Поиск

Первые воскресные школы.

В то время как «наверху» правящие круги самодержавной России только раскачивались для принятия диктуемых социально-экономическим развитием страны мер по преобразованию народного просвещения и в тиши петербургских дворцов за плотно закрытыми дверьми годами обсуждали и отвергали один за другим разнообразные проекты соответствующих реформ, «внизу» этот вопрос в условиях большого общественного подъема демократических сил периода первой общероссийской революционной ситуации был решен без промедления и весьма радикально. Для ликвидации массовой неграмотности населения, доходившей в некоторых местах до 98 %, разночинная молодежь, преимущественно из числа студентов, учителей средних и начальных учебных заведений, в короткое время в начале 60-х гг. организовала во многих городах сотни так называемых воскресных школ. В них в свободное от работы время обучался городской трудовой люд — рабочие и ремесленники.

Первая в России воскресная школа открылась 11 октября 1859 г. в Киеве в значительной мере по инициативе Т. Г. Шевченко. Во время посещения Киева летом 1859 г. он не раз встречался с революционно и демократически настроенной молодежью. В состоявшихся беседах затрагивалась и тема просвещения народных масс. После отъезда Т. Г. Шевченко устроители первой воскресной школы добились разрешения у местных властей проводить учебные занятия в помещении Киево-Подольского дворянского училища, где, кстати, учительствовал и один из давних друзей великого украинского революционера-демократа А. Ф. Сенчило-Стефановский. Возникшая вслед затем еще одна воскресная школа стала функционировать на базе второй киевской гимназии, где также учительствовали друзья Т. Г. Шевченко — И. М. Сошенко, П. К. Чалый, И. Д. Юскевич-Красковский.

Тогдашний попечитель Киевского учебного округа, отстаивавший прогрессивные просветительные идеи, замечательный ученый-хирург Н. И. Пирогов имел все основания утверждать, что воскресные школы в Киеве основаны ревностными поклонниками Т. Г. Шевченко. Дело организации воскресных школ Н. И. Пирогов активно поддержал, считая, что оно «как нельзя более соответствует жизненной потребности края». Т. Г. Шевченко же, вынужденный по настоянию царских властей выехать из Киева и навсегда покинуть Украину, уже в Петербурге вместе с Н. Г. Чернышевским, занимаясь и там делом организации воскресных школ, до конца своих дней не оставлял вниманием киевские воскресные школы. Как свидетельствует довольно оживленная переписка 1860—1861 гг. между Т. Г. Шевченко и Н. К. Чалым, написанный Тарасом Григорьевичем и изданный на его же деньги «Букварь южнорусский» адресовался главным образом учащимся воскресных школ на Украине, в том числе в Киеве. Да и всю прибыль от продажи довольно большого для того времени десятитысячного тиража учебника его автор отдал на нужды воскресных школ.

С глубоким удовлетворением читал Т. Г. Шевченко в письме Н. К. Чалого от 8 сентября 1860 г. следующее сообщение о киевских воскресных школах: «Средства наших воскресных школ увеличиваются с каждым днем: из думы велено отпускать 150 р. в год; открыта подписка — по городу ходят листы: всякий несет свою лепту. Студенты же не жалеют своих трудов и работают в течение трех часов с удивительным терпением и постоянством. Число учеников увеличивается с каждым месяцем: между ними сидят и бородачи лет за сорок. Некоторые знают наизусть стихи из Вашего «Кобзаря». Кроме двух мужских школ — на Подоле и на Новом строении, во 2-ю гимназию собираются по воскресеньям девочки: их взялись учить классные дамы соседнего пансиона м. Нельговской...».

В следующем, 1861 г. студенты Киевской духовной академии организовали третью воскресную школу на Печерске. К этому времени в Киеве действовали три мужские, три женские и одна детская воскресные школы.

До официального разрешения, полученного лишь в 1862 г., в нелегальных условиях работала организованная студентами Киевского университета рассчитанная на семь лет обучения педагогическая школа для подготовки учителей городских и сельских начальных училищ. Студенты Киевского университета К. Шейковский, К. Рубисов, Д. Мороз подготовили на украинском и русском языках учебные пособия для учащихся воскресных школ. Для выработки методов преподавания и составления списков рекомендуемой литературы, а также для подготовки издания учебников, сбора пожертвований на школы в Киеве было организовано «Общество воскресных школ».

Подводя первые итоги деятельности воскресных школ в Киеве, Н. И. Пирогов констатировал, что грамота в них «усваивалась почти вдвое и даже втрое скорее, чем в приходских и других училищах, посещаемых ежедневно» (Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953, с. 396). О воскресных школах, перспективах и направлении их работы заговорили на страницах печати выдающиеся деятели педагогической науки России К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов и др.

Самое активное участие в работе киевских воскресных школ приняли члены Харьковско-Киевского тайного политического общества Я. Н. Бекман, В. О. Португалов, Л. М. Зеленский, М. Д. Муравский, М. Левченко, Г. Стрижевский и др., поставившие перед собой задачу сочетать обучение трудового народа с пропагандой, направленной против царского самодержавия. С этой целью они стали практиковать уроки истории, хотя официально в воскресных школах разрешалось учить только чтению, письму, началам арифметики и «закону божьему».

Отступление от программы церковноприходских школ, особенно преподавание истории «не по учебникам», не на шутку всполошило местные губернские власти. В Петербург министру народного просвещения пошли секретные докладные киевского генерал-губернатора. От кругов киевских ревнителей самодержавного строя в III отделение посыпались доносы «благонамеренных малороссов», заявлявших, что «из праха Шевченко выродилась целая группа... революционеров», стремившихся взять в свои руки дело народного образования. Полиции удалось установить факты революционной пропаганды и в петербургских воскресных школах, в результате чего 12 июня 1862 г. последовало «высочайшее повеление» о закрытии их по всей стране. Специально учрежденная правительственная следственная комиссия пришла к выводу, что инициатива создания воскресных школ «зародилась и приведена в исполнение под влиянием и при участии лиц, имевших задачей потрясение государства» (Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М„ 1976, с. 165).
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить