Поиск

Литература.

Уже в первые годы XIX в. седую древность, жизнь и быт населения Киева воссоздали в своих сентиментально-идиллических «путешествиях» и «письмах» русские писатели-романтики В. В, Измайлов, П. И. Шаликов, И. М. Долгорукий, А. И. Левшин и др. Патетические, сентиментальные идеи, абстрактность содержания их произведений позднее, в 50-х гг., были остро раскритикованы на страницах самого передового тогда в России журнала «Современник». Такие представители консервативного направления в русской литературе, как А. Ф. Вельтман, М. Н. Загоскин, Н. А. Полевой, с целью прославления монархическо-крепостнического строя и его идеологии — православия, первым центром которого был Киев,— изображали древний город в абстрактно идеализированном виде. Их романтически настроенные современники в украинской литературе с большим пафосом воссоздавали историю, красоту ландшафта, архитектурных ансамблей Киева, связывая их с историей освободительной борьбы украинского народа за воссоединение с русским народом. С восхищением писал о Киеве в 1838 г. в одном из своих рассказов украинский писатель Е. П. Гребенка: «Как ты красив, мой родной Киев! добрый город, святой город! Как ты красив, как ты светел, мой седой старик! Что солнце между планетами... то Киев между городами». Гребенка хорошо был знаком с историей Киева времен Сагайдачного и Хмельницкого, т. е. эпохи борьбы против татаро-турецкой и польско-шляхетской экспансии. Эпизоды этой борьбы, в частности въезд в Киев Хмельницкого и радостную встречу его киевлянами в период освободительной войны 1648—1654 гг., он изобразил в поэме «Богдан» и других произведениях.

В стиле исторических дум, древнего эпоса написано и стихотворение Н. И. Костомарова «Ласивка» («Ласточка»), изображавшее борьбу киевских князей с кочевниками.

В произведениях передовых писателей К. Ф. Рылеева, Н. В. Гоголя и др., рассказывавших о Киеве X— XVIII вв., поднимались свободолюбивые идеи борьбы за социальное и национальное освобождение народных масс. Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев внимательно изучал доступные ему печатные и рукописные источники, связанные с историей Киевской Руси и крестьянско-казацкими восстаниями XVI—XVII вв. на Украине. Они подсказали ему сюжеты для целого ряда поэтических произведений. В 1822 г. К. Рылеев посетил Киев, где у него был дом, унаследованный в 1814 г. от отца.

Истории древнего Киева Рылеев посвятил свои думы: «Олег Вещий», «Святослав», «Ольга при могиле Игоря», «Святополк», «Рогнеда», «'Владимир Святой», «Боян». Это была поэтическая летопись исторических деяний киевских князей, пронизанная общественными и гражданскими идеалами декабристов. Своеобразным экскурсом в историю некогда могущественной Древнерусской державы являются также разделы «Киев» и «Исповедь Наливайко» из неоконченной поэмы «Наливайко», опубликованной в 1825 г. в декабристском журнале «Полярная звезда».

К. Ф. Рылеев позаботился о том, чтобы большое количество экземпляров «Полярной звезды» попало в Киев. По просьбе поэта их распространял его близкий друг декабрист П. А. Муханов. Печатные и рукописные сочинения Рылеева были очень популярны среди киевских читателей еще при жизни поэта. В одном письме из Киева Муханов в 1825 г. сообщал Рылееву: «Поэма «Войнаровский», твой почтенный дитятко, попал к нам в гости, мы его приняли весьма гостеприимно, любовались им, он побывал у всех городских любителей стихов...» 50. К. Ф. Рылеев гордился, что его произведения «заслужили такое лестное внимание потомков Хмельницкого и Наливайко».

Творчество К. Ф. Рылеева, его свободолюбивые идеи были близки Т. Г. Шевченко, который высоко ценил его произведения и в 40-х годах работал над иллюстрированием поэмы «Войнаровский». Несколько десятилетий она оставалась очень популярной в Киеве, распространялась в многочисленных рукописных списках, переписывалась в потаенных тетрадках наравне с сочинениями Т. Шевченко. После 1825 г. из Киевской городской библиотеки были изъяты все опубликованные сочинения Рылеева. Но сотни рукописных списков их продолжали жить среди демократически настроенных киевлян.

В 1821 г. в Киеве был А. С. Пушкин, посетивший друзей-декабристов. Здесь он написал стихотворения «Земля и море», «Красавица перед зеркалом», «Муза», задумал «Песнь о вещем Олеге» и поэму «Полтава».

В начале июня 1825 г. Киев посетил А. С. Грибоедов, только что окончивший свою знаменитую комедию «Горе от ума». Он был очарован древним городом на Днепре. «Природа великолепная; с нагорного берега Днепра на каждом шагу виды изменяются; ...зелень, тополи и виноградники, чего нет у нас!» В 30— 50-х гг. его «Горе от ума» киевляне увидели на сцене городского театра, в рукописях же текст комедии продолжал распространяться среди передовой общественности города.

Литературная жизнь Киева того времени самым тесным образом была связана с открытием университета и деятельностью его ректора М. А. Максимовича, который выступал не только как исследователь-славист, но и как переводчик и поэт. Он же делал попытки организовать в Киеве издание литературно-научного журнала. Но удалось ему издать в 40—50-х гг. только три выпуска научно-литературного альманаха «Киевлянин», в работе над которым приняли участие как украинские, так и русские писатели и ученые. К первому выпуску Максимович подготовил одну из наиболее ценных своих работ о Колиивщине 1768 г. Однако статью цензура не пропустила, и она впервые увидела свет уже после смерти автора в 1875 г. в «Русском архиве». Разгул реакции, жестокая цензура вынудили Максимовича семь лет ждать издания третьего выпуска «Киевлянина», опубликованного в 1850 г. в Москве. Сам Максимович писал об «убийственных» цензорах, запрещавших печатать статьи в альманахе или разрешавших их печатать с «большими ущербами». Выход в свет трех выпусков «Киевлянина» — первого историко-литературного периодического издания в Киеве — тепло встретила передовая русская критика, в частности В. Г. Белинский.

В 1835 г. к Максимовичу в Киев приехал великий русский писатель Н. В. Гоголь. Их объединяла горячая любовь к истории родной земли, к народной поэзии. «Моя радость, жизнь моя! песни! Как я вас люблю!» — искренне сознавался Гоголь своему киевскому другу. О посещении им Киева, который произвел на писателя очень сильное впечатление, сохранились воспоминания Максимовича. Гоголь очень любил гулять по Киеву, любоваться его историческими памятниками, прекрасными пейзажами, Днепром, собирать образцы народного творчества. Он высоко ценил художественный, эстетический вкус киевлян. Гоголь был очарован Киевом, мечтал поселиться здесь навсегда, работать в университете, заняться научной деятельностью. «Да, это славно будет, если мы займем с тобой киевские кафедры. Много можно будет наделать добра. А новая жизнь среди такого хорошего края! Там можно обновиться всеми силами»,— делился Гоголь своими сокровенными планами с Максимовичем. Писатель внимательно изучал историю и культуру Украины, особенно Киева. В его произведениях «Вий», «Страшная месть», «Тарас Бульба» находим блестящие художественные картины, относящиеся к Киеву.

Самый глубокий след в литературно-художественной жизни города оставил гениальный украинский поэт, революционер-демократ Т. Г. Шевченко. Он впервые посетил Киев в 1829 г. 14-ти летним крепостным. Недолго жил поэт здесь и в июне 1843 г., когда получил разрешение «на поездку в Малороссию для рисования этюдов», и зимой 1844 г. во время Контрактовой ярмарки. Киевляне, демократическая интеллигенция, студенчество, молодежь, знавшие наизусть его стихотворения, восторженно встречали поэта. В 1845 г., окончив Академию художеств, Шевченко возвратился в Киев с надеждой поселиться здесь навсегда, но прожил в городе только до своего ареста в апреле 1847 г. В пятый, и последний, раз Шевченко пробыл в Киеве две недели в августе 1859 г. под надзором полиции. Здесь поэт изучал историю города, исторические и культурные памятники, делал их зарисовки, любовался чудесной киевской природой, слушал лирников, кобзарей, собирал жемчужины народного творчества, глубоко изучал жизнь и быт разных слоев городского населения. Киевский период жизни Шевченко был весьма плодотворным и в его практической деятельности революционера-демократа, и в его поэтическом творчестве. Хотя только под двумя балладами «Лилея» и «Русалка», изображающими трагическую судьбу женщины в условиях крепостничества, поэт указал место их создания — Киев, 1846 г.

В кругу близких знакомых он читал свои антикрепостнические и антимонархические поэмы «Сон», «Кавказ», «Єретик» («Еретик»), «I мертвим, і живим...» («И мертвым, и живым...»), стихотворение «Заповіт» («Завещание») и др. Их переписывали и распространяли в многочисленных списках. На следствии по делу кирилло-мефодиевцев поэма Шевченко «Сон» являлась одним из главных доказательств революционной деятельности поэта и «основанием» для его жестокого наказания. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие украинской и русской политической сатиры.

В Киеве Шевченко пропагандировал идею революционной борьбы и единения всех славянских народов в дружную семью. Этот призыв к единению особенно ярко звучит в поэме «Єретик», посвященной выдающемуся словацкому ученому и общественному деятелю П. Й. Шафарику. Поэт воспевает один из эпизодов национально-освободительного движения в Чехии начала XV в., связанный с именем Яна Гуса. Материал для написания этой поэмы Шевченко собирал в Киеве.

Из Киева через кирилло-мефодиевца Н. И. Савича поэт передал А. Мицкевичу одно из самых выдающихся произведений первой половины XIX в. о братстве народов и их борьбе против угнетателей — свою поэму «Кавказ». Б этом произведении, являвшимся сатирой на политические, социальные и идеологические основы царской России, Шевченко прославлял борьбу за свободу, воспевал веру в бессмертие и непобедимость прометеевского духа народа.

В рукописных списках ходил и революционный «Заповіт», призывавший к уничтожению эксплуататорского самодержавно-крепостнического строя и к созданию новой вольной семьи народов, а также много других шедевров политической поэзии Шевченко, в которых поднимались самые острые общественно-политические вопросы времени.

Даже царские жандармы вынуждены были признать, что, проживая в 1845—1847 гг. в Киеве и в других местах Украины, «Шевченко приобрел между друзьями своими славу знаменитого малороссийского писателя, а потому стихи его вдвойне вредны и опасны». Действительно, антикрепостнические стихотворения Шевченко, его пламенное страстное слово находило искренних поклонников среди прогрессивной части учащихся. Многие молодые люди, даже неграмотные, наизусть знали стихотворения поэта. А студенты и гимназисты Киева под влиянием творчества поэта сами начинали писать стихи на украинском языке, посвящая некоторые из них гениальному учителю. Так, студент университета В. Александров посвятил Шевченко стихотворение «Брате, голубе, Тарасе», а Г. Л. Андрузский — «Скажи меш, батьку».

После ареста Шевченко имя его становится символом борца за народную правду и волю. Киевский генерал-губернатор распорядился строго преследовать тех, кто распространял стихотворения Шевченко.
В годы ссылки, по выражению Шевченко, «святой Киев» давал ему силу, энергию, оптимизм, пробуждал его художественное воображение. Исходя из украинской народной традиции, он высказывал желание перед смертью взглянуть «на Днепр и на Киев». Этот народный обычай поэт отразил в стихотворении «Чернец»: народный герой Семен Палий, направляясь в Межигорский монастырь, чтобы навсегда отречься от светской жизни, простился перед этим с Киевом, со свободой. Древний город был душевным лекарством, чудотворной силой и для героя повести Шевченко «Близнецы» Саввы Сокиры: «Чаще всего я лелею мое старческое воображение картинами золотоглавого, садами повитого и тополями увенчанного Киева».

Шевченко оказал заметное влияние на творчество буржуазно-либерального писателя, историка и этнографа Н. И. Костомарова, ставшего одним из первых шевченковедов, подчеркивавшим народность шевченковской поэзии и ее мировое значение. В Киеве Костомаров в 1845—1847 гг. написал несколько литературных произведений, которые во время его ареста были конфискованы. Такая же участь постигла его предыдущие поэтические сборники. Под свежим впечатлением от арестов и допросов кирилло-мефодиевцев Костомаров написал одну из лучших своих драм «Кремуций Корд».

Киевский период жизни (1853— 1855 гг.) имел решающее значение для формирования литературных интересов и общественно-политических взглядов М. А. Вилинской-Маркович, вошедшей в историю украинской классической литературы под псевдонимом Марко Вовчок. Она была страстной почитательницей гения Т. Г. Шевченко, последовательницей его демократических идейно-эстетических творческих принципов. Именно в Киеве и его окрестностях Марко Вовчок вместе со своим мужем, известным фольклористом А. В. Марковичем, серьезно занялась активным собирательством фольклорных материалов, начала составлять словарь живого украинского языка, над которым продолжала работать до конца своих дней, сделала первые попытки обобщить в литературно-художественных произведениях собственные яркие впечатления о жизни народных масс, почерпнутые из личных наблюдений и многочисленных бесед с людьми «низших сословий». Так родились принесшие Марко Вовчок всероссийскую славу знаменитые «Народні оповідання» («Народные рассказы»), В 1858 г. они вышли в Петербурге в виде отдельного сборника. Восторженными отзывами его встретили Т. Г. Шевченко, демократические круги русской общественности (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др.), по инициативе которых уже в следующем году сборник вышел в свет на русском языке в переводе выдающегося русского писателя И. С. Тургенева. Высокохудожественные переводы И. С. Тургенева способствовали популяризации ее произведений не только в России, но и за границей.

В рассказах Марка Вовчка, вышедших накануне революционной ситуации, мужественно звучал голос борца против социальной несправедливости. Они имели острую антикрепостническую направленность, поэтому так высоко их оценил и широко популяризировал орган революционной демократии журнал «Современник». По словам журнала автор «угадал требования читающей и мыслящей части своего народа».

В Киеве Марковичи поддерживали связи с профессором университета П. В. Павловым, друзьями Т. Г. Шевченко — Н. А. Маркевичем, известным историком, поэтом и композитором другом А. С. Пушкина п М. И. Глинкп — учителем гимназии М. К. Чалым, Д. С. Каменецким и другими представителями прогрессивной литературной интеллигенции города.

Итак, литературная жизнь Киева была самым тесным образом связана с художественным гением Т. Г. Шевченко, его единомышленниками и последователями. Они развивали идеи дружбы украинского, русского и других народов.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

траурные венки киев https://kamendvir.com/mramornye-pamyatniki/ надгробные плиты памятники