Поиск

Промышленность.

Период капитализма характерен дальнейшим углублением общественного разделения труда, окончательным отрывом промышленности от земледелия, усиленной концентрацией промышленности и торговли в городских центрах, что вело к росту городов, увеличению их населения, формированию их буржуазной социальной структуры. Киев, как один из крупных экономических центров страны, не остался в стороне от этих процессов.

Большие изменения в течение всей второй половины XIX в. происходили в промышленности города. Их суть состояла не только в количественном росте промышленных предприятий, что само по себе свидетельствовало об оживлении экономической жизни, но, главным образом, в переходе к третьей, фабрично-заводской, стадии развития промышленности, осуществлявшейся в результате промышленного переворота. Крупные механизированные фабрики и заводы, оснащенные паровыми двигателями, вытесняли мануфактурные промышленные заведения с ручным трудом.

Если в 60-х гг. XIX в. большинство предприятий Киева, как и раньше, представляло собой мануфактурные заведения, на каждом из которых было занято не более 15 рабочих, то в 80—90-х гг. уже действовали крупные металлообрабатывающие, машиностроительные заводы, другие промышленные предприятия, оснащенные мощными паровыми двигателями, машинами.

Развитию фабрично-заводской промышленности способствовало железнодорожное строительство, стимулировавшее создание новых предприятий металлообрабатывающей, машиностроительной и других отраслей промышленности.

В конце 60-х гг. заканчивается строительство железных дорог Балта—Киев и Курск—Киев, в результате чего город превратился в значительный железнодорожный узел, в котором перекрещивались Одесская, Московско-Киево-Воронежская, Полтавская, Полесская, Ковельская, Фастовская железные дороги. В 1870 г. здесь открылись Киевские главные железнодорожные мастерские Юго-Западных железных дорог, ставшие заводским предприятием, оснащенным паровыми машинами и механизмами. Количество рабочих в мастерских неуклонно увеличивалось и в 80-х годах составляло более тысячи человек.

Потребность развивавшейся промышленности в станках, котлах, машинах и другом оборудовании обусловила возникновение в Киеве металлообрабатывающих и машиностроительных заводов. Крупнейшим из них был машиностроительный завод, принадлежавший фирме «Донат, Линковский и К0», а в 1894 г. перешедший в управление товарищества «Южно-русский машиностроительный завод». Во второй половине XIX в. завод совершенствовал свое производство. В 90-х гг. на нем было занято около 500 рабочих.

В 70-х гг. стали в строй заводы А. Термена, М. Шанца, в 1881 г.— завод Я. Гретера, который в 1890 г., после создания Акционерного товарищества Гретера, Криванека и К0, значительно расширился, занимаясь не только ремонтом машин, но и изготовляя трансмиссии и другое оборудование для сахарной промышленности. В 90-х гг. в Киеве работало восемь машиностроительных предприятий, оснащенных 14 паровыми двигателями мощностью в 293 лошадиные силы. Наиболее крупными промышленными предприятиями являлись «Арсенал» и Киевские железнодорожные мастерские: в них действовало около 15 паровых двигателей и работало примерно 1800 рабочих.

Всего же в это время в Киеве насчитывалось 125 промышленных предприятий, на которых было занято 5970 рабочих. Но паровые двигатели были установлены только на 34 заводах (58 паровых двигателей мощностью в 1243 лошадиных сил), хотя именно они производили основную массу продукции на сумму 12 238 тыс. руб., или 85,7 % общегородской суммы промышленного производства. На них же концентрировалось 69 % промышленных рабочих города.

Промышленные предприятия Киева, как составную часть промышленности всей страны периода капитализма, периодически охватывали кризисы. Преодолевая их, владельцы фабрик и заводов становились на путь усовершенствований в технике и технологии производства, усиления эксплуатации труда, концентрации призводства. Особенно резко возросла концентрация производства в период промышленного подъема 90-х гг., о чем свидетельствуют данные таблицы (Таблица составлена автором на основе данных: Орлов П. А., Будагов С. Г. Указатель фабрик и заводов Европейской России. 3-е изд. Спб., 1894; Список фабрик и заводов Европейской России. Спб., 1903.).

За десять лет при некотором сокращении общего числа предприятий их сумма производства и количество рабочих почти удвоились. Более чем в два раза стало больше крупных предприятий. В то же время количество мелких промышленных заведений (до 16 рабочих) сократилось в 4,6 раза. Довольно значительная концентрация производства и рабочего класса стала одной из предпосылок превращения Киева в крупный центр революционного рабочего движения.

С конца 80-х гг. в городе стали наблюдаться процессы монополизации промышленного производства. В апреле 1887 г. здесь возник синдикат сахарозаводчиков во главе с В. А. Бобринским, объединявший большинство сахарных заводов страны. Кроме того, создавались акционерные общества и товарищества как в машиностроении, так и в легкой и пищевой промышленности.

По отраслевой структуре в 1890 г. преобладали предприятия, обрабатывающие растительные продукты: восемь фабрик по обработке дерева и бумаги, семь мукомолен, шесть кондитерских, винокуренные, водочные, пивоваренные заведения (12), четыре дрожжевых завода, сахарорафинадный завод, семь табачных фабрик и др. Всего 52 предприятия.

Другую группу составляли 14 мелких предприятий по обработке животных продуктов — два мыловаренных, семь восковых, четыре кожевенных и один костеобжигательный завод.

В группе предприятий по обработке полезных ископаемых (35) наиболее значительными, как говорилось выше, были восемь машиностроительных заводов и шесть заводов металлических изделий. Кроме того, к этой группе относились кирпичные и изразцово-черепичные заводы, которых в Киеве, благодаря интенсивно ведущемуся строительству, было особенно много — 20. На них работало более 500 рабочих.

Последнюю труппу составляли 24 предприятия так называемого смешанного производства, работавшие в основном для удовлетворения бытовых потребностей населения: корсетная фабрика, красильни, шляпочные мастерские, заведения искусственных минеральных вод и др.

Это были мануфактурно-ремесленные заведения, дававшие продукции на 360 тыс. руб. В них было занято 302 рабочих.

Заметной отраслью становится полиграфия. В Киеве действовало более 20 типографий, литографий, нотнопечатных, переплетных и других заведений. Наиболее крупной была фотолитотипография Кульженко, оборудованная пятью большими скоропечатными станками, приводимыми в действие паровым двигателем. Кроме того, здесь находились четыре малых типографских пресса и три литографических станка. В типографии работало около 200 рабочих.
Наряду с развитыми фабрично-заводскими предприятиями в Киеве продолжало существовать и ремесленное производство, обеспечивавшее бытовые потребности населения. На 1881 г. здесь существовало восемь цехов (сапожный, столярный, кузнечный и др.), куда входили 1700 мастеров. Однако фактическое количество ремесленников было значительно большим, поскольку многие из них, не имея свидетельств, не могли быть записаны в цеха. В 1887 г. в Киеве насчитывалось 10 862 ремесленника.

Таким образом, во второй половине XIX в. промышленность в Киеве в основном перешла к третьей фабрично-заводской стадии капиталистического развития, но наряду с фабриками и заводами существовали и предприятия мануфактурного типа, а также ремесленные мастерские. Многоукладность промышленного производства оказывала влияние и на социальный состав населения города, увеличивая в рядах пролетариата прослойку ремесленных рабочих-подмастерьев и прослойку мелких собственников — в группе промышленной буржуазии.

Kiev_hist_prom_proizvodstvo

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить