Поиск

Киевская громада.

В обстановке подъема общероссийского освободительного движения на рубеже 50— 60-х гг. на Украине возникли и полулегальные кружки украинской интеллигенции — так называемые «громады», имевшие в целом либерально-буржуазную направленность. Обсуждая вопросы дальнейшего развития России, отмены крепостного права, путей и методов борьбы с существующими порядками, социальным и национальным гнетом, большая часть громадовцев исходила прежде всего из узко классовых интересов, стремилась мирно, путем незначительных реформ решать все эти проблемы.

В начале 60-х гг. наиболее многочисленной была киевская громада. В нее входили преподаватели и студенты университета, учителя гимназий, писатели, врачи, либерально настроенные помещики. Размежевание во взглядах членов громады, особенно проявившееся в период созревания революционной ситуации, привело к образованию двух направлений в них — умеренно-либерального (В. Б. Антонович, Б. С. Познанский, П. П. Чубинский и др.) и прогрессивно-радикального (Н. В. Лысенко, М. К. Ковалевский, М. П. Старицкий и др.).

Одним из путей решения социально-политических и национального вопросов киевские громадовцы считали распространение просветительства. Отсюда и деятельность киевской громады в 60-х гг. носила в целом культурно-просветительный характер: проводилась просветительная работа среди молодежи, собирался материал по этнографии, истории украинского народа и его языка, готовилась к изданию и частично издавалась популярная литература. Члены киевской громады — студенты университета, разъезжаясь летом на каникулы, общались с крестьянами, собирали народные украинские песни, сказки, пословицы, поговорки, рассказывали им о героическом прошлом украинского народа, распространяли произведения Т. Г. Шевченко, Марко Вовчок и др. Громадовцы-киевляне издали брошюру «Дещо про світ божий». Подготовленные ими еще две брошюры («Оповідання з святого письма» А. Опатовича, «Арифметика» А. Я. Конисского) были опубликованы в Петербурге в редакции печатавшегося на украинском языке общественно-политического журнала «Основа» (1861— 1862). Передовая молодежь киевской громады — студенты, учителя гимназий активно участвовали в создании и деятельности воскресных школ, обучали грамоте в этих школах рабочих, ремесленников, их детей.

Усматривая свою главную задачу в мирной культурнической деятельности, в работе по саморазвитию украинского народа, умеренные либералы-громадовцы не поднимали социально-политических вопросов, касавшихся положения народных масс. А отдельные из них во главе с В. Б. Антоновичем идеализировали прошлую историю Украины, пропагандировали антинаучные теории, которые легли в основу националистических идей бесклассовости, безбуржуазности украинской нации.

В конце 1861 г. В. Б. Антонович и его сторонники выпустили в Киеве два номера рукописной газеты «Громадниця». Однако большинство членов киевской громады и даже громадовцы других городов, ознакомившись с программой и содержанием этой газеты, высказались против продолжения ее выпуска.

Исходя из великодержавной политики, опасаясь развития сепаратистских тенденций в громадах, а больше всего — связей их членов с революционной демократией, царское правительство откровенно враждебно относилось к этим кружкам.

Киевские громадовцы, в основном представители умеренного крыла, чтобы отвести от себя обвинения в революционных намерениях, выступили в ноябре 1862 г. в прессе с заявлением под названием «Отзыв из Киева». Подписавшие этот отзыв (21 человек) решительно опровергали свою какую бы то ни было связь с революционным движением, отмежевывались от прокламаций, распространяемых революционным подпольем в России. В частности, громадовцы заявили, что «...с брошюрой «Молодая Россия» не только не имеем ничего общего, не только не имеем желания нести за нее какую-либо моральную ответственность, а наоборот, более чем кто-либо, считаем ее вредной». Они также идеализировали и восхваляли реформу 1861 г., одобряли и поддерживали действия царского правительства, уверяли его в своей «благонадежности и верноподданических чувствах». «Отзыв» в целом характеризовал взгляды и .убеждения умеренных членов громад.

В период разгула реакции, наступившей после спада первой общероссийской революционной ситуации, прекратили свою деятельность громады, в том числе и киевская. Но на рубеже 60-х и 70-х гг. они снова начали возрождаться. В это время в киевской громаде еще больше усилилось размежевание между либерально-буржуазным и радикальным направлением.

Много внимания члены громады уделяли сбору и изданиям украинских народных песен, пословиц, дум и поговорок, составлению украинского словаря, переводили на украинский язык произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова и др. По инициативе громадовцев в Киеве в 1873 г. был открыт Юго-Западный отдел Русского географического общества, активное участие в работе которого принимали историки М. П. Драгоманов, А. М. Лазаревский, И. В. Лучицкий, правовед А. Ф. Кистяковский, экономист Н. И. Зибер, филолог П. И. Житецкий, статистик А. А. Русов, композитор Н. В. Лысенко, писатель и артист М. П. Старицкий.

Юго-Западный отдел Русского географического общества в Киеве превратился в научный центр по изучению материалов по этнографии, археологии, статистике, истории, экономике Украины Научно обработанные исследования члены отдела публиковали в многочисленных сборниках, очерках, популярных книгах. Активное участие принимали члены Юго-Западного отдела Русского географического общества в однодневной переписи населения Киева 2 марта 1874 г. По их инициативе был созван III Всероссийский археологический съезд (1874), в работе которого принимали участие известные отечественные и зарубежные ученые.

Громадовцы, члены отдела в 1874—1875 гг., фактически имели в своем распоряжении печатный орган — газету «Киевский телеграф», где наряду с корреспонденцией либерально-буржуазного характера публиковались статьи, материалы С. А. Подолинского, Н. И. Зибера и др., посвященные социально-экономическим проблемам.

Однако уже в 1876 г. согласно Омскому указу, направленному против развития украинского языка, книгоиздательства и культуры, Юго-Западный отдел Русского географического общества был закрыт, его активные члены-громадовцы подверглись репрессиям. Многие из них выехали в российские губернии, Н. И. Зибер и М. П. Драгоманов эмигрировали за границу.

Начиная с середины 70-х гг. с подъемом борьбы революционеров-народников, активизацией их деятельности в народных массах, студенчестве, среди передовой интеллигенции усиливается размежевание между буржуазно-либеральными и радикальными группировками.

Часть передовой молодежи киевской громады, не удовлетворяясь умеренно-культурнической деятельностью старых громадовцев, группировалась в новые кружки — молодо-громадовцев. По своему социальному составу эти кружки были шире, по взглядам — демократичнее, по деятельности — активнее.

Умеренным старогромадовцам все сложнее и сложнее становилось удерживать под своим влиянием молодежь, которая попадала в среду широкой пропагандистской работы членов многочисленных народнических кружков в Киеве. Киевские молодо-громадовцы братья И. и М. Драгневичи, Дубов, Крикливый, Оголовец, Рева, Самойловский, Шеболдаев п др. обсуждали вопросы создания ассоциаций студентов и рабочих, организовали подпольную библиотеку. Ими же была организована нелегальная общественная касса, деньги в которую вносили в основном старо-громадовцы на нужды редакции журнала «Громада», издававшегося за границей М. П. Драгомановым. Часть собранных денег молодогромадовцы передавали народникам для оказания помощи и поддержки арестованным и ссыльным революционерам, для организации подпольных типографий и др. Молодогромадовцы ходили в близрасположенные села Киевской губернии, распространяли популярные книги на украинском языке, сборник «Громада», произведения Шевченко и подпольные народнические издания. Некоторые молодые громадовцы сближались с членами народнических кружков Киева, помогали им в революционных делах, впоследствии переходили в ряды революционеров. Из документов известно, что так поступили М. П. Ковалевская, сестра известного народника Н. Н. Колодкевича, Н. В. Левченко и многие другие. Лучшая, передовая часть молодых громад вливалась в общероссийское народническое движение. Однако в начале 80-х гг. волна политической реакции захватила и кружки-громады, которые фактически распались.

Возобновление деятельности киевской громады преимущественно на либеральной основе связано с началом издания в 1882 г. в Киеве историко-этнографического журнала «Киевская старина». В нем публиковались собранные громадовцами материалы по фольклору, этнографии, археологии, литературе. Киевские громадовцы занимались в основном культурно-просветительной деятельностью, изданием книг на украинском языке. Еще более отчетливо начинали проявляться расхождения между представителями ее радикально-демократического крыла (Н. В. Лысенко, М. П. Старицкий, В. А. Самойлов и др.) и умеренного, либерально-буржуазного (В. Б.Антонович, П. В. Голубовский, А. Я. Конисский и др.) .

Члены умеренного крыла киевской громады, идеализируя историческое прошлое и настоящее украинского народа, игнорировали, а то и сознательно обходили социальные проблемы в национальном движении, провозглашали консервативно-националистические идеи.

В 1884 г. молодогромадовцы вновь организовали библиотеку и общественную кассу. В уставе последней указывалось, что она создана с целью «...оказывать материальную помощь всем пострадавшим в районе Украины за деятельность, направленную к политическому, экономическому, социальному и национальному освобождению и развитию народа...». Политическое лицо этих молодежных кружков в данный период было довольно неопределенным. Деятельность либеральных громадовцев была ограничена участием в работе кружков самообразования, кружков-просвит, выступлениями с научно-популярными лекциями перед трудящимися, распространением разного рода периодических и литературных изданий и др.

Таким образом, общественно-политическое движение в Киеве, как и по всей Украине, в 60-х — начале-80-х гг. XIX в. находило свое отчетливое, зримое проявление в деятельности революционеров-шестидесятников, распространении ими произведений Вольной русской типографии, прокламаций-воззваний «Земли и воли» 60-х гг., самоотверженной борьбе с самодержавием, социальным гнетом революционеров-народников, открытых выступлениях студентов Киевского университета, росте буржуазно-либеральной оппозиции.

История этого движения дала немало примеров мужества, героического самопожертвования. «Несомненно,— писал В. И. Ленин,— эти жертвы пали не напрасно, несомненно, они способствовали — прямо или косвенно — последующему революционному воспитанию русского народа. Но своей непосредственной цели, пробуждения народной революции, они не достигли и не могли достигнуть».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить