Поиск

Торговля и транспорт.

В тесной взаимосвязи с развитием промышленности находилась торговля. В городе существовала довольно развитая сеть различных магазинов и торгово-промышленных заведений, количество которых возрастало.

Так, если в 1817 г. в Киеве насчитывалось 316 таких заведений, то в 1846 г. уже было 27 специализированных магазинов с модными товарами, лучшие из которых принадлежали иностранным владельцам, 359 лавок, 460 лавочек и рундуков, осуществлявших розничную продажу товаров. В 40-х гг. только в купеческих магазинах Киева сбывалось различных товаров на 2450 тыс. руб., а железа и железных изделий — на 1202 тыс. руб. Это были значительные по тому времени суммы.

Накануне реформы в Киеве насчитывалось 1057 магазинов и лавок, 24 харчевни, 21 колбасная, 29 винных погребов, семь кондитерских, один ресторан, три гостинных двора для приезжих. Продолжали функционировать семь базаров: Печерский, Крещатицкий, Галицкий, Житний, Лукьяновский, Львовский, Лыбедский.

Для хранения зерна было построено восемь складов и амбаров. Самым крупным четырехэтажным зданием для хранения хлеба был склад, принадлежавший графам Браницким. Возросшие потребности богатых помещичьих хозяйств в машинах удовлетворял склад сельскохозяйственных машин и орудий братьев Бутенопов.

Все более значительное место в экономике Киева занимала ярмарочная торговля, посредством которой осуществлялась экономическая связь Киева с различными городами и районами России — Москвой, Петербургом, Югом, Левобережной и Правобережной Украиной, Прибалтикой, Царством Польским, Белоруссией, Землей Войска Донского, Закавказским краем и Средней Азией.

Ежегодно в Киеве собиралось шесть ярмарок. Самой крупной была Контрактовая, проходившая с 15 января по 1 февраля в торговой части города — на Подоле. Здесь наряду с продажей промышленных и сельскохозяйственных товаров заключались различного характера договоры-контракты между предпринимателями и помещиками, предоставлялись кредиты, оплачивались долги и пр.

Для заключения контрактов в Киев ежегодно прибывало около 10, а то и 15 тыс. человек. Стоимость привозимых на ярмарку товаров доходила до 2,6 млн. руб. О количестве заключаемых здесь контрактов свидетельствует тот факт, что только в 20-х гг. за актовые сделки было получено около 200 тыс. руб. пошлины. В 50-х гг. XIX в. ярмарка стала главным рынком сбыта сахара, торговля которым велась по образцам и пробам в кредит, т. е. носила биржевый характер. На ярмарку приезжали представители иностранных фирм из Австрии, Франции, Великобритании и других стран, заключавшие договора на значительные суммы. Так, в 1854 г. машиностроительная фирма Флетера из Бреслау подписала договор на 60 тыс. руб. Немецкий путешественник Гун сравнивал по значению Киевскую контрактовую ярмарку с прославленной в Европе Лейпцигской. В 1860 г. привозимая на Контрактовую ярмарку в Киев общая сумма наличных денег достигла рекордной цифры — 4 млн. руб., из которых в оборот пущено было свыше 1 млн. руб.

Отсутствие банков, способных в какой-то степени удовлетворить возраставшие потребности торговли и промышленности в кредитах, открывало широкое поле деятельности для ростовщиков и частных банкиров. Кредиты предоставляли купцы, а также общественный банк, основанный в конце XVIII в. Наиболее крупными кредиторами, к помощи которых прибегали киевские промышленники, являлись бердичевские банкиры, привозившие ежегодно в 30—40-х гг. на Киевскую контрактовую ярмарку по 500—600 тыс. руб. серебром, а иногда и более 1 млн. руб.

Банковская деятельность в Киеве оживилась с открытием в 1839 г. конторы Петербургского коммерческого банка. В значительной мере она выполняла функции филиала дворянского земельного банка, так как, хотя купцы и были ее основными вкладчиками, ссуды большей частью получали помещики. К началу 50-х гг. вклады в Киевской конторе Петербургского коммерческого банка достигли 10 млн. руб., что составляло 5,6 % всей суммы вкладов этого банка. В 1860 г. в Киеве было учреждено отделение Государственного банка, выдававшее ссуды под залог товаров.

С ростом промышленности и торговли увеличивалась потребность в транспорте, в улучшении путей сообщения, способствовавших укреплению экономических связей Киева с другими городами.

Товары в основном перевозились воловыми упряжками по грунтовым дорогам, которые при первой непогоде становились непроезжими. Неудовлетворительное состояние путей сообщения затрудняло транспортировку в город сельскохозяйственных продуктов, сырья, промышленных изделии.

Большая часть грузов перевозилась чумаками, доставлявшими их к днепровским пристаням, в том числе и к киевским. Кроме того, в летнее время в Киев приходило много крестьян из центральных губерний России, занимавшихся извозом, т. е. доставкой готовых изделий и сырья для местных фабрик. Но транспортировка товаров на подводах была малопродуктивной и имела высокую себестоимость. Поэтому значительная их часть подвозилась водным путем на плотах, лодках, барках и полубарках, выгрузка которых производилась на трех пристанях — Подольской, Теличковской и Корчеватой.

В 1823 г. на Днепре появился первый пароход, доставлявший различные строительные материалы в Киев, а в 1838 г. была создана Днепровская судоходная кампания, имевшая в своем распоряжении к концу 50-х гг. 17 пароходов. В 1858 г. в городе создано «Общество пароходства по Днепру и его притокам», содействовавшее дальнейшему укреплению экономических связей Киева с различными городами и районами европейской части России. Таким образом, Киев стал значительным центром перевозок товаров по Днепру. Только в 1860 г. по реке в пределах города и губернии прошли 3981 судно и 4653 плота с грузом на 11 821 тыс. руб.

Развитию и укреплению экономических связей Киева способствовало строительство цепного моста через Днепр. Он спроектирован и построен в 1848—1853 гг. под руководством английского инженера Карла де Виньеля. По свидетельству современников, мост был одним из красивейших в Европе. Его изящная конструкция длиной 730 м, поддерживалась семью каменными опорами и имела поворотное устройство для его разведения и свободного пропуска судов по реке.

Почтовая связь Киева с городами России и соседними государствами осуществлялась конными курьерами, отправлявшимися три раза в неделю. С 1828 г. учреждается экстра-почта, доставлявшая корреспонденцию в Петербург в несколько раз быстрее обычной. В 1835 г. предприимчивый купец, он же член магистрата, Киселевский, державший на условиях подряда в городе почту, основал «Контору первоначального заведения дилижансов и транспортов», постоянно курсировавших два раза в неделю в Москву и Петербург. Но услугами конторы могли пользоваться лишь зажиточные горожане, так как стоимость проезда была чрезвычайно высокой.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Губернаторы столицы

От автора

Длительное время богатое историческое наследие украинского народа было недоступным для простого человека. Лишь к концу 20 века и, особенно, после провозглашения в 1991 году независимости Украины, стали публиковаться материалы отечественной культуры. Переиздаются забытые неизвестные произведения историков, прозаиков, труды философов.

Читать полностью...