Поиск

Введение

Развитие культуры, духовной жизни в целом в Киеве в XIX в. полностью подтверждает правильность этого основополагающего марксистского положения. Взаимовлияние и взаимообогащение культур — это тенденция, присущая культурно-историческому процессу в целом, но на этапе капиталистической формации она становится особенно выразительной. Она проявляется прежде всего в жизнедеятельности крупных городов, которые в эпоху капитализма все более выступают не только как сосредоточение промышленного производства, но и как административные и культурно-политические центры всей общественной, в том числе и духовной жизни народов.

Киев в XIX в. оставался одним из таких крупнейших центров России. Вместе с тем он продолжал играть существенную роль в мировой и особенно в общеславянской культуре. С ростом интернационализации производства возрастали и международные связи Киева в различных сферах духовной культуры и общественной жизни в целом.

Воссоединение Украины с Россией, начатое историческим актом 1654 г. и завершенное в конце XVIII в. с вхождением в состав России и Правобережной Украины, явилось важным благоприятным фактором для дальнейшего исторического развития и Киева как крупнейшего политического и культурного центра формировавшейся украинской нации. Оно способствовало более активному и широкому вовлечению города в общероссийский и мировой культурно-исторический процесс. «Слившись навеки с единокровною ей Россиею,— писал в 1843 г. В. Г. Белинский,— Малороссия отворила к себе дверь цивилизации, просвещению, искусству, науке... Вместе с Россиею ей предстоит теперь великая будущность».

Конец XVIII и первая половина XIX вв. были для Западной Европы эпохой утверждения капиталистических отношений и буржуазно-демократических движений, развернувшихся под влиянием Великой французской буржуазной революции. Идеи этой революции проникали и в Россию, чему способствовало возрастание экономических, политических и культурных связей России с зарубежными странами. Существенную роль в ознакомлении российской общественности с прогрессивными общественными идеями Запада сыграл поход российской армии в Европу после изгнания наполеоновских войск из своей страны. Раскрывая причины зарождения прогрессивных умонастроений в среде российской общественности в начале XIX в., один из руководителей и идеологов декабристов — П. И. Пестель — писал, что в Европе тогда господствовал дух преобразований, заставлявший везде, в том числе и в России, «умы клокотать».
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить