Поиск

Литература.

Литературная жизнь города в начале XX в. представляла собой арену острой идеологической борьбы, на переднем плане которой выступали революционеры-демократы.



Тесно связаны с Киевом жизнь и литературно-общественная деятельность выдающейся украинской поэтессы революционно-демократического направления Леси Украинки. Живя в Киеве в конце 90-х — начале 900-х годов, часто посещая город в последующие годы, она сблизилась с П. Л. Тучапским, С. К. Мержинским и другими социал-демократами, изучала марксистскую литературу, содействовала ее переводу на украинский язык, изданию и распространению. Под влиянием марксизма и растущего революционного движения ее мировоззрение эволюционировало от революционного демократизма к научному социализму.

В 1899—1901 гг. Леся Украинка опубликовала в прогрессивном журнале «Жизнь», в котором сотрудничал М. Горький и публиковал свои статьи В. И. Ленин, ряд литературно-критических обзоров — «Малорусские писатели на Буковине», «Два направления в новейшей итальянской литературе» и др. Эти статьи вскрывали классовые корни декаданса, либерально-народническую идеализацию села.

Леся Украинка выступала с докладами о современной итальянской литературе, об украинских писателях на Буковине в Литературно-художественном обществе, активным членом которого она состояла.

Положительная оценка, данная поэтессой творчеству О. Ю. Кобылянской и В. С. Стефаника, вызвала нападки на нее националистической украинской критики во главе с С. Ефремовым. Выпады против Леси Украинки осудила целая группа демократических писателей, вставших на защиту Леси Украинки.

На страницах «Літературно-наукового вісника», «Нової громади», «Молодої України» Леся Украинка опубликовала ряд своих стихотворений, поэм, статей и др. Ее сатирические стихотворения «Веселий пан» («Веселый пан»), «Практичний пан» («Практичный пан»), «Пан-політик» («Пан-политик»), «Пан-народовець» («Пан-народник»), в которых она едко высмеяла украинских либералов-болтунов, поместил журнал «Шершень». В своих произведениях поэтесса выступала провозвестником и певцом революции, назревавшей в стране. Ее пламенные стихотворения были широко известны в прогрессивных кругах общественности, а отдельные строфы и образы, созданные поэтессой, использовались в прокламациях РСДРП.

Последний раз Леся Украинка побывала в Киеве весной 1913 г. В ее честь в клубе «Родина» был устроен литературный вечер. На пем уже тяжело больная поэтесса прочла несколько своих стихотворений, в том числе «Досвітні вогні» («Предрассветные огни»). Через несколько месяцев перестало биться мужественное сердце Леси Украинки. Из Грузии гроб с ее прахом 8 августа 1913 г. перевезли в Киев и похоронили на Байковом кладбище. Большевистская «Правда» отмечала в посвященном Леси Украинке некрологе, что она, «стоя близко к освободительному общественному движению вообще и к пролетарскому в частности, отдавала ему все силы, сеяла разумное, доброе, вечное».

Посещали Киев выдающиеся представители революционно-демократической литературы М. М. Коцюбинский и И. Я. Франко. Бывая в Киеве, они принимали участие в общественной и культурной жизни, общались с представителями культуры и революционно настроенной молодежью города. В киевских изданиях печатались их произведения. Так, в 1903 г. здесь вышел первый том произведений Коцюбинского, в «Киевской старине» печатались его рассказы, а в 1905 г. была опубликована первая часть повести «Fata morgana», которая впервые в украинской литературе отразила дифференциацию и массовое движение украинского крестьянства накануне первой российской революции. Произведения М. М. Коцюбинского и И. Я. Франко печатались и в других киевских периодических изданиях и альманахах.

В 1909 г. последний раз в Киев под чужим паспортом приезжал И. Я. Франко (царские власти запретили ему въезд в пределы России). Передовая киевская общественность устроила в его честь вечер, на котором М. М. Коцюбинский прочел отрывок из повести «Fata morgana», П. К. Саксаганский — стихотворение Франко «Каменярі» («Каменщики»), Н. В. Лысенко исполнил свой гимн на слова И. Я. Франко «Вічний революціонер» («Вечный революционер»), Сам гость читал отрывок из поэмы «Моисей», созданной под влиянием революции 1905—1907 гг. п преисполненной революционным пафосом, глубокой веры в светлое будущее народа. И. Я. Франко посетил также украинский театр Н. К. Садовского, на сцене которого ставилась его драма «Украдене щастя» («Украденное счастье»).

Несколько месяцев в 1906 г. в Киеве, скрываясь от преследования жандармов, жил писатель А. Е. Тесленко. «Жил между босяками, по монастырям жил. Хлеб месил в Лавре, картошку чистил»,— вспоминал он об этом времени позже, когда в киевской периодике впервые появились его рассказы.

С 1910 г. и до начала империалистической войны работал в одной из киевских газет народный учитель из Богуслава, а позднее известный украинский писатель-демократ С. В. Васильченко. В местной периодике было опубликовано свыше 40 новелл писателя, а в 1911 и 1914 гг. вышли в свет сборники его рассказов. С. В. Васильченко создал также ряд адноактных пьес: «На перші гулі», «Зіля-Королевич», «В холодку» («На первое гулянье», «Зиля-Королевич», «В холодке»), ставившихся на сцене киевских театров и пользовавшихся популярностью. С большим успехом они шли в театре Садовского.

К лагерю демократических писателей принадлежала и Л. А. Яновская, которая жила в Киеве с 1905 г. и принимала активное участие в литературно-общественной жизни города. Ее драма «Жертви» («В підвалі») («Жертвы» («В подвале»), созданная под влиянием событий 1905 г. и готовившаяся к постановке в театре Садовского, была запрещена цензурой. Другие пьесы Яновской — «Олена», «В передрозсвітньому тумані», «Без віри», «Огненний змій» («Елена», «В предрассветном тумане», «Без веры», «Огненный змей») — ставились многими театральными коллективами.

С Киевом связан начальный этап творческой деятельности поэта О. Олеся — нежного и чуткого поэта-лирика. Здесь он написал свои лучшие произведения, вошедшие в опубликованный в Петербурге сборник «З журбою радість обнялась» («С печалью радость обнялась») (1907). В нем наряду с лирикой нашли отражение социальные проблемы, картины революционной борьбы народа под красными знаменами, пропитанными кровью отважных борцов. Однако после поражения первой российской революции и в период реакции мелкобуржуазная ограниченность мировоззрения Олеся вызвала в его творчестве настроения растерянности, пессимизма, безысходности, индивидуализма (сборник «Поезії», 1909 г.), отход от тематики социально-освободительной борьбы, усиление влияния символизма, особенно проявившегося в драматических произведениях.

Из числа либерально-буржуазных деятелей куьтуры в Киеве долгое время жили Б. Д. Гринченко и Олена Пчилка (мать Леси Украинки). Они развернули активную просветительную и издательскую деятельность.

В Киеве начинал свой творческий путь поэт М. Ф. Рыльский. Здесь в 1907 г. было опубликовано его первое стихотворение «Сон», а в 1910 г. вышел первый поэтический сборник «На білих островах» («На белых островах»),

В 1913 г. из Чернигова в Киев приехал П. Г. Тычина. Будучи студентом коммерческого института, он зарабатывал средства к существованию работой в местных периодических изданиях. Одновременно Тычина делал первые шаги на литературном поприще. Еще в июне 1912 г. журнал «Рідний край» опубликовал его стихотворение «Що місяцю зіроньки кажуть ясненькі» («Что месяцу ясные звездочки шепчут»), а позднее журнал «Світло» — рассказ «На ріках вавілонських» («На реках вавилонских»).

С Киевом связаны также отдельные вехи творческой биографии многих выдающихся представителей русской литературы. В 1-й киевской гимназии учились М. А. Булгаков и К. Г. Паустовский. В Киеве свои первые стихотворения написала гимназистка, а с 1907 г. слушательница юридического факультета Высших женских курсов русская поэтесса А. А. Ахматова.

Часто приезжал из Полтавы в Киев выдающийся русский писатель-демократ В. Г. Короленко. Он активно отзывался на все значительные события общественной жизни, разоблачал самодержавие и реакцию, выступал поборником братства и единения русского и украинского народов и их передовых культур. В 1906 г. газета «Киевские отклики» опубликовала его «Открытое письмо статскому советнику Филонову», в котором писатель с гневом выступил против зверской расправы царских сатрапов над восставшими крестьянами Полтавщины. Киевская цензура предложила полтавскому губернатору возбудить против автора этого письма уголовное преследование. В. Г. Короленко активно боролся за прекращение инспирированного царизмом шовинистического «дела Бейлиса», проходившего в Киеве осенью 1913 г. Вместе с М. Горьким он создал общественный комитет, организовавший защиту Бейлиса и обратившийся через прессу с протестом против антисемитской политики царизма. Под этим протестом наряду с передовыми представителями русской общественности подписались М. М. Коцюбинский, М. К. Заньковецкая, Л. П. Линицкая, Н. К. Садовский, А. П. Затыркевич-Карпинская и многие другие деятели украинской культуры. В октябре 1913 г. В. Г. Короленко находился в ложе прессы на этом судилище, что было отмечено газетами многих стран. В результате во многих газетах России появились его очерки и статьи, разоблачающие царизм («Речь», «Русские ведомости» и другие газеты с этими материалами были конфискованы).

В начале октября 1907 г. Киев посетил Александр Блок. 4 октября он вместе с Андреем Белым выступил в городском (оперном) театре на вечере «нового искусства». Как сообщала городская пресса, «лучшим номером литературной программы» была прекрасная «Незнакомка» Блока.

28 января 1914 г. на сцене Второго городского театра прочитал лекцию о новой поэзии и несколько своих стихотворений В. В. Маяковский, тепло встреченный слушателями.

Осенью 1914 г. (с 26 октября по 17 ноября) в Киеве находился первый пролетарский писатель Максим Горький, произведения которого были хорошо знакомы широкому кругу демократических читателей и воспринимались ими как пламенный призыв к революционному преобразованию общества. М. Горький встречался с представителями прогрессивной общественности, профсоюзов, с рабочими. Киевские газеты ежедневно печатали информацию о пребывании писателя в Киеве, ставшем большим событием общественной жизни города.

Развивавшиеся в начале XX в. взаимосвязи представителей братских литератур крепили единство русского и украинского народов в борьбе с самодержавием.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить