Поиск

Связи прогрессивных сил Киева с крестьянским движением во время Крымской войны.

Крымская война (1853—1856) привела к обострению классовых противоречий и усилению общественно-политического движения в стране. На Украине, находившейся вблизи театра военных действий, поднималась волна крестьянского движения. Наиболее массовые выступления крестьян против крепостничества известны под названием Киевской казаччины (1855). Она охватила на Киевщине девять (из 12) уездов и 500 сел. Поводом для крестьянских выступлений стал царский манифест от 25 января 1855 г. о создании ополчения из крестьян для участия в Крымской войне. Среди помещичьих крестьян распространились слухи, что запись в ополчение («казаки») освободит их от крепостной зависимости и за участие в войне они получат земельные наделы. Крестьяне начали составлять списки ополченцев, отказывались выполнять барщину и повинности на помещиков.

В период Крымской войны и усиления крестьянского движения активизировалась общественно-политическая борьба прогрессивных сил Киева. Император Николай I приказал жандармам и киевскому генерал-губернатору усилить надзор «за духом и поведением» студентов Киевского университета, так как до него дошли о последних «неблагоприятные» сведения «в отношении их образа мыслей». Беспокойство царского правительства имело серьезные основания.

Среди студентов Киевского университета возникло тайное общество под названием «Друзья человечества» (1854—1855), участники которого стремились использовать неудачи царизма в Крымской войне для его свержения, подготовить крестьянское выступление, «дать всему народу свободу и сделать его совершенно счастливым». Студенты занимались революционной пропагандой, используя для этого стихотворения А. Мицкевича и Т. Шевченко. Чтение запрещенных сочинений и обсуждение положения крестьян имели важное значение для политической пропаганды среди последних. Переодевшись в крестьянскую одежду, участники кружка ездили в села Киевщины и вели агитацию против царизма. На собраниях в Киеве они обсуждали вопрос о подготовке восстания на Украине. В студенческих аудиториях также происходили бурные собрания, на которых обсуждались события Крымской войны и Киевской казаччины.

Общество «Друзья человечества» отправило своих агитаторов в села Киевской губернии, в том числе и студента Иосифа Розенталя, отец которого служил управляющим имения помещика А. Браницкого в с. Волнянка Таращанского уезда. 21 марта 1855 г. И. Розенталь прибыл в с. Волнянка и развернул там агитацию среди крестьян. Он зачитал им прокламацию, составленную в тайном обществе. Она призывала к восстанию против помещиков и царских властей: «Итак, братья, долой панов с царем, равенство, свобода и Отчизна! Каким путем достичь это, не будем вам описывать, это объяснят вам те, кто вас любит как братьев. Выбирайте их своими начальниками, так как они, люди образованные, смогут руководить вами и во всяком случае укажут вам средства и дадут совет. Спросите таких ваших предков, как Железняк или Хмельницкий и других ваших вождей, они умели вас направить на верный путь».

По свидетельству И. Розенталя, в села Киевщины было послано 46 студентов, которые готовили восстание. Об этом он объявил крестьянам. Они взяли прокламацию, написанную на польском языке, себе на хранение, затем священник с. Березнянка перевел ее на украинский язык и снял несколько копий. Чтобы не попасть в руки местных властей, И. Розенталь 29 марта 1855 г. бежал сначала в Таращанский лес, а оттуда в Галицию. Австрийские власти арестовали его и выдали царскому правительству. 11 июня его посадили в каземат Киевской крепости.

Киевский генерал-губернатор И. И. Васильчнков 4 октября 1855 г. сообщал шефу III отделения А. Ф. Орлову о том, что И. Розенталь «действовал под влиянием идей, заимствованных из социалистических и демократических произведений Запада и польских патриотических сочинений, в них почерпнул и те революционные идеи, которые мечтал и пробовал привить крестьянам». А в своем произведении «Господин и слуга» И. Розенталь развивал «социалистическую идею об эмансипации крестьян и уравнении их в правах с помещиками». Царские власти осудили И. Розенталя на пожизненную ссылку в Сибирь.

На деятельность и ссылку И. Розенталя откликнулись революционные демократы: Н. А. Добролюбов посвятил ему стихотворение «К Розенталю» и в рукописной газете «Слухи» изложил его пропагандистскую работу по рассказам киевских студентов, приезжавших в Петербург.

Царское правительство разгромило и тайный кружок «Друзья человечества». Следствие по его делу проходило в условиях крестьянских волнений на Киевщине. Большинству участников кружка удалось избежать ареста, скрыться от жандармов. Некоторые члены его были сосланы в отдаленные губернии России.

Киевская казаччина имела большое влияние на развитие общественно-политического движения в городе, куда царское правительство привозило для заточения в крепость арестованных участников крестьянских выступлений и деятелей тайного кружка. В 1855 г. в Киевской крепости содержалось 975 арестованных крестьян — наиболее активных участников Киевской казаччпны. Только при помощи значительного количества войск царскому правительству удалось подавить крестьянское движение, которое постепенно переростало в открытое восстание.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить