Поиск

Изобразительное искусство.

Достижения профессионального изобразительного искусства Киева первой половины XIX в. самым тесным образом связаны с многогранным творчеством в этой области Т. Г. Шевченко, а также его друзей И. М. Сошенко, В. И. Штернберга, М. М. Сажина, А. Ф. Сенчило-Стефановского, К. С. Павлова и др. По окончании Академии художеств в Петербурге Шевченко прибыл в Киев как внеклассный художник с целью издавать здесь иллюстрированный журнал, открыть художественную школу, воспитывать молодые таланты.

С именем Шевченко и упомянутых выше художников связано развитие в городе реалистической живописи, носившей светский характер, проявившейся в новой художественной форме, в историческом, бытовом и пейзажном жанрах. Традиционный портрет киевской школы отличается углубленным вниманием мастеров кисти к передаче психологического в человеке, а также показом характерных и типичных черт, присущих его социальному положению.

Киевские художники, работая учителями в гимназиях, университете и в Археографической комиссии, не стояли в стороне от развивающегося научно-культурного процесса — историко-литературного, фольклорно-этнографического, археологических открытий и других явлений общественно-культурной жизни города. История, архитектура, исторические памятники, жизнь и быт населения, чудесный городской пейзаж являлись центральной темой реалистических полотен киевских мастеров того времени. У художников Киева впервые сознательно проявляется интерес к истории, этнографии и культуре всего украинского народа. Это мнение наиболее полно и открыто высказал Шевченко-студент в заявлении к Обществу поощрения художников в 1843 г.: «В пределах моей родины Южной России уцелели до сего времени многие следы вековых потрясений, испытанных некогда этим краем в беспрерывной борьбе за веру и независимость с иноплеменными хищными соседями. Там в памяти народной живы бесчисленные поэтические предания старины, свидетельствующие о доблестных подвигах предков; там разнообразные красоты природы или особенности местных нравов и обычаев, издревле перешедших к потомкам, на каждом почти шагу останавливают внимание. Желая более сделать известными достопримечательности родины моей, богатой воспоминаниями историческими и резко отличающимися от других народным бытом настоящего времени, я предпринял издание, названное мною «Живописная Украина».

В Киеве в это время не было ни одной средней художественной школы. Все киевские художники были выпускниками, как правило, Петербургской академии художеств. Они прошли единую школу мастерства, многие из них учились у знаменитого К. Брюллова, были знакомы с классическим наследием, стилем и жанрами творчества художников России и Западной Европы. Киевские художники чувствовали постоянную поддержку петербургских профессоров и художественных обществ. Киевская тематика традиционно разрабатывалась в стенах академии, студенты выезжали на Украину, в Киев. Так. например, блестящий мастер исторической и портретной живописи Г. И. Лапченко (1801 — 1879), крепостной с Черкасчины, учившийся в Петербургской академии художеств, в 1829 г. получил золотую медаль первой степени за картину «Киевлянин подает Претичу известие о приближении к Киеву печенегов» или «Юноша, спасающий Киев». Конференц-секретарь Петербургской академии художеств В. И. Григорович в 1837 г. составил мотивированный проект организации в Киеве художественного училища, но воплотить его в жизнь ему так и не удалось.

Жизнь и творчество известного русского и украинского художника, одного из соучеников по Академии художеств и ближайших товарищей Т. Г. Шевченко, В. И. Штернберга (1818—1845) самым тесным образом связаны с Киевом. Пейзажи города он отобразил на своих реалистических полотнах «Вид на Подол», «Крещатик», «Переправа через Днепр под Киевом». Он же иллюстрировал «Кобзарь» Шевченко. Поэт посвятил своему другу стихотворение «Іван ГОдкова» («Иван Подкова») и «На незабудь Штернбергові» («На память Штернбергу»).

Учителем рисования в университете работал в 1838—1846 гг. К.С.Павлов, о котором сохранились теплые воспоминания Шевченко, лично знавшего его. Наибольших успехов художник достиг в жанре портрета. Лучшим из его полотен считается «Бондарь» — портрет киевского ремесленника-труженика. Это одна из первых картин, отразивших быт трудящегося населения Киева. На той же должности в 1847 —1863 гг. работал и ученик К. Брюллова В. Г. Васько — один из первых киевских художников, написавших серию портретов исторических деятелей Украины.

В 40-х гг. в городе жил и работал М. М. Сажин, создавший большой альбом литографий киевских пейзажей и памятников: «Древние фрески в Киево-Софиевском соборе», «Выдубецкий монастырь в Киеве», «Щекавица — место погребения Олега», «Андреевская церковь», «У переправы через Днепр» и др. В течение некоторого времени он работал вместе с Шевченко, делая зарисовки Киева.

Учителем рисования во Второй киевской гимназии в 50-х гг. работал один из самых близких друзей Шевченко И. М. Сошенко, создавший ряд реалистических рисунков, посвященных городу.

В Киевской археографической комиссии, а также учителем рисования в уездном училище работал А. Ф. Сенчило-Стефановский — также близкий друг Шевченко, активно популяризировавший серию его офортов «Живописная Украина». С 1853 г. рисование в Киевском кадетском корпусе преподавал ученик К. Брюллова, близкий знакомый Шевченко А. Агин. Он был иллюстратором художественных произведений Е. Гребенки и особенно мастерски исполнил 100 рисунков к популярной и в Киеве повести Н. Гоголя «Мертвые души».

Самый же большой след в истории изобразительного искусства Киева первой половины XIX в. оставило творчество Шевченко. Находясь в 1843 г. на Украине, он задумал издавать периодический художественный орган «Живописная Украина», в котором значительное место намеревался отвести изображению исторических событий, «начиная от основания Киева». Однако поэту удалось осуществить только один выпуск этого издания, в котором среди других рисунков встречаем: «В Киеве», «Выдубецкий монастырь в Киеве», исполненные в 1844 г. Альбом является одним из первых произведений критического реализма в украинской графике.

Работая в 1845—1847 гг. художником Киевской археографической комиссии, Шевченко многие свои рисунки, этюды, наброски, выполненные акварелью, сепией, карандашом, посвятил Киеву, его чудесным пейзажам центра города и окраин: «Вид Киева»,«Церковь Всех святых в Киево-Печерской лавре», «Аскольдова могила», «Костел в Киеве», «Киево-Межигорский монастырь», «Киев со стороны Днепра», «Китаевская пустынь. Тропцкая церковь», «Дальние пещеры Киево-Печерской лавры» и др. В киевском цикле своих работ Шевченко с большим мастерством реалистически изобразил исторические памятники, уникальные архитектурные сооружения, неповторимые пейзажи.

Архитектура и природный ландшафт Киева стали источником творческого вдохновения талантливого русского и латышского художника В. Ф. (Г.-В.) Тимма, получившего в 1855 г. звание академика Петербургской академии художеств. Множество литографированных собственных зарисовок пейзажей, архитектурных и скульптурных памятников Киева он поместил в «Русском художественном листке», который художник издавал в 1851 —1862 гг.

Наряду с профессиональным изобразительным искусством в Киеве в этот период широко развиваются различные формы народного искусства. Одним из ярких произведений является выполненная в народном стиле деревянная скульптурная композиция «Самсон» неизвестного автора, восхищавшая всех, кто бывал на Подоле.

В это же время народное декоративно-прикладное искусство широко используется в продукции Киево-Межигорской фаянсово-фарфоровой фабрики.

Высокохудожественные произведения народного искусства (ковроделие, декоративное ткачество, гончарные изделия, деревянная скульптура, посуда и др.) довольно широко экспонировались н на выставках — ярмарках сельских произведений, проводившихся в Киеве в 50-х гг.

Н. Г. Чернышевский в написанной им для «Современника» информационной заметке об одной из таких выставок в Киеве не только указал па богатство ее содержания, но обратил особое внимание на изделия государственных крестьян, тем самым подчеркнув большие возможности труда, не отягощенного крепостной зависимостью.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить