Поиск

Торговля и транспорт.

В тесной взаимосвязи с развитием промышленности находилась торговля. В городе существовала довольно развитая сеть различных магазинов и торгово-промышленных заведений, количество которых возрастало.

Так, если в 1817 г. в Киеве насчитывалось 316 таких заведений, то в 1846 г. уже было 27 специализированных магазинов с модными товарами, лучшие из которых принадлежали иностранным владельцам, 359 лавок, 460 лавочек и рундуков, осуществлявших розничную продажу товаров. В 40-х гг. только в купеческих магазинах Киева сбывалось различных товаров на 2450 тыс. руб., а железа и железных изделий — на 1202 тыс. руб. Это были значительные по тому времени суммы.

Накануне реформы в Киеве насчитывалось 1057 магазинов и лавок, 24 харчевни, 21 колбасная, 29 винных погребов, семь кондитерских, один ресторан, три гостинных двора для приезжих. Продолжали функционировать семь базаров: Печерский, Крещатицкий, Галицкий, Житний, Лукьяновский, Львовский, Лыбедский.

Для хранения зерна было построено восемь складов и амбаров. Самым крупным четырехэтажным зданием для хранения хлеба был склад, принадлежавший графам Браницким. Возросшие потребности богатых помещичьих хозяйств в машинах удовлетворял склад сельскохозяйственных машин и орудий братьев Бутенопов.

Все более значительное место в экономике Киева занимала ярмарочная торговля, посредством которой осуществлялась экономическая связь Киева с различными городами и районами России — Москвой, Петербургом, Югом, Левобережной и Правобережной Украиной, Прибалтикой, Царством Польским, Белоруссией, Землей Войска Донского, Закавказским краем и Средней Азией.

Ежегодно в Киеве собиралось шесть ярмарок. Самой крупной была Контрактовая, проходившая с 15 января по 1 февраля в торговой части города — на Подоле. Здесь наряду с продажей промышленных и сельскохозяйственных товаров заключались различного характера договоры-контракты между предпринимателями и помещиками, предоставлялись кредиты, оплачивались долги и пр.

Для заключения контрактов в Киев ежегодно прибывало около 10, а то и 15 тыс. человек. Стоимость привозимых на ярмарку товаров доходила до 2,6 млн. руб. О количестве заключаемых здесь контрактов свидетельствует тот факт, что только в 20-х гг. за актовые сделки было получено около 200 тыс. руб. пошлины. В 50-х гг. XIX в. ярмарка стала главным рынком сбыта сахара, торговля которым велась по образцам и пробам в кредит, т. е. носила биржевый характер. На ярмарку приезжали представители иностранных фирм из Австрии, Франции, Великобритании и других стран, заключавшие договора на значительные суммы. Так, в 1854 г. машиностроительная фирма Флетера из Бреслау подписала договор на 60 тыс. руб. Немецкий путешественник Гун сравнивал по значению Киевскую контрактовую ярмарку с прославленной в Европе Лейпцигской. В 1860 г. привозимая на Контрактовую ярмарку в Киев общая сумма наличных денег достигла рекордной цифры — 4 млн. руб., из которых в оборот пущено было свыше 1 млн. руб.

Отсутствие банков, способных в какой-то степени удовлетворить возраставшие потребности торговли и промышленности в кредитах, открывало широкое поле деятельности для ростовщиков и частных банкиров. Кредиты предоставляли купцы, а также общественный банк, основанный в конце XVIII в. Наиболее крупными кредиторами, к помощи которых прибегали киевские промышленники, являлись бердичевские банкиры, привозившие ежегодно в 30—40-х гг. на Киевскую контрактовую ярмарку по 500—600 тыс. руб. серебром, а иногда и более 1 млн. руб.

Банковская деятельность в Киеве оживилась с открытием в 1839 г. конторы Петербургского коммерческого банка. В значительной мере она выполняла функции филиала дворянского земельного банка, так как, хотя купцы и были ее основными вкладчиками, ссуды большей частью получали помещики. К началу 50-х гг. вклады в Киевской конторе Петербургского коммерческого банка достигли 10 млн. руб., что составляло 5,6 % всей суммы вкладов этого банка. В 1860 г. в Киеве было учреждено отделение Государственного банка, выдававшее ссуды под залог товаров.

С ростом промышленности и торговли увеличивалась потребность в транспорте, в улучшении путей сообщения, способствовавших укреплению экономических связей Киева с другими городами.

Товары в основном перевозились воловыми упряжками по грунтовым дорогам, которые при первой непогоде становились непроезжими. Неудовлетворительное состояние путей сообщения затрудняло транспортировку в город сельскохозяйственных продуктов, сырья, промышленных изделии.

Большая часть грузов перевозилась чумаками, доставлявшими их к днепровским пристаням, в том числе и к киевским. Кроме того, в летнее время в Киев приходило много крестьян из центральных губерний России, занимавшихся извозом, т. е. доставкой готовых изделий и сырья для местных фабрик. Но транспортировка товаров на подводах была малопродуктивной и имела высокую себестоимость. Поэтому значительная их часть подвозилась водным путем на плотах, лодках, барках и полубарках, выгрузка которых производилась на трех пристанях — Подольской, Теличковской и Корчеватой.

В 1823 г. на Днепре появился первый пароход, доставлявший различные строительные материалы в Киев, а в 1838 г. была создана Днепровская судоходная кампания, имевшая в своем распоряжении к концу 50-х гг. 17 пароходов. В 1858 г. в городе создано «Общество пароходства по Днепру и его притокам», содействовавшее дальнейшему укреплению экономических связей Киева с различными городами и районами европейской части России. Таким образом, Киев стал значительным центром перевозок товаров по Днепру. Только в 1860 г. по реке в пределах города и губернии прошли 3981 судно и 4653 плота с грузом на 11 821 тыс. руб.

Развитию и укреплению экономических связей Киева способствовало строительство цепного моста через Днепр. Он спроектирован и построен в 1848—1853 гг. под руководством английского инженера Карла де Виньеля. По свидетельству современников, мост был одним из красивейших в Европе. Его изящная конструкция длиной 730 м, поддерживалась семью каменными опорами и имела поворотное устройство для его разведения и свободного пропуска судов по реке.

Почтовая связь Киева с городами России и соседними государствами осуществлялась конными курьерами, отправлявшимися три раза в неделю. С 1828 г. учреждается экстра-почта, доставлявшая корреспонденцию в Петербург в несколько раз быстрее обычной. В 1835 г. предприимчивый купец, он же член магистрата, Киселевский, державший на условиях подряда в городе почту, основал «Контору первоначального заведения дилижансов и транспортов», постоянно курсировавших два раза в неделю в Москву и Петербург. Но услугами конторы могли пользоваться лишь зажиточные горожане, так как стоимость проезда была чрезвычайно высокой.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить