Поиск

Начало распространения марксизма.

Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса начали проникать в Россию еще в 40—60-е гг. XIX в. В 70-е гг. переведенные на русский язык произведения основоположников научного социализма «Манифест Коммунистической партии», «Капитал», «Гражданская война во Франции» и др. получили уже значительное распространение. В Киеве с ними знакомились прогрессивно настроенная интеллигенция, революционно-демократическая молодежь города.

Экономическое учение К. Маркса одним из первых начал популяризировать в России известный экономист, доцент кафедры политэкономии и статистики Киевского университета Н. И. Зибер. В своей магистерской диссертации «Теория ценности и капитала Д. Рикардо в связи с позднейшими дополнениями и разъяснениями», опубликованной в 1871 г., он раскрыл содержание гениального труда К. Маркса «Капитал», изложил его экономическую теорию. С книгой киевского ученого ознакомился сам автор «Капитала» и в послесловии к его второму изданию высоко оценил научную работу И. И. Зибера. Многие положения экономического учения К. Маркса Н. И. Зибер разъяснял в научном кружке студентов Киевского университета. В своих последующих научных работах, статьях, публиковавшихся в русскйх журналах («Экономическая теория Маркса», «Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях»), Н. И. Зибер защищал экономическое учение К. Маркса от извращений и нападок реакционных философов и правоведов.

Украинский революционер-демократ С. А. Подолинский, некоторое время живший в Киеве, а затем выехавший за границу, где он лично познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, популяризировал их учение в своих изданных на украинском языке работах: «Ремесла и фабрики на Украине», «О богатстве и бедности», «О земледелии», «Паровая машина». Эти произведения распространялись по всей Украине, в том числе и в Киеве.

Определенную роль в распространении трудов К. Маркса и Ф. Энгельса в Киеве сыграли революционеры-народники. В их нелегальных кружках изучались «Манифест Коммунистической партии», «Гражданская война во Франции», «Капитал», готовились рефераты по этим трудам. В частности, экземпляр I тома «Капитала» К. Маркса имелся в подпольной библиотеке кружка «Киевская коммуна».

С увлечением штудировал «Капитал» и страстно призывал революционеров изучать его киевский революционер-народник И. Ф. Фесенко, лично встречавшийся с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Зачитывался гениальным трудом К. Маркса и руководитель одного из киевских народнических кружков А. Н. Бах (впоследствии известный ученый, один из основателей советской биохимии). В своих воспоминаниях он писал: «К тому времени у меня сложился определенный подход к изучению научных проблем, а к освоению I тома «Капитала» Маркса я приступил с таким же сосредоточенным вниманием и даже с большим напряжением, чем к освоению «Основ химии» Менделеева» (Бах А. Воспоминания народовольца (1882—1885 гг.).—Былое, 1907, № 1, с. 118). А. Н. Бах даже написал брошюру под названием «Царь-голод», где пытался популярно изложить некоторые вопросы экономического учения К. Маркса.

Однако, популяризируя отдельные положения марксизма, распространяя произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, признавая их революционные и научные заслуги, народники не восприняли основных положений теории научного социализма, считая их неприемлемыми для России. Отдельные марксистские идеи и положения у революционеров 70-х гг. «соединялись» с народническими теориями, что делало их еще более эклектичными.

С 1883 г. учение К. Маркса и Ф. Энгельса как целостную систему научных взглядов начали пропагандировать члены группы «Освобождение труда», созданной Г. В. Плехановым в Женеве. Совершенно недальновидными оказались представители киевской жандармерии, когда писали, что эта группа «не служит выразительницей ничьих мнений, а потому она всегда останется «сектой» в русской революции, а члены ее непризнанными «пророками», несмотря на свою безукоризненную стройность».

В. И. Ленин, оценивая историческое значение группы «Освобождение труда», указывал, что она идейно, теоретически основала социал-демократию в России и сделала первый шаг навстречу рабочему движению. За 20 лет своей деятельности группа сыграла большую роль в пропаганде марксизма в России, в идейной подготовке условий для развития социал-демократического движения, дала этому движению «громадный запас теоретических знаний, широкий политический кругозор, богатый революционный опыт».

Переведенные на русский язык и изданные группой «Освобождение труда» в 1883—1894 гг. произведения основоположников научного социализма «Манифест Коммунистической партии», «Развитие социализма от утопии к науке», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», труды Г. В. Плеханова «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «Русский рабочий в революционном движении» распространялись в Киеве во второй половине 80-х — начале 90-х гг., изучались в первых марксистских рабочих кружках. Эти работы, в которых раскрывалась сущность теории научного социализма, освещались с марксистских позиций важнейшие вопросы общественной жизни России, обосновывалась несостоятельность мелкобуржуазных народнических теорий, сыграли большую роль в формировании взглядов революционной молодежи города. «Мы, киевляне,— вспоминал один из участников первых социал-демократических кружков Киева Л. С. Федорченко,— жили идеями группы «Освобождение труда», и Бельтов (Плеханов) являлся для нас источником, из которого мы черпали все то новое, что должно революционизировать Россию, переживавшую летаргию старого народничества». Киевская революционная молодежь особенно увлекалась «Манифестом Коммунистической партии», работой Г. В. Плеханова «Русский рабочий в революционном движении», которые, как отмечал тот же Л. С. Федорченко, были настольными книжками первых марксистов.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить