Поиск

Усиление реакционной политики царизма в области просвещения.

После подавления восстания декабристов резко усиливается сословный принцип обучения и воспитания на основании реакционного устава 1828 г., исключается преемственность в системе образования, начальная и средняя школа изолируются друг от друга. Чтобы отвлечь молодежь от революционной борьбы (особенно после поражения польского восстания 1830—1831 гг. и арестов кирилло-мефодиевцев в 1847 г.), в школах Киева был установлен полицейский надзор, введены казарменная муштра, полная загруженность времени учащихся бессмысленной зубрежкой. Именно тогда царским министром С. С. Уваровым были обоснованы в области просвещения и воспитания «охранительные начала православия, самодержавия и народности». Учеников, как говорилось в постановлении министерства народного просвещения, приучали «к покорности властям» и внушали им «преданность к правительству», т. е. воспитывали в духе самодержавно-крепостнической идеологии. Такое положение в деле школьного образования в Киеве сохранялось до начала 60-х гг.

С целью резкого усиления надзора за жизнью школы был создан Киевский учебный округ (1832) во главе с попечителем, в руках которого сосредоточивалась административная власть над всеми учебными заведениями города. Открытый в 1834 г. университет по уставу 1835 г. был лишен автономии, а в 1839 г. закрыт на несколько месяцев. Попечитель назначал своего администратора, наделив его полицейскими функциями. Ректор больше не избирался, а утверждался сверху и руководил только научной работой. Из высшего дворянства при гимназиях назначались «почетные попечители». Директору гимназии (до 1836 г.— Первой, а затем — Второй) подчинялись все школы губернии. Для усиления контроля ему в помощь был создан целый штат надзирателей. Строго регламентировались обучение, отдых, развлечения, встречи, контролировались переписка, знакомства учащихся — школа была превращена в казарму. Таким образом, в 30—40-х гг. была создана многоступенчатая система наблюдения за поведением, мыслями учеников и учителей.

Как результат усиления сословной привилегии на образование в Киеве в 30-х гг. возникла дворянская средняя школа — Институт благородных девиц, Первая гимназия стала чисто дворянской, увеличилось количество закрытых пансионов при гимназиях. Вместе с тем в Киеве все частные пансионы были взяты под строгий контроль администрации.

Усиление в первой половине XIX в. реакционной политики в области образования особенно отрицательно сказалось на учебных планах, которые все время изменялись за счет увеличения предметов, пропагандировавших крепостническую и религиозную идеологию. Исключались из учебных планов философия, политэкономия, логика, изящные искусства, естественное право, древняя история, античная литература и др., ограничивалось преподавание математики, классических языков и др. В то же время увеличивалось количество часов на изучение закона божьего, царского законодательства с целью внедрения в сознание учащихся законности и нерушимости феодально-крепостнического строя.

После революций 1848—1849 гг. в зарубежных странах Европы царское правительство еще более усилило репрессии в области образования, окончательно превратив среднюю и высшую школу в монополию дворянства. Министр просвещения считал, что надо «оградить гимназии от умножающегося прилива, как в эти средние, так и в высшие учебные заведения, молодых людей, рожденных в низших слоях общества». Конечно, речь шла прежде всего о создании искусственных препятствий для разночинцев, носителей освободительных идей. Двери университетов закрылись для «нежелательных» элементов. Учебно-воспитательный процесс был направлен на формирование из учащихся верноподданных чиновников — опоры загнивавшего феодально-крепостнического строя.

В 1849 г. количество своекоштных студентов Киевского университета сократили до 300 человек (исключением был медицинский факультет), была резко повышена плата за обучение. Таким образом, еще более усилился сословный принцип обучения.

Прогрессивная общественность Киева выступала против официальной системы образования и боролась за демократическую школу, за право народных масс на образование, за равноправие женщин в обучении, добивалась права преподавания на родном языке. Среди студенческой молодежи и преподавателей города распространялись идеи декабристов, польского национально-освободительного движения, идеи европейских революций и особенно украинской и русской революционной демократии. Вопросы школы и образования нашли широкое отражение в программных документах Кирилло-Мефодиевского общества. Среди гимназистов, студентов, учителей Киева в 40— 50-х гг. широко распространялись революционные произведения Т. Г. Шевченко, выписывались и читались «Современник», а позднее и «Колокол», велись дискуссии о пороках крепостнических порядков. Особенно сильное влияние на развитие демократических настроений прогрессивной молодежи Киева оказал Шевченко, стихотворения которого многие учащиеся знали наизусть.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить