского, а потом И. И. Шишкина был киевский художник В. К. Менк, обучавшийся в Петербургской академии художеств.

Киевские художники-реалисты обогатили сокровищницу демократического искусства. Широкую известность приобрели пейзажи и картины на социальную тематику Н. К. Пимоненко («Украинская ночь», «Соперницы», «Перед грозой», «Прачка», «Ярмарка» и др.), которому в 1904г. Петербургская академия художеств присвоила звание академика живописи. С 1907 г. он участник международных выставок в Мюнхене, Париже, Риме, Лондоне. В 1909 г. один из вариантов его известной картины «Гопак» был отмечен наградой и приобретен Луврским музеем. Н. К. Пимоненко избрали членом Общества мюнхенских художников, Парижского интернационального союза искусств п литературы.

Произведения А. А. Мурашко на украинскую бытовую тематику («Карусель», «Воскресный день», «Крестьянская семья»), его портреты (Н. И. Мурашко, Яна Станиславского, Л. Ф. Куксиной) отличаются эмоциональностью, глубиной психологической трактовки образа, тонким колоритом.

Портреты Т. Г. Шевченко, Леси Украинки, И. Я. Франко и картины на бытовую тематику («В праздник») написал Ф. С. Красицкий.

В 1904 г. в Киеве открылась первая передвижная народная выставка, организованная по принципу выставок русских передвижников украинским художником В. К. Розвадовским и побывавшая после Киева в 200 селах и 17 городах Киевщины и Подолии.

В декабре 1910 г. передвижную выставку устроило Товарищество художников-киевлян. В течение 1910—1912 гг. она экспонировалась в Киеве, Одессе, Харькове, Житомире.

Ежегодно в Киеве устраивалось по 10 и более художественных выставок, многие из которых — силами самих киевлян. Только в 1908 г. художники Киева организовали 5 выставок. В 1912 г. в городе действовало 12 выставок, на которых наряду с местными были представлены художники других городов Украины и России, в том числе передвижники, выставки «Сатирикон», журнала «В мире искусств», индивидуальные выставки художников М. А. Врубеля, А. Н. Бенуа, А. А. Маневича и др., а также международная — «Салон».

Дальнейшее развитие получила в городе книжная и газетно-журнальная графика. Появились специальные художественные издания — «В мире искусства», «Искусство и печатное дело», «Искусство. Живопись, графика, художественная печать» п др. Значительное место в развитии сатирической графики и политической карикатуры принадлежало В. В. Ризниченко (Велентию), С. И. Светославскому, Ф. С. Красицкому, И. М. Бурячку и другим художникам, работавшим в журнале «Шершень».

Много и плодотворно над иллюстрированием книг и журналов работал известный украинский художник, корреспондент иллюстрированного журнала «Нива» И. С. Ижакевич.

В Киеве существовали и объединения, вокруг которых группировались проповедники идеализма, субъективизма, формализма в искусстве (с 1907 г. группа художников, близких к журналу «В мире искусств», с 1914 г. объединение «Кольцо» и др.). Их характеризовало враждебное отношение к традициям реалистического искусства, отрицание его общественного и воспитательного значения, углубление в формалистические искания, в мир индивидуалистических переживаний. Представителями формализма в Киеве были К. С. Малевич, А. А. Экстер, П. И. Холодный.

Среди скульпторов, работавших в Киеве в начале XX в., выделяются Ф. П. Балавенский — автор скульптурных портретов И. П. Котляревского, Т. Г. Шевченко, Н. В. Лысенко, М. Л. Кропивницкого и скульптурного оформления киевского ипподрома, здания Мариинской общины Красного Креста.

В 1910—1913 гг. в Киеве проводились конкурсы на лучший проект памятника Т. Г. Шевченко, в которых участвовали известные русские и украинские скульпторы (Л. В. Шервуд, С. М. Волнухин, Н. А. Андреев, Ф. П. Балавенский, М. Е. Гаврилко). Особый интерес к этим конкурсам проявил И. Е. Репин, избранный членом жюри одного из них и сделавший несколько черновиков проекта памятника. Однако до революции памятник Великому Кобзарю так и не был сооружен.

В Киеве работало немало талантливых архитекторов, оставивших заметный след в его облике. Так, А. В. Кобелев был автором и соавтором проектов зданий Государственного банка, Коммерческого института, Высших женских курсов, Центрального телеграфа, комплекса политехнического института и др. Прекрасно вписались в архитектурное окружение здания Киевского губернского земства (архитектор В. А. Шуко), университетской библиотеки (архитектор В. А. Осьмак), Педагогического музея и Ольгинской гимназии (архитектор П. Ф. Алешин), в которых использованы формы классической архитектуры.

К лучшим сооружениям архитектора В. Н. Рыкова в Киеве относятся здания Мариинской общины Красного Креста, ипподрома, кинотеатра Шанцера и др.

Для творчества архитектора B. В. Городецкого характерно использование различных архитектурных стилей. Так, в здании художественно-промышленного музея повторены формы древнегреческой архитектуры, в костеле воспроизведен готический стиль, в кенассе — мавританский, а его собственный дом (на нынешней ул. Орджоникидзе) отличается причудливостью и экстравагантностью форм стиля модерн.

Удачным соединением стиля модерн с чертами конструктивизма отличается здание первого на Украине крытого рынка на Бессарабской площади, построенного по проекту Г. Ю. Гая.

В стиле модерн в Киеве построено много жилых домов, среди них дома по ул. Кругло-Университетской, 7 (архитектор Н. А. Дамиловский), Рейтарской, 20 (архитектор А. М. Вербицкий), Житомирской, 8 (архитектор М. Ц. Бобрусов) и др.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить