Поиск

Культурно-просветительные общества.

Как и в предыдущем столетии, Киев являлся значительным культурно-просветительным центром страны. Правда, представители либерально-буржуазной интеллигенции, в руках которой по-прежнему находилась сфера культурно-просветительной деятельности, пытались ограничить ее узкими рамками чистого «культурничества» и использовать для пропаганды классового мира, отвлечения народа от революционной борьбы. Демократическая интеллигенция и прогрессивно настроенные деятели науки и культуры, активно включаясь в культурно-просветительную работу, стремились распространять среди населения грамотность, профессионально-технические и общеобразовательные знания. Участие же в ней представителей революционной социал-демократии способствовало распространению среди трудящихся масс пролетарской, социалистической идеологии, зарождению элементов действительно демократического просвещения.

В начале XX в. в Киеве продолжало действовать одно из старейших на Украине Киевское общество грамотности, проводившее свою работу не только в городе, но и в губерниях Юго-Западного края. В 1902 г. на общественные средства был сооружен Троицкий народный дом, где проводились научно-популярные лекции, концерты, спектакли.

В этом же году комиссию народных чтений преобразовали в Общество содействия начальному образованию. Большей частью оно проводило научно-популярные лекции в помещении Народной аудитории на ул. Бульварно-Кудрявской (ныне ул. Воровского). Нередко лекции сопровождались опытами, световыми картинами и даже кинокартинами. Среди посетителей Народной аудитории большинство составляли рабочие, ремесленники и ученики народных училищ. На общественных началах здесь работали историк И. В. Лучицкий, ботаник К. А. Пуриевич, геолог П. Н. Венюков, зоолог А. А. Коротнев, металлург В. П. Ижевский, механик М. И. Коновалов и др.

В 1906 г. в Киеве, как и в других местах Украины, возникло культурно-просветительное общество «Просвита», созданное украинской либерально-буржуазной интеллигенцией. Ее основателем и первым председателем был известный украинский ученый, писатель, либерально-буржуазный общественный деятель Б. Д. Гринченко. За время своего существования (до 1910 г.) «Просвита» издала 36 брошюр, провела более 100 лекций и 30 чтении, устроила 25 литературно-музыкальных вечеров. Представители украинской буржуазной интеллигенции пытались использовать общество для распространения буржуазно-националистических идей. Однако им противостояли деятели революционно-демократического направления, в частности Леся Украинка, а также композитор Н. В. Лысенко, писательница демократического направления Л. А. Яновская, актриса М. М. Старицкая и др., принимавшие участие в работе «Просвиты».

В начале XX в. в Киеве появились новые благотворительные общественные организации, занимавшиеся вопросами дошкольного воспитания детей. Наряду с уже существовавшим Обществом дневных приютов для детей рабочего класса (от 2 до 10 лет), где имелось всего лишь около 40 мест, Общество содействия воспитанию и защиты детей открыло в 1902 г. детский сад с приютом для сирот и полусирот из бедных слоев населения. В 1907 г. вместо Общества содействия воспитанию и защиты детей было организовано Киевское общество народных детских садов.

В 1908 г. в городе начало функционировать Фребелевское педагогическое общество (Общество называлось по имени немецкого педагога середпны XIX в., теоретика дошкольного воспитания Фридриха Фребеля), ставившее своей целью теоретическую разработку вопросов дошкольного воспитания и подготовку воспитательниц детских садов. Для этой цели оно открыло Женский фребелевский педагогический институт.

Определенную положительную роль в распространении просвещения играли общественные и частные библиотеки (в городе их было около 30), а также музеи. Наиболее крупной была городская публичная библиотека, насчитывавшая в 1904 г. около 35 тыс. томов. В том году ее посетило около 40 тыс. читателей. Среди частных библиотек по количеству книг (более 50 тыс. томов) выделялась библиотека Леона Идзиковского, в которой было 32 тыс. названий русских и 20 тыс. названий иностранных книг. Пользование книгами почти во всех библиотеках, кроме народных библиотек-читален, было платным, поэтому доступ к ним имели, как правило, состоятельные слои населения. Основную массу читателей пяти народных библиотек составляли дети и подростки, учащиеся городских начальных школ. Показательно, что рабочие и ремесленники составляли половину взрослых посетителей.

Наиболее крупным музеем в городе был художественно-промышленный и научный музей. Его организатором и первым директором был известный археолог и этнограф Н. Ф. Беляшевский. Музей состоял из археологического, исторического, нумизматического, этнографического, художественно-промышленного и художественного отделов, в которых насчитывалось свыше 100 тыс. экспонатов.

В 1911 г. начал действовать находившийся в ведении Киевского учебного округа Педагогический музей. В нем работали кабинеты наглядных пособий, образцовый физический (всего около 1000 экспонатов), библиотека, насчитывавшая около 8 тыс. названий,и читальня.

Легальная культурно-просветительная деятельность либерально-буржуазной интеллигенции объективно способствовала распространению грамотности и знаний среди населения. Однако, имея ограниченный, «культурнический» характер, она не могла удовлетворить потребностей пролетариата в области политического образования. Его рабочие получали в нелегальных социал-демократических кружках, в революционной борьбе под руководством большевистской партии, направлявшей свои усилия на развитие пролетарского, классового сознания рабочих и подготовку их к свержению самодержавия.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить