Поиск

Контакты и связи в области искусства.

С XIX в. расширяются культурные связи города с зарубежными странами и в области искусства. Киев того периода славился своей музыкальной и театральной культурой. Здесь бывали, жили и творили М. И. Глинка, С. С. Гулак-Артемовский, М. С. Щепкин и другие, многие из которых поддерживали связи с деятелями культуры других стран, оказывали помощь национально-освободительной борьбе южнославянских народов, особенно развернувшейся с середины XIX в. В Киев неоднократно приезжали на гастроли и многие зарубежные музыканты и артисты. В концертных залах Контрактового дома и университета в разные годы выступали итальянские певцы А. Каталани и Феррари, первый баритон Миланского театра Джиордани и примадонна этого театра П. Мезь-Мази, певица Ниссен-Саломон, прозванная «шведским соловьем», знаменитые польские скрипачи и композиторы К. Липиньский и Г. Венявский, пианисты С. Тальберг и А. Дрейшок, венгерский пианист-виртуоз и композитор Ф. Лист и др.

Многих из них посещение Киева вдохновляло на новые произведения. В частности, Ф. Лист во время пребывания в Киеве (январь 1848 г.) под впечатлением услышанных на городских рынках украинских народных песен написал новое музыкальное произведение «Думка», которое впоследствии с большим успехом исполнял на сценах многих стран Европы и Америки. В то же время автор знаменитой оперы «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовский, которого в 1838 г. в Киеве «открыл» великий русский композитор М. И. Глинка, сыгравший большую роль в его формировании как певца и композитора, в 1840—1842 гг. совершенствовался в оперном искусстве в Италии и в летний сезон 1841 г. с большим успехом выступал в театрах одного из крупнейших культурных центров страны — Флоренции в роли первого баса.

С. С. Гулак-Артемовский, близкий друг Т. Г. Шевченко, оказавшего положительное влияние на формирование мировоззрения певца и композитора, знакомил культурную общественность Италии с украинской культурой. В 1850 г. он уже с итальянской труппой побывал на Украине. В 50—60-е годы в Киеве в течение ряда лет гастролировала другая итальянская оперная труппа. Ее репертуар составляли лучшие оперы Доницетти, Беллини, Верди и других западноевропейских композиторов.

Киевская музыкальная культура была тесно связана также с польской и чешской музыкальной школой. В учебных заведениях города преподавали польские композиторы Й. Витвицкий, М. Завадский, чешские педагоги Шевчик, Шебелик, Воячек и др.

В 1848 г. в Киеве было создано «Симфоническое общество любителей музыки и пения», которое давало еженедельно музыкальные вечера и ежемесячные концерты с участием и зарубежных артистов.

Наряду с русской отечественной классикой в киевских театрах шли пьесы многих западноевропейских драматургов. В город часто приезжали на гастроли труппы зарубежных артистов. Так, в 30-х годах в Киеве гастролировали польские труппы О. Ленкавского и П. Рыхановского, русская труппа М. Ю. Млотковского, в составе которой были и польские артисты, французская водевильная труппа из Парижа. В 40-х годах здесь выступала другая французская труппа во главе с известной трагической актрисой Жорж, а также русские труппы с участием знаменитых актеров П. С. Мочалова и М. С. Щепкина, в репертуаре которых были трагедии В. Шекспира и Ф. Шиллера, драмы В. Гюго и произведения других зарубежных писателей. Уже тогда Киев слыл театральным городом, а киевские театралы, по свидетельствам современников, «любили и хорошо понимали драматическое искусство». Однако, ввиду дороговизны билетов, театр в основном посещала зажиточная часть населения города.

Киев со своими историческими памятниками и живописной природой привлекал внимание многих зарубежных художников, большинство из которых посещали город как путешественники или как профессионалы. Здесь они создали ряд художественных картин, отражающих облик Киева того времени, некоторые из них являются уникальными.

Летом 1814 г. в Киеве побывал англичанин Дж. Джеймс, по возвращении в Лондон подготовивший там объемистый альбом рисунков о Киеве. В основном — это исторические памятники того времени: Лаврские ворота, Софийский собор, ряд зарисовок исторических мест на Подоле, акварель общего вида Киева из-за Днепра и др.

Француз Якопо де ла Флиз попал в Киев во время войны 1812 г. и навсегда остался в нем. Долгие годы работая главным врачом Киевского наместничества, в 1848 г. он издал книгу с длинным названием, передающим её содержание: «Медико-топографическое описание Киевского округа с приложением географической карты Киевской губернии... с присовокуплением возможно подробной статистики всякого селения с его видами, снятыми с натуры, а также с рисунками древностей», в которой содержится множество зарисовок древностей Киева и достопримечательных мест («Зверинец», «Китаевская пустошь под Киевом» и др.).

Наибольшее количество рисунков о Киеве XIX в. сделали немецкие художники. В 1840 г. во время путешествия город посетил немецким естествоиспытатель Йогаин-Генрих Блязиус, оставивший рисунки Киева, в том числе Золотых ворот, и только что открытого Киевского университета. Спустя 15 лет, в 1855 г. через город проезжал его соотечественник Александр Петцольд, который также создал ряд картин с видами Киева, в том числе Цепной мост через Днепр, виды Ботанического сада и др. Но наибольшую коллекцию видов города оставил немецкий художник-профессионал Гротте, который много лет работал учителем рисования в Киевском институте благородных девиц. Он создал целую галерею полотен с видами города, в том числе: «Вид на Киев» 1849 г., акварель «Вид на Киев со стороны Щекавицы» 1850 г., «Театр на Крещатике» (снесен в 1856 г.), «Вид на Подол, Днепр и старый Киев» и многие другие. В этом же Институте учителем рисования работал еще один немецкий художник П. Шлейфер, оставивший ряд портретов.

Следует отметить, что произведения зарубежных живописцев ценны не только как свидетельства многих сторон жизни Киева первой половины и середины XIX в., но и тем, что они сыграли определенную роль в становлении украинской национальной пейзажной живописи.

Итак, уже к 60-м годам XIX в. Киев имел довольно значительные культурные связи с прогрессивной культурной общественностью многих зарубежных стран. Эти связи расширялись и в последующие годы.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить