Поиск

Торгово-ремесленные посады.

Одним из наибольших посадских районов Киева X—XIIII вв. был Подол. Археологические исследования, а также наблюдения за земляными работами показали, что его площадь в период наивысшего расцвета Киева составляла около 200 га. По своим размерам древний Подол превосходил многие крупные города Древней Руси. Населенный преимущественно неимущими слоями, он нередко был местом острой классовой борьбы.

Летописные известия свидетельствуют, что на Подоле в X—XIII вв. велись большие строительные работы. Видимо, в XII в. с северо-запада Подола появляются мощные укрепления, именуемые летописью столпием. Описывая бой Изяслава Давидовича, пытавшегося вернуть себе киевский стол, с Ростиславом Мстиславичем, летописец говорит следующее: «нача Изяславъ полки рядити съ братьею, и доспевъ иде къ Подолью, а Ростиславъ стояше съ Андреевичем подле столпье, загорожено бо бяше тогда столпиемъ от горы оли до Днепра».

Археологические исследования Подола, а также изучение планов Киева XVII—XVIII вв. показывают, что летописное столпие проходило от северных склонов горы Щекавицы вдоль современной ул. Оболонской до Почайны. Дальше к северу начинались днепровские луга, или Оболонь, неоднократно упоминаемая в летописи.

В самом центре Подола, вокруг торговой площади, были построены в первой половине XII в. христианские каменные храмы св. Богородицы Пирогощи, св. Бориса и Глеба и св. Михаила. Совсем немного для такого огромного района. О монастырях на Подоле летопись ничего не говорит. Скорее всего, их там и не было. Неспокойный, вечно бурлящий Подол, видимо, был не самым удобным местом для тихой монастырской жизни.

Характерной чертой культового строительства на Подоле являлось, то, что его заказчиком выступали не князья и монастыри, как в других районах города, а торгово-ремесленные корпорации. В связи с этим претерпел изменение и стиль архитектуры. Главное внимание древние зодчие уделяли здесь внешнему виду храмов. Легкие, устремленные ввысь сооружения органично вошли в деревянную застройку Подола, украсили его центральную площадь.

Наиболее известным храмом на Подоле была Пирогоща, дожившая до нашего времени под названием Успенской церкви. Она находилась несколько западнее Гостиного двора на Контрактовой площади. Летопись отмечает время закладки церкви (1131) и время ее завершения (1136). Еще одно упоминание о Пирогоще встречается в «Слове о полку Игореве». Возвращаясь через Киев из половецкого плена, в ней останавливался князь Игорь. Пирогоща была церковью гостей, т. е. купцов, ведших хлебную торговлю, и находилась на хлебном торгу. Главным аргументом в пользу такого предположения может быть универсал гетмана Самойловича от 1672 г., согласно которому подтверждалось право Успенского собора брать «померное», или плату за меру, с зернового хлеба, привозимого на киевский рынок.

Церкви св. Бориса и Глеба, а также Михайловская упомянуты летописью под 1146 г. при описании событий, связанных с убийством Игоря Ольговича. Сначала летопись сообщает о вече у Туровой (Борисо-Глебской) божницы, на котором киевляне предъявили свои претензии Игорю, затем о церкви св. Михаила, в которой было положено тело убитого князя.

В исторической литературе давно уже высказана мысль, что церковь св. Михаила была построена новгородскими купцами на территории их торговой колонии, располагавшейся в непосредственной близости от рыночной площади Подола.

Появление третьего каменного храма Подола XII в.— Туровой божницы, видимо, следует связывать с деятельностью купцов Туровской земли, двор которых также мог находиться вблизи подольского торговища.

Торговля занимала важное место в жизни древнего Подола, но не единственное и, может быть, не главное. Большая часть его жителей принадлежала к ремесленному сословию. На Подоле трудились ювелиры, гончары, эмальеры, оружейники, кожевники, кузнецы, корабелы и др., обеспечивавшие многотысячный город всем необходимым и поставлявшие свою продукцию на внутренний и международный рынок.

С северо-запада к центральной части Киева прилегал торгово-ремесленный посад, который в летописи получил название «Копырев конец». Археологические исследования дали возможность более или менее точно определить его границы.
Копырев конец начинался сразу же за западными воротами и тянулся вдоль горных выступов в направлении современного Глубочицкого спуска, включая районы ул. Обсерваторной, усадеб Художественного института, ликеро-водочного завода и Кудрявских склонов. Эта территория составляла около 40 га.

Упоминания о Копыревом конце часто встречаются на страницах летописи. На этой наименее укрепленной территории не раз происходили вооруженные столкновения князей, претендовавших на киевский стол.

Где-то в районе пересечения Вознесенского спуска и ул. Глубочицкой Копырев конец имел ворота. Когда Роман Мстиславич, князь галицкий, подошел в 1202 г. к Киеву, то «отвориша ему Кыяне ворота Подольская в Копыреве конци».

В летописи сообщается, что на территории Копырева конца в 1121 г. построена церковь св. Иоанна («того же лета заложи церкви святого Иоана в Копыреве конци»), а также монастырь св. Семиона, о котором упоминается впервые при описании трагических событий 1147 г. Когда киевляне узнали, что князь Всеволод (из династии черниговских князей) передал престол своему брату Игорю, в Киеве вспыхнуло восстание. Игорь был убит, а тело его отвезено «в монастырь святому Семиону в Копыревом конци». Во время археологических исследований было установлено, что кроме упомянутых в летописи Копырев конец имел и другие каменные храмы, располагавшиеся на углу Кияновского переулка и ул. Смирнова-Ласточкина, перед зданием Художественного института и ниже его, а также в Нестеровском переулке.

К посадским районам Киева XI— XIII в. кроме Подола и Копыревого конца относились также горы Замковая, Детинка и Щековица. Археологические исследования показали, что и здесь, особенно на Замковой горе, жители занимались преимущественно ремесленной деятельностью.

Во время наблюдения за земляными работами на Шекавице неоднократно встречались куски плинфы, известкового раствора с примесью цемянки, а также керамика XI—XII вв. В 1980 г. в усадьбе № 41 по ул. Олеговской были обнаружены развалины какой-то каменной постройки древнерусского времени, которую, вероятно, есть основания отождествлять с церковью. Летописная статья 1182 г. дает основание для такого предположения. В этом году в Печерском монастыре скончался игумен Поликарп. Долго «печеряне» не могли избрать из своей среды нового игумена, «и бысть мятеж в монастыре». И вдруг пребывавших в затруднении «печерян» осенила спасительная мысль: «... и се дивно бысть дело, яко едиными усты мнозе рекоша: послемся к Васильеве попови на Шьковицю». Не исключено, что развалины именно этой церковной постройки на Щековице запечатлел на одном из своих рисунков А. ван Вестерфельд.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Февраль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
789101113
14151617181920
21222324252627
28