Поиск

Система начального и среднего образования.

В систему начальных школ Киева в первой половине XIX в. входило шесть приходских, три уездных училища, несколько частных пансионов и школ. К начальным школам прежде всего принадлежали одногодичные приходские училища, дававшие элементарную грамотность и готовившие к обучению в уездных училищах. В 1809 г. на Подоле и Печерске были открыты два женских и два мужских приходских училища. В 1840 г. на Куреневке учреждено пятое приходское училище, а в 1851 г.— шестое в новой, Лыбедской, части города. В начале 40-х гг. в трех мужских училищах обучалось 129, в двух женских — 100 человек. По социальному положению в 1840— 1841 гг. учащиеся начальных школ Киева делились на детей : мещан — 70, дворян — 26, офицеров — 54, купцов и государственных крестьян — 23, духовенства — 9, однодворцев — 4 и служащих — 1.

Шесть приходских училищ в Киеве не удовлетворяли потребностей в начальном образовании, обеспечивали обучение преимущественно зажиточной части населения города.

Элементарную грамоту получали дети также в школах, существовавших при церквах и монастырях, где обучались грамоте по «Псалтири» и другим церковным книгам. В 1817 г. в Киеве их насчитывалось 13.

Промежуточное звено между начальной и средней школами представляли уездные училища, готовившие к поступлению в гимназию. В 1806 г. на Подоле было открыто первое такое учебное заведение. Второе начало действовать спустя 30 лет на Печерске и, наконец, третье — еще через четверть века. Основной контингент учащихся в них составляли дети дворян и формировавшейся буржуазии.

Среднее образование в Киеве в начале XIX в. давало Главное народное училище. Находилось оно на Подоле и содержалось на средства магистрата и пожертвования богатых горожан. Срок обучения в нем — четыре года по программе, близкой к гимназической, а система обучения носила светский характер. В 1812 г. Главное народное училище было преобразовано в Высшую гимназию, разместившуюся в Кловском дворце на Печерске. Она приравнивалась к высшим учебным заведениям того времени, но после введения в 1828 г. нового правительственного устава гимназий превращена в обычную. Перегруженность программы, отсутствие учебников и наглядных пособий, низкая квалификация учителей отрицательно сказывались на успеваемости учеников.

Количество учащихся в Первой киевской гимназии было небольшим: от 48 в 1812 до 98 в 1818 г., а в 50-е гг. их число всего лишь немногим превышало 200. Основной контингент составляли дети дворян и высших чиновников. Для содержания одного ученика в так называемых «ученических квартирах» гимназий родители платили в 40-х годах от 70 до 300 руб. серебром в год.

В 1836 г. на базе Подольского пансиона была открыта Вторая гимназия. На директора этой гимназии возлагалось руководство уездными училищами и приходскимп школами всей губернии. Поэтому она еще называлась губернской. Но Вторая гимназия не могла удовлетворить возросшие потребности населения города в среднем образовании. В 1840 г. в ней обучалось 350 учеников, а 1850 г.— 518.

В связи с усилением сословного принципа в это время при киевских гимназиях развивается сеть дорогостоящих закрытых учебных заведений — пансионов. При Первой гимназии было открыто три, при Второй — два пансиона.

Усилиями ряда талантливых педагогов в киевских гимназиях был осуществлен ряд прогрессивных начинаний, в частности, учреждены так называемые «советования учителей» при директоре, члены которых активно вмешивались в учебно-воспитательный процесс, выступали против реакционных распоряжений руководства учебного округа, защищали право разночинцев учиться и работать в школе.

Педагогами высокой квалификации особенно авторитетными среди учащихся были М. Ф. Берлинский, Н. И. Костомаров, друзья Т. Г. Шевченко — И. М. Сошенко, М. К. Чалый и др. В частности, яркую характеристику Н. Костомарову как преподавателю Первой киевской гимназии, дал учившийся там в 40-х гг. Н. Н. Ге. Он писал в своих воспоминаниях: «Николай Иванович Костомаров был любимейший учитель всех. Не было ни одного ученика, который бы не слушал его рассказов Русской Истории... Уроки Н. И. были духовные праздники. Его урока все ждали... Такое же впечатление он производил и в женском пансионе и потом в университете». Очевидно, в этот период был заложен значительный интерес этого выдающегося русского художника к живописи на исторические сюжеты.

Но профессиональный уровень большинства учителей был невысок, а сами они формально относились к своим обязанностям.

С 1851 г. дети дворян могли получать и среднее военное образование в открывшемся в Киеве кадетском корпусе. В 1856 г. там уже обучалось 284 человека.

Учрежденный в 1838 г. в Киеве Институт благородных девиц — средняя школа с шестилетним курсом обучения — принимал девочек в возрасте 10—13 лет из дворянских семей. В программе института отмечалось, что «главной целью образования» женского является «приобретение сведений не столь ученых, сколько общих, энциклопедических», полезных в домашнем быту. Большое внимание уделялось иностранным языкам, музыке, танцам, рукоделию, светским манерам.

В 30—50-х гг. в институте обучалось от 120 до 200 девочек. Плата за обучение была высокой: почти 300 руб. в год.

Кроме светских школ в Киеве в первой половине XIX в. существовали духовные учебные заведения: среди них академия, семинария, училища.

Профессиональное образование в городе развивалось очень слабо. При Первой гимназии с 1834 г. существовало училище землемеров, где обучалось несколько десятков детей обедневших дворян и чиновников. В это время в городе действовала также фельдшерская школа, готовившая медработников для гражданских больниц города.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить