Поиск

Просвещение.

Царское самодержавие, понимая революционизирующее воздействие просвещения на трудящихся, стремилось держать их в темноте и невежестве, всячески ограничивая доступ к знаниям и культуре.

Все же под влиянием революционной борьбы народных масс, уступая требованиям передовой общественности, а также в связи с необходимостью иметь квалифицированных специалистов для народного хозяйства правительство вынуждено было пойти на некоторые незначительные уступки в области образования.

В начале XX в. в Киеве открывались новые городские приходские училища и церковноприходские школы. В частности, за период с 1900 по 1910 г. количество городских приходских училищ увеличилось с 48 до 70, а учащихся в них — с 8,1 тыс. до 10,4 тыс. человек. Всего же на январь 1911 г. в Киеве насчитывалось 139 начальных школ, в которых обучалось около 15 тыс. человек. Вместе с тем в городе было более 13 тыс. детей школьного возраста, не охваченных начальной школой.

Обучением грамоте взрослого населения занимались бесплатные вечерние классы при начальных училищах. В 1902 г. действовало 29 таких классов (14 мужских и 15 женских), где обучалось около 1400 ремесленников, рабочих, швей, модисток и других представителей городских низов. Кроме вечерних классов в Киеве в 1900—1904 гг. функционировали 4 воскресные школы Киевского общества грамотности, в которых обучалось свыше 700 человек. Эти школы были закрыты в 1904 г., как сообщалось в одном из документов, «вследствие обнаружившейся в них неблагонадежной политической деятельности многих учительствующих лиц».

Недостаточная сеть начальных школ, вечерних классов и воскресных школ обусловила большое число неграмотных (до 40%) среди населения города.

С 1900 по 1913 г. количество мужских и женских гимназий и прогимназий в Киеве увеличилось с 12 до 35, а учащихся в них — с 5,6 тыс. до 11,9 тыс. Прирост средних общеобразовательных заведений произошел в основном благодаря увеличению числа частных женских гимназий. Из функционировавших в 1913 г. 20 женских гимназий лишь одна была казенной. В городе продолжали действовать два реальных училища. В 1916 г. в них обучалось немногим более 900 человек. К числу закрытых учебных заведений относился Институт благородных девиц, где в 1905 г. насчитывалось более 270 учащихся.

К числу средних специальных заведений относились семь коммерческих училищ, три военных учебных заведения (военное училище, кадетский корпус и военно-фельдшерская школа), среднее строительно-техническое училище, Киевский учительский институт, Женская учительская семинария им. К. Д. Ушинского.

Средняя школа до революции фактически была недоступна для детей трудящихся не только из-за отсутствия связи между программами народных училищ и гимназий, но и вследствие высокой платы за обучение. Так, плата за обучение в женских частных гимназиях Киева превышала 100 руб., а с пансионом — 300— 400 руб. в год.

Несколько расширился круг низших и средних учебных заведений и отделений в них, осуществлявших профессионально-техническую подготовку кадров для промышленности, торговли и других отраслей хозяйства. Так, Киевская низшая ремесленная школа, готовившая вначале лишь слесарей и столяров, с 1912 г. на 2-годичных курсах (40 мест) начала обучать электромонтажному делу. Александровское ремесленное училище накануне войны открыло шоферские курсы и мастерскую по ремонту автомобилей и автобусов. Появились в Киеве железнодорожное училище службы движения, речное училище, школа десятников по дорожному и строительному делу (с 1901 г.), мастерская печатного дела (с 1903 г.). Заведующим последней был известный украинский художник Ф. С. Красицкий. На частные средства содержались землемерное училище, школа шоферов, курсы бухгалтеров.

В городе существовало также свыше 40 частных курсов (сельскохозяйственные, счетоводства, иностранных языков, стенографии, черчения, зубоврачебные, фельдшерские, акушерские и др.).

По-прежнему крупнейшим высшим учебным заведением Киева оставался университет, в котором функционировало четыре факультета — историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В начале XX в. возросло число студентов университета. Если в 1895 г. здесь обучалось 2,3 тыс., то в 1915 г.— около 5,3 тыс. человек. После 1905 г. в университет, как и в пекоторые другие вузы, впервые в качестве «вольных слушателей» были допущены женщины. Социальный состав студентов оставался преимущественно дворянско-буржуазным.

Несмотря на то что царизм всячески поддерживал реакционную профессуру, с помощью которой пытался насаждать в университете религиозно-монархическую идеологию, идеализм, в нем работало и немало прогрессивно настроенных преподавателей, выступавших против засилия реакции, боровшихся за торжество передовой науки. Среди них такие видные ученые, как А. Н. Северцов, К. А. Пуриевич, Д. А. Граве, С. Н. Реформатский, Ф. Г. Яновский, В. К. Высокович и многие другие. Благодаря их усилиям университет и в период империализма был одним из крупнейших и передовых научных и просветительных центров. Он имел довольно широкую научно-вспомогательную базу, которая насчитывала свыше 60 лабораторий, кабинетов, клиник и т. п. В университетской научной библиотеке хранилось около 500 тыс. томов книг и журналов. Накануне империалистической войны для нее рядом с университетом было построено специальное здание.

Постепенно расширялся политехнический институт. Если при открытии института в 1898 г. в нем обучалось 360 человек, то в 1912/13 учебном году — уже 2,3 тыс. студентов. В 1903 г. состоялся первый выпуск подготовленных институтом специалистов. Председателем на выпускных экзаменах в 1903 г. был Д. И. Менделеев, высоко оценивший уровень подготовки студентов. До 1917 г. институт окончили 2,6 тыс. человек.

Революция 1905—1907 гг. дала толчок к развитию высшего женского образования в стране. В 1906 г. после почти 20-летнего перерыва в Киеве возобновили работу Высшие женские курсы. В первый год на курсах действовало два отделения — историко-филологическое и физико-математическое, а в 1907 г. открылись юридическое и медицинское отделения. Большое участие в организации и работе этих курсов принимал профессор университета Г. К. Суслов, который был сначала деканом физико-математического отделения, а с 1910 г. директором курсов. На трех отделениях курсов (не считая медицинского) в 1909/10 г. обучалось более 2220 женщин. В 1908 г. медицинское отделение курсов фактически выделилось в самостоятельное учреждение, а в конце 1916 — начале 1917 г. его реорганизовали в женский медицинский институт.

В 1905 г. в городе открылись частные высшие женские курсы Жекулиной. Функционировали они сначала в форме вечерних одногодичных, а с 1907 г.— как четырехгодичные. В 1915 г. на курсах было два отделения — историко-филологическое и педагогическое. К этому времени на курсах обучалось до 160 курсисток.

Кроме того, по инициативе профессора университета М. В. Довнар-Запольского в Киеве открылись как общеобразовательные высшие курсы с историко-филологическим и экономико-коммерционным отделениями. Принимались на них и женщины и мужчины. В 1908 г. коммерческое отделение курсов преобразовали в коммерческий институт. Директором его стал М. В. Довнар-Запольский, преподавателями — профессора университета и политехнического института, в том числе Д. А. Граве, К. Г. Воблый, К. Г. Дементьев и др. В 1913 г. в коммерческом институте обучалось около 4 тыс. студентов.

В 1904 г. в Киеве открылась музыкально-драматическая школа Н. В. Лысенко, а в 1913 г.— на базе музыкального училища Киевского отделения Русского музыкального общества — консерватория.

Таким образом, в начале XX в. в Киеве действовало 10 высших учебных заведений, в которых обучалось более 15 тыс. студентов. Высшая школа еще в большей степени, чем средняя, была труднодоступной для трудящегося населения. В ней преобладали дети имущих классов, мелкобуржуазных слоев города, интеллигенции.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить