Поиск

Городское управление к хозяйство.

Значительные изменения в области городского управления в Киеве произошли в результате проведения в жизнь общероссийского «Городового положения» 1870 г., вызванного стремлением царского правительства приспособиться к потребностям капиталистического развития путем введения элементов буржуазного управления, «невредных для самодержавия и эксплуататорских классов». Эта городская реформа предусматривала ликвидацию феодального сословного принципа управления, замену его бессословным, буржуазным. Главным условием участия в выборах в городские органы управления выдвигалось обладание капиталом. Трудящиеся же массы: рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, не владевшие недвижимым имуществом,— отстранялись от участия в выборах. Это положение очень ограничило в Киеве количество лиц с избирательным правом, которым во время первых выборов пользовалось только 3222 человека, т. е. 4,6 % всего населения.

Все избиратели были разделены на три курии, равные между собой не по числу избирателей, а по сумме уплачиваемых налогов. Так, в 1883 г. сумма налогов каждой курии в Киеве составляла 33,1 тыс. руб. Однако уплатили их в первой курии 102 избирателя, во второй — 474, в третьей — 3075 избирателей. Все три курии должны были избрать одинаковое количество гласных — по 24. Это приводило к преобладанию в думе представителей крупного капитала. Например, гласными первой реформированной думы оказались 43 дворянина, 27 купцов, 2 протоиерея. В составе второй думы несколько увеличилось количество представителей крупного промышленно-торгового капитала — из 72 гласных было 46 купцов, 18 лиц «из ученого звания» (профессоров, инженеров, юристов, медиков).

Выборы гласных в городскую думу, как правило, проходили в обстановке махинаций и подкупов со стороны претендентов на место городского головы. Даже официальный орган печати города газета «Киевлянин» 15 февраля 1879 г. писала, что при выборе гласных «проявляется стремление подготовить голоса для проведения тех или иных кандидатов в должность городского головы и членов управы... Такие выборы вносят в общество глубокую деморализацию». Подобным образом проводились выборы и в последующие годы. Газета «Киевское слово» так отзывалась о выборах в думу в 1887 г.: «Общественная вакханалия, называемая выборами, или иначе — школа общественной безнравственности... убедила всех в полной несостоятельности принципа городского самоуправления. Собирание доверенностей, спаивание, даровое угощение избирателей, клевета практикуются наиболее низменными хищническими элементами — проходимцами, одерживающими верх».

Избранные гласные составляли думу, которая действовала в течение четырех лет от имени всего населения, хотя, по сути, не представляла интересов трудящихся слоев. В ее функции входило решение вопросов административного, хозяйственного и финансового характера, связанных с потребностями города. Но к общеполитическим вопросам городская буржуазия не могла, не смела подниматься. Исполнительным органом в городском управлении была городская управа, избиравшаяся думой и возглавляемая городским головой. Ему полагался специальный мундир, особый знак и немалое годовое жалование: в 1871—1874 гг.—4200 руб., в 1875—1878 гг.— 6200 руб. Кандидатура городского головы Киева, как и других губернских городов, утверждалась министром внутренних дел.

Формально городское управление имело самостоятельность, однако фактически оно пребывало под постоянным надзором губернатора и министра внутренних дел. В условиях господства самодержавия и пережитков феодализма в политическом укладе страны городское управление не могло стать независимым в своих действиях. Еще более сужало избирательные права горожан положение о городском управлении 1892 г., которое являлось частью контрреформ, направленных на ликвидацию уступок, сделанных царизмом в 60— 70-х гг. Согласно этому закону, имущественный ценз, дававший право участия в выборах, в Киеве поднялся до 1,5 тыс. руб., что резко сократило количество избирателей. Если в Киеве в 1870 г. было 3,2 тыс. избирателей, то в 1892 г.— 2,7 тыс., т. е. в выборах принимал участие всего лишь 1 % населения. Киевское городское управление полностью перешло в руки дворянства и крупной буржуазной верхушки. Расширились официальные права царских властей на вмешательство в дела городского управления. В целом в своей деятельности городская дума и управа были ограничены даже в решении хозяйственных дел города

Городское хозяйство Киева во второй половине XIX в. сделало определенный шаг вперед в своем развитии. Доходы города в результате городской реформы были поставлены в зависимость от развития в нем промышленности и торговли и к концу XIX в. превышали 2,5 млн. руб. в год. Вместе с тем согласно городской реформе 1870 г средства на содержание управы с комиссиями, полиции, пожарных команд, казенных зданий, учебных и благотворительных заведений, больниц, тюрем и др. должны были выделяться из городского бюджета. Эти обязательные расходы были настолько велики, что на благоустройство города (строительство и ремонт дорог, мостов, городских зданий, мощение улиц и другие нужды) оставалось не так уж много средств.

Упорядочивались главным образом центральные районы — в 70-х гг. был замощен Крещатик, ставший главной улицей города. От него до Владимирской улицы проложена новая улица — Прорезная. Между Крещатиком и Липками были спланированы три улицы: Меринговская, Николаевская, Ольгинская, замощена Николаевская площадь. Также прокладывались мостовые в новые районы — Привокзальный. Шулявку. В 1879—1882 гг. были спланированы Шулявская, Безаковская улицы, соединены мостовой Малая ж Большая Житомирские, проложена дорога через засыпанный овраг между Малой Владимирской и Галицкой площадью. Однако замощение улиц проходило медленно. Даже в центральной Старокиевской части города в 1879 г. Стрелецкая, Троицкая и Рейтарская улицы были не упорядочены. В неудовлетворительном состоянии находились улицы в Лыбедском квартале, на Соломенке, Куреневке и других окраинах. Вплоть до конца XIX в. оставался незамещенным Андреевский спуск.

Несколько лучше обстояло дело в тех отраслях городского хозяйства, куда привлекался казенный и частный капитал. Это относится прежде всего к городской застройке, которая приобрела широкий размах в результате развития капитализма и роста населения. Территория города увеличилась с 7,5 тыс. десятин в 1879 г. до 12,5 тыс. десятин в 1900. К концу столетия Киев состоял из 230 улиц и 16 площадей. Если в 1870 г. в нем насчитывалось 1458 каменных и 5814 деревянных зданий, то в 1900 г.— уже соответственно 5338 и 22 146 жилых и нежилых зданий. Каменные четырех- шестиэтажные дома возводились в центре города, на Крещатике, в Дворцовой, Старокиевской частях. В предместьях — Соломенке, Шулявке, на Демиевке — в 1874 г. было более 10 % жилищ, которые совсем нельзя было назвать домами. В этих лачугах, сложенных из дров, плетня, глины, ютились рабочие, ремесленники, городская беднота. В Липках же, на Печерске, в тихих уютных кварталах вырастали комфортабельные особняки городской знати, поражавшие богатством.

В пореформенный период в Киеве возводилось большое количество общественных зданий. Так, в 70-х гг. осуществлено строительство железнодорожного вокзала, здания городской думы. В 1882 г. завершено сооружение Владимирского собора. В конце XIX в. здесь построены здания исторического музея (ныне музей украинского искусства), театра и ряд особняков буржуазии. Лучшие из этих сооружений украсили город, придали ему особый колорит.

Начиная с 70-х гг. в думе все чаще поднимались вопросы об улучшении освещения, создании городского транспорта, налаживании работы почты, телеграфа, проведении телефона, сооружении водопровода, канализации, электростанции. Особенно активно за развитие городского хозяйства выступали представители буржуазной интеллигенции: профессора университета, инженеры, врачи. С именем талантливого инженера П. Е. Струве связано, например, осуществление в Киеве газового освещения, создание водопровода, трамвайного сообщения, с именем проф. Е. И. Афанасьева — сооружение канализации. В 1870 г. была заключена концессия на 50 лет на газовое освещение города с Киевским газовым акционерным обществом, которое построило в городе два газовых завода и установило в центре 1500 газовых фонарей. Однако проблема освещения полностью решена не была — окраины с наступлением ночи погружались в темноту. Газета «Киевлянин» отмечала б января 1879 г., что «освещение города относится к потребностям, далеко неудовлетворенным».

Киевское акционерное общество водоснабжения построило в городе водопровод, открытый в 1872 г. Ежесуточно он подавал 270 тыс. ведер днепровской воды, но в 1874 г. водопроводные трубы были подведены только к 147 домам. Часть населения пользовалась водой из колодцев, а большинство — из рек, текущих в черте города.

В 80-х гг. остро стал вопрос о связи и городских коммуникациях. Двух почтовых отделений на Подоле и Печерске не хватало. Поэтому в 1887 г. было открыто новое почтовое отделение на Демиевке. С 1883 г. стала функционировать телеграфная связь, городской телеграф в среднем получал и отправлял по 500 телеграмм в день. В 1881 г. на Крещатике и ул. Большой Васильковской были пущены первые вагоны конки, перевозившие по 20—25 пассажиров каждый. Протяженность линии конной дороги была небольшая, а стоимость проезда (5—8 коп.) не позволяла пользоваться ею широким массам городского населения.

Положительную роль в развитии городского хозяйства Киева сыграло введение в строй в 1890 г. электростанции. К концу столетия в городе было установлено около 400 электрических фонарей. Весной 1892 г. по Александровскому спуску пошел первый в России трамвай. В 1893 г. в городе действовали две трамвайные линии, а вскоре их количество возросло до 20, общей протяженностью около 150 верст. Трамвайное сообщение связывало центр с пригородами — Святошино, Демиевкой, Пущей-Водицей. В 1894 г. была введена в действие городская канализация, которая охватывала только центральные районы — Старокиевский, Дворцовый, Подольские участки и часть Лыбедского.

Улучшалось санитарное состояние города. Обязанности по надзору за ним возлагались на управу, при которой с 1878 г. действовала специальная санитарная комиссия. Постепенно стали приниматься некоторые меры по наведению санитарного порядка, город был разделен на четыре санитарных участка, каждый из которых возглавлялся врачом. В конце 80-х гг. при городской управе была создана первая постоянная рабочая артель из 14 человек для саночистки города в течение всего года. Однако окраины, где жили рабочие, потопали в грязи и зловонии. Санитарные врачи сюда не заглядывали. Представители прогрессивной интеллигенции, члены общества врачей пытались обратить внимание на улучшение санитарного состояния города. Однако в условиях господства самодержавия и власти капитала их предложения оставались без внимания. Высокая оплата врачебной помощи и медикаментов делала медицинское обслуживание недоступным для широких трудящихся слоев города.

Плохо обстояло дело со стационарным лечением больных. В 60-х гг., не считая военного госпиталя, функционировали только четыре небольших больницы на 268 коек. В 1875 г. открылась Александровская городская больница, имевшая первоначально 65 коек, а к 1880 г.— 166. Однако такое количество медицинских учреждений было недостаточно. При населении в 115 тыс. человек и существовавших минимальных нормах требовалось'не менее 1150 мест для больных, а'их было более чем в два раза меньше.

При городской управе в 1881 г. были учреждены ночные дежурства врачей, явившиеся начальной формой городской «скорой помощи». Общество ночных врачебных дежурств в течение 1891 г. смогло оказать помощь всего 1138 больным. Причем лечение в больнице и скорая помощь были платными. Поэтому большинство жителей Киева вообще не обращалось к врачам. Плохие условия жизни, особенно в рабочих кварталах, отсутствие медицинского обслуживания — все это порождало высокую смертность, составлявшую в 70-х гг. 26 человек на 1000 человек населения, что было значительно выше коэффициента смертности в таких городах, как Стокгольм, Берлин, Лондон.

Городское благоустройство в Киеве, как и в других капиталистических городах России, носило ярко выраженный классовый буржуазный характер. Городское хозяйство обслуживало главным образом привилегированные слои населения. В центре Киева, где размещались административные учреждения, магазины, культурные заведения, где строились жилые дома имущих классов, особняки буржуазии, улицы были лучше упорядочены, освещены, здесь прокладывались трубы водопровода и канализации, разбивались парки и скверы. Масса же трудящихся города, размещавшаяся на окраинах, жила в грязных хижинах, подвалах, землянках, была лишена элементарных бытовых удобств.

Таким образом, во второй половине XIX в. в Киеве, как н по стране в целом, развивались фабрично-заводские предприятия, происходили процессы монополизации промышленного производства. Возрастала роль Киева как центра внутренней торговли, увеличивались обороты его кредитных учреждений. Наблюдался интенсивный приток населения в Киев, менялась социальная структура города — развивались крепли два основных класса — пролетариат и буржуазия.

Определенные положительные сдвиги происходили в области городского управления и хозяйственной жизни Киева.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить