Поиск

Кирилло-Мефодиевское общество.

Царское правительство прилагало немало усилий, чтобы помешать развитию освободительного движения в России, которое не прекращалось, несмотря на гонения и преследования. В условиях реакции на Украине в январе 1846 г. возникла тайная политическая организация — Славянское общество св. Кирилла и Мефодия, названное так в память о славянских просветителях (в литературе принято название Кирилло-Мефодиевское общество). Центром его стал Киев. Основателями Кирилло-Мефодиевского общества были чиновник Н. И. Гулак, профессор Киевского университета Ц. И. Костомаров и студент В. М. Белозерский. В состав общества вошли студенты университета А. А. Навроцкий, А. В. Маркович, Г. Л. Андрузский, И. Я. Цосяда, А. Д. Тулуб, учителя П. А. Кулиш и Д. П. Пильчиков, помещик Н. И. Савич.

Участие в обществе Т. Г. Шевченко (с апреля 1846 г.) содействовало образованию в нем революционно-демократического направления. Ознакомившись с умеренными либерально-реформистскими положениями программы общества, Т. Г. Шевченко отнесся к ним нетерпимо и тотчас же вступил в спор с Н. И. Костомаровым. Их полемика отражала появление в общественно-политическом движении либерально-буржуазной и революционно-демократической тенденций. Вокруг Т. Г. Шевченко сплотилась радикально настроенная часть — Н. И. Гулак, А. А. Навроцкий, И. Я. Посяда, Г. Л. Андрузский, на которых заметное влияние оказала его революционная поэзия. Большинство участников организации — выходцы из дворянства, сторонники либеральных взглядов.

Важнейший программный документ «Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия» был составлен к маю 1846 г. В. М. Белозерским на основании мыслей, высказанных его участниками. «Главные идеи» содержали положения, предполагавшие духовное и политическое объединение славян, причем каждый народ должен получить независимость, иметь «народное правление» (республику), где соблюдалось бы равенство граждан, независимо от религиозной принадлежности и социального положения. Правление, законодательство, право собственности и просвещение у славян должны основываться на христианских заповедях. Признавалась необходимость создания «общего славянского собора» представителей народа. «Главные правила» регламентировали организацию, деятельность и обязанности членов общества. Оно создавалось для распространения «главных идей» через воспитание юношества, литературу и умножение членов из славян «всех племен и всех званий». Принимая присягу, они должны были соблюдать равенство и тайну общества, стремиться прекратить национальную и религиозную вражду, искоренять рабство (крепостничество), распространять грамотность среди народов.
Однако устав отвергал насильственные действия, но с этим не соглашались сторонники Т. Г. Шевченко. Следует отметить, что намерение уничтожить крепостничество имело место в программе их предшественников — декабристов и современников — петрашевцев.

Социально-политическая программа освобождения и объединения славянских народов содержалась также в учредительной записке В. М. Белозерского и записке о панславизме Н. И. Костомарова. Они осуждали национальную политику Турции и Австрии, угнетавших славян, а также царской России,в которой народы пребывали под гнетом самодержавия. Выдвигая план создания федерации славянских стран, кирилло-мефодиевцы не учитывали всех исторических факторов. К. Маркс и Ф. Энгельс не исключали возможности создания в ходе освободительной борьбы «федеративной республики славянских государств». Но такое объединение могло осуществиться только при помощи «радикальных революций и кровавой борьбы». К этим мыслям приближались и суждения В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Т. Г. Шевченко.

В социально-политической программе Кирилло-Мефодиевского общества определенное место занимала идея распространения просвещения среди простого народа. Выдающимся борцом за нее выступал Т. Г. Шевченко, стремившийся использовать грамотность в качестве орудия борьбы против самодержавия и крепостничества. Сам он добился назначения на должность учителя рисования в Киевский университет. Другие кирилло-мефодиевцы также работали педагогами в различных учебных заведениях. Либеральная часть общества стремилась использовать просвещение для примирения интересов помещиков и крестьян.

Определенный интерес представляет «Книга бытия украинского народа», написанная Н. И. Костомаровым при участии Н. И. Гулака и других членов общества. В этом программно-идеологическом сочпненип наряду с идеализацией христианства, проявлениями националистической ограниченности ставились и острые социальные проблемы того времени. Антицаристская направленность революционной поэзии Т. Г. Шевченко оказала определенное влияние на «Книгу бытия украинского народа».

Много внимания в «Книге бытия украинского народа» уделено изложению истории славянских народов и особенно украинского, разоблачению жестокости царей и панов, эксплуатировавших трудящихся и приведших славян к бедственному положению. В документе рассказывается о том, что украинский народ вел длительную и изнурительную освободительную борьбу против иноземного господства, в которой участвовало казачество как свободное сословие, где якобы существовало равенство и братство. В сочинении есть элементы идеализации казачества, но вместе с тем и противопоставление внутреннего устройства Запорожской Сечи несправедливому крепостническому строю в Польше и России. Особенно высоко оценены освободительная война украинского народа против господства Речи Посполитой 1648—1654 гг. и воссоединение Украины с Россией как пример единения для всех славянских народов. Вместе с тем осуждается царизм, угнетавший воссоединенные народы, узаконивший и на Украине крепостное право и превративший старшину в панов, а казаков и крестьян — в их невольников. В заключительной части «Книги бытия украинского народа» говорится, что украинский народ не любил царя и панов, не желал их иметь у себя и самоотверженно боролся против крепостнической неволи. Положительно оценивается восстание декабристов, стремившихся свергнуть царизм и установить в России республику.

В сочинении высказаны мессианские идеи о том, что именно Украина должна призвать славян к восстанию и своим примером показать путь к свободе и независимости России, Польши, Чехии, Хорватии, Сербии и Болгарии. Недвусмысленно речь идет о ликвидации деспотизма, крепостничества и сословий, установлении республики в славянских странах и об пх объединении в федеративный союз.

«Книга бытия украинского народа» носила заметные следы ограниченности и националистических тенденций, религиозного влияния, но вместе с тем она являлась документом, содержащим немало и прогрессивных для того времени идей, направленных против господства царей и феодалов.

Кирилло-мефодиевцы занимались практической деятельностью, нацеленной на осуществление программы тайного общества. Освободительные идеи содержались в прокламациях «Братья украинцы» и «Братья великороссияне и поляки», которые прилагались к «Книге бытия украинского народа» и предназначались для распространения.

В политической пропаганде общества важное место занимало распространение революционных произведений Т. Г. Шевченко («Сон», «Кавказ», «Ян Гус» («Еретик»), «Послание к землякам» («И мертвым, и живым...»), «Завещание» в рукописях, а также опубликованных — «Кобзарь», «Гайдамаки», «Тризна», «Гамалия»). Выдающимся пропагандистом был сам поэт, который выступал среди крестьян и интеллигенции, побуждал общество к активным действиям.

Сочинения Т. Г. Шевченко распространяли студенты Киевского университета — члены общества А. А. Навроцкий, И. Я. Посяда, Г. Л. Андрузский, А. Д. Тулуб. Под влиянием Т. Г. Шевченко Г. Л. Андрузский составил «Проект достижения возможной степени равенства и свободы (преимущественно в славянских землях)», где выступил за ограничение самодержавия и крепостничества, ликвидацию паразитических сословий, личную свободу и равенство людей в обществе. В 1846 г. он посвятил поэту стихотворение, в котором высоко оценил его влияние на Украине и высказал желание видеть ее свободной. В том же году студент В. С. Александров в своем стихотворении также выражал надежды на то, что Т. Г. Шевченко поможет народу Украины выйти из бедственного положения.

О распространении стихотворений Т. Г. Шевченко писал чиновник Н. Д. Шигарин: «Я тоже жил в это время в Киеве и хорошо помню, что стихи Шевченко читались в многих кружках... Кроме напечатанной книжки, ходили по рукам рукописные тетради...».

Идеи общества распространяли и либеральные деятели. В лекциях по русской истории в Киевском университете и книге «Славянская мифология» Н. И. Костомаров выступал за единение славян в федерацию. Учителя В. М. Белозерский и Д. П. Пильчиков в Полтаве проповедывали необходимость просвещения среди славянских народов. П. А. Кулиш в своих сочинениях («Украина», «Михаиле Чернышенко» и др.) высказывал националистические идеи, пытался примирить помещиков и крестьян.

Важное место в практической деятельности общества занимали собрания его членов, происходившие в квартире Н. И. Гулака в старокиевской части города (в доме на углу Стрелецкой и Стретенской улиц вблизи Софийского собора). На собраниях обсуждались программа и тактика борьбы, происходила острая полемика между радикальной и либеральной частью общества. Н. И. Гулак предлагал поднять восстание народа против «верховных властей», уничтожить царскую фамилию и провозгласить в России республику («правление народное»), Кирилло-мефодиевцы стремились к тому, чтобы создать положение, когда «должен был повториться 1825 год», т. е. восстание. Они намеревались также пропагандировать свои идеи среди крестьян и горожан, хотя, кроме Т. Г. Шевченко, никто из них с крестьянами и горожанами не сближался. В Киеве предполагалось основать журнал, но власти не разрешили этого.

Важнейшим делом тайного общества было установление связей и контактов с деятелями и организациями освободительного движения в России и за границей. Т. Г. Шевченко поддерживал связи с петрашевцами и участниками польского освободительного движения в Петербурге. Налаживались контакты с Союзом литовской молодежи. Н. И. Гулак вел переписку с известным славистом В. Ганкой. Некоторые кирилло-мефодиевцы поддерживали связи с П. Шафариком, В. Мацейовским и другими деятелями за границей. Все это придавало обществу общеславянское значение, а Киев превращался в один из центров освободительного движения славянских народов.

Однако Кирилло-Мефодиевскому обществу не суждено было осуществить свои замыслы: в его среду проник провокатор, который донес царским властям о его деятельности и планах. Члены общества были арестованы и предстали перед жандармами III отделения в Петербурге. После продолжительного следствия (март—июнь 1847 г.) царское правительство вынесло суровый приговор десяти кирилло-мефодиевцам: Т. Г. Шевченко был отдан в солдаты, Н. И. Гулак заточен на три года в Шлиссельбургскую крепость, Н. И. Костомаров — на год в Петропавловскую крепость, А. А. Навроцкий — на полгода в Вятскую тюрьму, другие отправлены в ссылку под надзор полиции.

Тайное общество в Киеве имело важное значение для развития общественно-политического движения и получило высокую оценку революционных демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, И. Я. Франко.

Обратив внимание на радикальность некоторых программных положений тайного общества, В. И. Ленин подчеркивал, что «...«Кирилло-Меф[одиевское] братство» за федерацию автономных слав[янских] штатов и республику». «В Киеве,— писала большевистская «Правда» 25 февраля 1914 г.,— Шевченко вступает в тайное политическое общество, называемое Кирилло-Мефодиевским, одним из пунктов устава которого было освобождение крестьян и просвещение народа». Эти оценки имеют важное методологическое значение.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить