Поиск

Театр.

В начале XIX в. театральная жизнь Киева особенно активизировалась в зимние сезоны во время контрактовых ярмарок, когда из разных городов страны и из-за рубежа прибывало большое количество купцов, дворян, шляхты. Приезжали и артисты. Кроме того, важной предпосылкой развития театральной жизни в Киеве было открытие в 1806 г. на Крещатике деревянного городского театра на 740 мест. Однако постоянной труппы здесь на протяжении первой половины XIX в. еще не было. Городская сцена сдавалась в аренду разным гастролировавшим труппам, в том числе и крепостным театрам. Спектакли шли на русском, украинском, польском, немецком языках.

Среди украинских крепостных трупп, посетивших Киев несколько раз в начале века, особенно выделялась большая труппа, принадлежавшая черниговскому помещику Д. Ширак). Она состояла из крепостных и вольноотпущенных артистов и вместе с музыкантами и балетной группой насчитывала двести человек. Авторами пьес были, как правило, сами актеры.

С 1816 по 1830 г. в киевском театре шли спектакли польско-украинской труппы, для репертуара которой было характерно большое жанровое разнообразие. Ставились, главным образом, далеко не первоклассные произведения западноевропейской романтической литературы и драматургии. Лишь изредка шли спектакли по пьесам Шекспира, Вольтера, Корнеля, Мольера, Гольдони, Шеридана. Еще реже труппа обращалась к украинской и русской драматургии.

В 1823 г. в Киеве гастролировало несколько оперных певцов львовского театра, а в 1835 г.— драматическая парижская труппа вместе с известным австрийским актером Иосифом Скала. С большим восторгом встретили киевляне игру в драмах Шекспира выдающегося негритянского актера-трагика, друга Т. Шевченко, Айры Олдриджа.

Посещали театр преимущественно богатые помещики и чиновники, высшие офицеры, купцы. «Простой народ» Киева не имел понятия о театре. Свои эстетические и духовные потребности он удовлетворял богатым репертуаром народно-обрядовой поэзии.

Выдающимся событием в культурной жизни Киева явились гастроли в 20-х и 40-х гг. русско-украинской труппы М. С. Щепкина. Наибольшим успехом пользовались у зрителя спектакли с участием М. С. Щепкина по пьесам И. П. Котляревского «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чаривнык». В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» М. Щепкин выступал вместе с актером огромного дарования А. Е. Мартыновым. Они сыграли также в «Женитьбе» и «Игроках» Гоголя, «Скупом» Мольера и других пьесах. Но в то же время, твердо придерживаясь принципа своим искусством «бичевать рабство, да не одно крепостное, невольное рабство», Щепкин отказался играть в предложенной генерал-губернатором Д. Г. Бибиковым низкопробной пьесе «Два купца, два отца».

Высокую оценку театрально-художественному мастерству Щепкина дал Т. Г. Щевченко: «Я все еще не могу прийти в нормальное состояние от волшебного, очаровательного видения. У меня все еще стоит перед глазами городничий, Матрос, Михайло Чупрун и Любим Торцов. Но ярче и лучезарнее великого артиста стоит великий человек, кротко улыбающийся друг, мой единый, мой искренний, мой незабвенный Михайло Семенович Щепкин». Шевченко посвятил своему другу стихотворение «Зачаруй меня, волшебник», которое Щепкин читал под названием «Пустка», и поэму «Неофиты». Щепкин знал наизусть много стихотворений поэта и мастерски исполнял их с театральной эстрады. По утверждению одного из современников, близко знавшего и поэта, и артиста, Щепкин «возбуждал в русских людях нежные братские симпатии к родственному украинскому народу, благодаря глубоко артистическому исполнению таких малороссийских пьес, как «Москаль-чаривнык», «Наталка-Полтавка» и др., а также благодаря его горячим стараниям познакомить русское общество с поэзией Шевченко» .

Знаменательным событием в театральной жизни Киева было также выступление на сцене города прославленного московского артиста, лучшего исполнителя трагических ролей на русской сцене П. С. Мочалова. Пригласил его в Киев в 1837—1838 гг. антрепренер первоклассной харьковской русско-украинской труппы артист Л. Ю. Млотковский. В репертуаре труппы были любимые киевлянами реалистические пьесы «Наталка-Полтавка», «Сватання на Гончарівці» («Сватанье на Гончаровке»), «Шельменко — волостной писарь», «Ревизор», «Горе от ума», исполняла она и балетные номера. Успех спектаклям этой труппы в значительной степени обеспечила блестящая игра актера-трагика Мочалова, выступившего в драмах Шекспира «Гамлет» и «Отелло», а также Шиллера — «Коварство и любовь», «Разбойники». Достойным партнером Мочалова и Щепкина на киевской сцене в спектаклях по пьесам Шекспира, Грибоедова, Котляревского, Квитки-Основьяненко была замечательная актриса Л. И. Млотковская (Острякова).

«Большое наслаждение» киевской публике доставлял во всех исполненных им ролях на гастролях в 1845 г. известный украинский артист К. Т. Соленик. Особенным успехом пользовалась его игра в пьесах И. Котляревского и Г. Квитки-Основьяненко. О ней восторженно отзывались Т. Г. Шевченко, М. С. Щепкин. Журнал «Современник», отмечавший огромную популярность Соленика на Украине, в 1852 г. назвал его «великим артистом».

К этому времени пришло в ветхость и было снесено просуществовавшее почти полвека театральное здание на Крещатике. До сооружения нового театра киевские артисты учредили небольшое театральное общество и в арендованных частных домах (на Крещатике, в Липках), а также во временном театре на Подоле несколько лет показывали комедии, водевили, даже балетные спектакли.

В 1856 г. было завершено строительство нового театрального здания на 970 зрителей. Еще раньше в купеческом саду был сооружен летний театр. Его посещало мещанское население Подола и полностью игнорировала аристократия.

Таким образом, выступления на киевской сцене прославленных мастеров отечественного искусства — Щепкина, Мочалова, Мартынова, Соленика и других — явилось прекрасной школой для местных актеров на пути развития реалистического, демократического театра и укрепления прогрессивных русско-украинских театральных связей. Творчество великих артистов формировало и развивало эстетические вкусы киевской публики. Демократический зритель решительно отвергал низкопробные пьесы. Именно с этого времени театральное искусство в Киеве постепенно становится органической частью демократического общественно-политического движения города.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить