Поиск

Архитектура.

В первой половине XIX в. архитектурно-художественный облик Киева претерпевает большие изменения. Проводится усиленное городское строительство, в котором господствует стиль классицизма.

В этот период ведущими зодчими города были А. И. Меленский и B. И. Беретти. Архитекторы В. И. Гесте, В. П. Стасов, А. И. Руска и др. разработали ряд «образцовых» типовых проектов для строительства административных сооружений, учебных заведений, жилых домов, торговых рядов, культовых сооружений. Здания общественного назначения играли важную роль как в общей панораме Киева, так и в творчестве упомянутых мастеров. Они являлись архитектурными узлами, вокруг которых слагался определенный ансамбль, прокладывались уличные магистрали.

При разработке общей планировки города ставилась назревшая задача соединения новыми магистралями в один городской организм обособленных с давних времен почти до конца XVIII в. трех частей Киева: Подола, Старого города и Печерска. В дальнейшем в городскую черту постепенно вливались и пригородные селения — Куреневка, Приорка, Сырец, Зверинец, Демиевка и др.

Жилые дома низов киевского населения сохраняли традиционную форму сельской архитектуры, являясь типичными украинскими хатами. В это время даже многие церкви в Киеве были деревяннымп. Городская верхушка имела каменные и деревянные роскошные дома. Отдельные из них, как, например, дом C. И. Стрельбицкого и дом в стиле ампир Н. Сухоты на Подоле, сохранились до нашего времени.

Среди общественных сооружений Подола начала XIX в. выделялось каменное здание киевского магистрата. Оригинальным архитектурным монументом, сооруженным в 1802— 1808 гг. на берегу Днепра, является памятник магдебургскому праву (архитектор А. И. Меленский), символизировавший возобновление в 1802 г. городского самоуправления. Он представляет собой тосканскую колонну, которую завершает небольшой сферический купол. Основанием колонны служит пьедестал в форме арки.

Архитектор А. И. Меленский — автор проектов многих жилых и общественных зданий, церквей, построенных в первые десятилетия XIX в. Из общественных строений лучшими считаются первый Контрактовый дом. сооруженный в 1801 г. на Подоле, сохранившийся до наших дней, дома Присутственных мест и генерал-губернатора на Печерске.

Меленский составил проекты, по которым в Киеве был построен ряд церквей на Подоле — Николая Доброго, Рождества и др., а также реконструированы церкви Братского и Фроловского монастырей. Так, например, Воскресенскую церковь Фроловского монастыря он построил в стиле классицизма с центральной круглой ротондой, перекрытой куполом, а также двумя боковыми симметричными крыльями. Внешне церковь напоминала гражданское здание. На Подоле Меленский капитально перестроил один из ярких образцов гражданской архитектуры— студенческую бурсу, принадлежавшую академии и сохранившуюся до нашего времени. В своей работе Меленский придерживался исключительно стиля классицизма.

А. И. Меленский является автором проекта построенного в 1806 г. в начале Крещатика в форме прямоугольника первого двухэтажного деревянного городского театра, повлиявшего на характер дальнейшего общественного и частного строительства на этой центральной улице города. Он же в 1810 г. построил в живописном месте, где по преданию был убит один из первых киевских князей Аскольд, замечательный архитектурный памятник — каменную церковь-мавзолей.

Большое количество проектов зданий, построенных в Киеве, принадлежит архитектору В. И. Гесте. Так, план генеральной перестройки Подола после пожара 1811 г. связан с его именем. Но для плана Гесте основой явился план архитектора Меленского. По их проектам Подол должен был иметь прямые и широкие улицы, а в центре — большую Контрактовую площадь. Центральный городской ансамбль должен был завершить Контрактовый дом, единственный сооруженный из всего комплекса в 1817 г. Архитектура этого здания выдержана в классических формах дорического ордера.

По проекту А. И. Руска в 1811 г. началось сооружение на торговой площади Подола наиболее значительного общественного здания — монументального торгового комплекса в форме замкнутого прямоугольника с внутренним служебным двором, к которому вели шесть ворот «Гостиного двора». Здесь помещалось более 53 магазинов. Строительство его было прекращено из-за недостатка средств в 1829 г.

Новый этап градостроительства Киева связан с приездом из Петербурга в 1837 г. архитектора В. И. Беретти. Став ведущим зодчим города, он составил новый план застройки Киева, согласно которому город был разделен на шесть административных частей, при этом учитывались и традиционные для Киева особенности архитектурно-художественной застройки разных его районов.

В 40-е гг. на Крещатике сооружаются общественные и частные двух- и трехэтажные здания.

Выдающимся событием в истории архитектурной застройки Киева явилось сооружение в 1837—1842 гг. по конкурсному проекту архитектора Беретти монументального здания Киевского университета, которое представляет собой четырехугольное сооружение дворцового типа с замкнутым двором. Оно по праву считается одним из лучших архитектурных памятников города первой половины XIX в. как образец позднего классицизма. Это выдающееся художественно-архитектурное сооружение своим внешним видом и конструктивным решением (использование чугуна, металла и других материалов) оказало большое влияние на строительство общественно-культурных и научно-педагогических зданий Киева. Вторым по значению архитектурным сооружением Беретти явился Институт благородных девиц (1838—1842). Автор проекта отказался от монументальности и придал зданию оттенок интимности, поставив его на живописной горе, возвышающейся в начале Крещатика.

Вместе с отцом В. И. Беретти в Киеве работал и его сын А. В. Беретти. По его проектам в Киеве в 1840— 1850-х гг. построены: комплекс сооружений университетского Анатомического театра, здания Первой мужской гимназии и двухэтажное здание женского пансиона Левашовой. Все они выдержаны в стиле классицизма и формах ренессанса.

В 1848—1853 гг. по проекту английского инженера Карла де Виньеля через Днепр напротив Аскольдовой могилы был построен один из самых больших и красивых в Европе цепных мостов, длиной в 730 м и шириной в 16 м.

В 50-е гг. в Киеве продолжается строительство ряда крупных общественных зданий, сооружаются скульптурные памятники. В частности, возле Софийского собора по проекту архитекторов М. С. Иконникова, К. А. Скаржинского и И. В. Штрома (в формах ренессанса) сооружено здание Присутственных мест. На живописном холме над Днепром был воздвигнут памятник киевскому князю Владимиру Святославичу. Авторами монумента являются скульпторы В. И. Демут-Малиновский и П. К. Клодт, архитектор К. А. Тон. В это время ведется интенсивное насаждение парков, рощ, садов, упорядочивается Владимирская горка.

Однако и в этот период удельный вес каменных зданий в Киеве продолжает оставаться очень низким: на 4873 сооружения приходилось только 361 каменный дом. По своему общему архитектурно-художественному виду Киев тогда еще не был похож на промышленный город.

В период кризиса феодально-крепостнической системы Киев стал одним из крупных культурных центров страны, где проходила борьба демократического и реакционного направления в духовной жизни города, местом демократического и революционного движения. Вместе с тем в городе с несколькими десятками тысяч населения только ничтожное количество детей могло получить начальное образование. Среднее и высшее было доступно детям главным образом дворян и высших чиновников.

Важным этапом в культурной жизни города, освободительного и революционного движения становится открытие Киевского университета. Даже в условиях тягчайшей николаевской реакции ученые города внесли значительный вклад в развитие естественных и гуманитарных наук. В Киеве оживленно работали научные общества. Киевские ученые и педагоги ощущали поддержку передовой научной общественности страны, их труды положительно оценивала русская революционная периодика.

В литературной жизни города того периода наиболее ярким достижением является художественное творчество Т. Г. Шевченко, имевшее не только национальное, но и общероссийское литературное и общественно-политическое значение.

В развитии театрального искусства большую роль сыграли драматические произведения западноевропейской, а также русской и украинской классики. Постепенному подъему и утверждению реалистического сценического искусства способствовала реформаторская деятельность прославленного актера М. С. Щепкина. Театральные представления в то время были доступны лишь небольшой части демократического зрителя. Основная масса трудящегося населения была вынуждена довольствоваться традиционными видами народных театрализованных зрелищ.

В этот же период продолжает развиваться музыкальная культура города, все чаще здесь выступают с концертами зарубежные и русские композиторы и исполнители, а украинская песня стала популярной в России и далеко за ее пределами.

Развитие профессионального изобразительного искусства, его реалистического направления, жанровой многогранности самым тесным образом связано с художественным творчеством Т. Г. Шевченко и его друзей, воспитанников Петербургской академии художеств. Архитектурно-художественный облик Киева формировался в господствующем стиле классицизма и был тесно связан с превращением города в крупный административный и культурный центр.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить