Поиск

Солидарность с освободительной борьбой других народов.

Непосредственные контакты прогрессивной общественности Киева с революционными и прогрессивными деятелями южнославянских, польского, греческого и других народов позволяли ей лучше разобраться в мотивах и целях национально-освободительной борьбы, которую в то время вели эти народы, и способствовали формированию передовой общественной мысли на Украине.

Последние годы своей жизни, с 1807 по 1816 г., провел в Киеве славный патриот Греции, один из активных участников национально-освободительной борьбы греческого народа против османского ига Константинос Ипсиланти. В Киеве некоторое время проживали и его сыновья Александр и Дмитриос Ипсиланти, также ставшие видными участниками и руководителями национально-освободительной борьбы греческого народа. Александр Ипсиланти (с 1817 г. генерал-майор русской армии) вступил в созданное в 1814 г. в Одессе тайное революционное общество «Филики Этерия» («Общество друзей»), которое готовило вооруженное восстание греческого народа против турецкого ига, и с 1820 г. возглавил это общество. В марте 1821 г. под руководством А. Ипсиланти в Яссах было поднято антитурецкое восстание, которое послужило своеобразным сигналом к началу массовой вооруженной национально-освободительной борьбы греческого народа против турецкого владычества, продолжавшейся до 1829 г. После ареста австрийскими властями Александра, находившегося в то время на земле Австрийской империи, вдохновителем и одним из руководителей повстанцев стал его брат Дмитриос Ипсиланти, прибывший летом 1821 г. в Грецию как представитель «Филики Этерия». В 1822 г. Национальное собрание Греции избрало его председателем Законодательного корпуса. Позднее, в 1828— 1829 гг., он был главнокомандующим войсками восточной Греции, которые изгнали захватчиков с этой территории.

А. С. Пушкин во время второго посещения Киева в япваре—феврале 1821 г. встречался с Дмитриосом Ипсиланти, до его отъезда в Грецию, а с Александром он подружился еще в Кишиневе. Под влиянием братьев Ипсиланти, горячих патриотов своей родины, А. С. Пушкин проникся участием к судьбе греческого восстания и хотел даже было принять в нем личное участие, как это сделал впоследствии Д. Байрон.

Здесь же А. С. Пушкин встречался также со многими участниками декабристского движения: братьями Владимиром и Александром Раевскими, поэтом-партизаном Денисок Давыдовым и его братом Львом Давыдовым, Иваном Якушкиным, Михаилом Орловым, а также с активным деятелем польского национально-освободительного движения поэтом-романтиком Густавом Олизаром и др. Пребывание в Киеве вдохновило поэта на создание ряда новых произведений, в частности, поэмы «Полтава», «Гавриллиады» и др.

Киев уже в первой четверти XIX в. стал одним из центров, где зарождалось и развивалось революционное содружество российских и польских революционеров в их совместной борьбе против русского самодержавия. В 1821 —1825 гг., используя ежегодные январские контрактовые ярмарки, на которые из разных городов съезжалось большое количество людей, в том числе и поляков, российские революционеры-демократы установили контакты с представителями патриотически настроенных польских кругов. Передавая атмосферу этих встреч во время контрактовых ярмарок, декабрист С. Г. Волконский писал, что у них «собирался кружок образованных людей, как русских, так и поляков, довольно большой по случаю съезда на контракты...», подчеркивая, далее, что Киев был удобным местом для таких встреч, «где съезд на контракты образованных людей давал случай узнавать людей и сеять семена прогресса политического».

Несмотря на веками проводимую царизмом и польской правящей шляхтой политику, направленную на разъединение русского и польского народов, передовые умы российской и польской общественности сумели подняться до понимания того, что их объединяют общие идеи и цели борьбы за ликвидацию крепостничества и монархии. На январской, 1823 г., встрече в Киеве в доме Раевского между руководителями Южного общества декабристов С. И. Муравьевым-Апостолом и М. П. Бестужевым-Рюминым и представителем польских тайных обществ А. Ходкевичем была достигнута договоренность о поддержке связей Южного общества и польскими революционерами и об их совместных действиях. В январе 1824 г., под видом поездки на контрактовую ярмарку, в Киев прибыли представители польского Патриотического общества С. Кшижановский и А. Яблоновский, которые вели конкретные переговоры с М. Бестужевым-Рюминым и С. Муравьевым-Апостолом о совместном выступлении против царизма. Было решено поддерживать дальнейшие связи через проживавших в Киевской губернии членов польского Патриотического общества А. Городецкого и А. Чарковского. В январе 1825 г. на очередной встрече в Киеве эти переговоры были продолжены между поляками А. Яблоновским, С. Кшижановским, А. Городецким — с одной стороны, и П. И. Пестелем и другими деятелями Южного общества декабристов — с другой. Руководители Южного общества декабристов подтвердили свою решимость бороться за республиканский строй правления в России, предусматривающий предоставление независимости Польше, и выразили пожелание, чтобы польские революционеры действовали с ними совместно, когда будет поднято вооруженное выступление против царизма.

Хотя в связи с имевшимися разногласиями, в частности, связанными с претензиями польских представителей Патриотического общества на часть украинских и белорусских территорий, и ввиду других причин, польские революционеры не выступили в декабре 1825 г., тем не менее контакты российских и польских революционеров в 1821—1825 гг. в Киеве заложили фундамент революционного содружества российской и польской прогрессивной общественности, которое успешно развивалось в последующие годы и особенно во время польского восстания 1863 г. Установившиеся в Киеве связи русских декабристов и польских революционеров нашли отражение в литературе, в частности в произведениях выдающегося польского поэта Адама Мицкевича, который в 1825 г. посетил Киев, встречался здесь с лицами, связанными с декабристским движением. Эти встречи сыграли положительную роль в формировании его мировоззрения как поэта-революционера, звавшего народы позабыть распри и соединиться в единую семью.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить