Поиск

Музыка.

Первая половина XIX в. в Киеве характеризуется тесными связями украинской музыкальной культуры с русской, глубоким изучением композиторами народного творчества, демократизацией музыкальной жизни. Большое значение в музыкальной жизни Киева и в начале века сохранял магистратский городской оркестр. Его исполнительская деятельность была разнообразной — от игры в театре до исполнения народных песен и танцев. Круг посетителей его концертов был довольно широк. При городском оркестре имелась школа игры на различных инструментах, где обучалось от восьми до 20 учеников. Оркестр пополнялся музыкантами, игравшими раньше в полковых оркестрах.

Музыкальное образование получали также учащиеся класса нотного пения при Братском монастыре, в котором были заняты от 180 до 360 детей. Способных учеников забирали в придворную и митрополичью капеллы Петербурга. Церковному пению обучали учащихся Киево-Подольского духовного училища. Вершин исполнительского мастерства достиг четырехголосный хор при Киевской академии.

Музыку изучали также ученики обеих гимназий. Существовавший при них хор включал в свою программу произведения выдающихся композиторов Д. С. Бортнянского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, украинские народные песни и другие произведения. Воспитанницы Института благородных девиц под руководством лучших учителей города изучали хоровое и сольное пение, обучались игре на различных инструментах. Музыкальное образование здесь получили ряд известных певиц и пианисток XIX в.

Богатым и разнообразным был репертуар крепостных оркестров, систематически гастролировавших в Киеве. Они часто исполняли вариации на темы народных песен. Многие одаренные крепостные музыканты проявляли самостоятельное композиторское творчество, насыщенное народной песенностыо, сочиняя пьесы для фортепьяно, скрипки или небольшого ансамбля. Эти произведения получали одобрение не только любителей музыки, но и виртуозов.

Наряду с народной песней большое распространение среди киевлян получила романсовая лирика. Местные любители-музыканты часто исполняли романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева. Особенно популярными в Киеве были песни-романсы, написанные в 1838 г. М. И. Глинкой на стихи украинского поэта В. Н. Забилы — «Гуде вітер вельми в полі» и «Не щебечи, соловейку», а також романс Н. А. Маркевича на слова Т. Г. Шевченко «Нащо мені чорні брови», посвященный поэту и изданный в 1859 г. в Киеве. Распространенной была песня-романс XVIII в. С. Клпмовского «їхав козак за Дунай», обработку которой осуществили Бетховен и Вебер.

Талантливым исполнителем и тонким интерпретатором украинской народной песни был Т. Г. Шевченко. Вместе с тем он с благоговением относился к профессиональной музыке Глинки, Бетховена, Гайдна, Шопена, с удовольствием слушал оперы Вебера, Верди. Россини, поддерживал дружеские отношения с выдающимся украинским композитором и оперным певцом С. С. Гулаком-Артемовским.

Высоко ценилась в Киеве камерная музыка. Часто здесь звучали квартеты Моцарта, Бетховена, Шпора, Онслова. Вместе с местными любителями их исполняли приглашенные зарубежные виртуозы. Популярным в городе был любительский ансамбль в составе Г. Т. Данилевского, А. Ф. Витковского, Зубковича и А. Я. Стороженко, квартеты А. М. Острянского и В. Н. Гороновича, а также постоянный музыкальный кружок Н. А. Ригельмана.

С целью широкой популяризации классической и народной музыки среди населения города делались попытки организации музыкальных обществ и кружков. Однако, не получая поддержки местных властей, они быстро прекращали свою деятельность. В 1848 г. один сезон просуществовало «Симфоническое общество», устраивавшее каждую неделю музыкальные вечера. С 1854 г. начало свою деятельность «Общество пения».

Гастролировавшие в Киеве в 30— 40-х гг. харьковские и полтавские русско-украинские труппы имели в своем репертуаре пользовавшиеся большой популярностью у киевлян украинские драматические спектакли по пьесам И. Котляревского и Г. Квитки-Основьяненко, насыщенные музыкой, сольным пением, хорами, танцами. Репертуар этих трупп включал оперы русской и западноевропейской классики. В этот же период перед киевлянами выступала мадридская королевская балетная труппа п польская опереточная труппа Шмптгофа, познакомившая их с итальянской оперной музыкой. Оркестр последней, объединяясь для выступлений с оркестром Киевского городского театра, давал и симфонические концерты.

Известное влияние на развитие музыкальной культуры Киева оказали некоторые местные композиторы — преподаватели музыки. Так, И. X. Витвицкий создал с использованием мотивов украинского песенного фольклора большое количестве произведений для фортепьяно, прелюдий и хоров для органа, пьес для скрипки с фортепьяно. М. А. Завадский написал около 500 музыкальных произведений, в которых широко использовались мелодии украинских народных песен и танцев.

Развитию русско-украинских музыкальных связей содействовала совместная работа представителей русской и украинской прогрессивной интеллигенции над произведениями народного творчества. В 1834 г. М. А. Максимович вместе с композитором А. А. Алябьевым издал сборник обработок украинских народных песен. Летом 1838 г. М. И. Глинка вел на Украине поиски музыкально одаренных детей. В Киеве он обратил внимание на юношу С. С. Гулака-Артемовского, взял с собой в Петербург, где руководил его музыкальным образованием. Благодаря М. И. Глинке С. С. Гулак-Артемовский стал выдающимся композитором и оперным певцом. Известностью в Киеве пользовались композиторы-скрипачи Г. А. Рачинский, Н. Д. Дмитриев-Свечин, Н. Я. Афанасьев. Их творчество было тесно связано с традициями народной музыкальной культуры.

Тепло встречали киевляне концерты великого венгерского композитора и пианиста Ф. Листа, польских скрипачей Г. Венявского, К. Липиньского, бельгийского виолончелиста Ф. Серве и других выдающихся исполнителей. Знакомясь с украинской музыкой и песней, они затем популяризировали их за рубежом. Известны обработки Ф. Листом в 1847 г. двух украинских народных песен «Ой, не ходи, Грицю» и «Віють вітри, віють буйні». Вместе с Н. А. Маркевичем записывал украинские народные напевы, используя потом их в своих произведениях, Ф. Серве.

Таким образом, в Киеве в первой половине XIX в. продолжала развиваться и украинская музыкальная культура, получавшая большую поддержку со стороны русских музыкальных коллективов и трупп, а также зарубежных артистов и композиторов. Народное песенное творчество Украины становится известным не только в России, но и в странах Европы.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить