Поиск

Быт и обычаи.

Основная масса киевлян проживала в одноэтажных деревянных домах, состоявших из одной-двух жилых комнат. Во дворах за высокими заборами размещались хозяйственные постройки — сараи, хлевы, навесы. Зажиточные горожане имели более просторные дома из пяти-шести жилых комнат. Интерьер жилых домов отражал имущественное и социальное положение их владельцев. В домах бедных горожан, как правило, стояла печь с лежанками и печурками, деревянные скамейки, стол, сундук для одежды, кухонная посуда из керамики и дерева. В углу над столом размещались иконы, украшенные вышитыми полотенцами.

Покои в домах высшего духовенства, царских чиновников, зажиточной старшины оббивались шпалерами из цветных шелковых и полушелковых тканей. Их меблировка состояла из резных шкафов, кроватей и стульев с позолотой. В обиходе была медная, серебряная, хрустальная и фарфоровая посуда. Комнаты украшались гобеленами, коврами, иконами в серебряных и позолоченных окладах, картинами, музыкальными инструментами, хрустальными зеркалами, настенными часами, ценным оружием и пр. Помещения обогревались каминами.

Питались киевляне мучными, крупяными, рыбными и молочными продуктами, овощами и фруктами. В рационе бедных горожан преобладали овощи — капуста, лук, огурцы, а также пшенные и гречневые каши, пампушки с чесноком, кваши, кисели и пр. Мясными и рыбными блюдами, разнообразными напитками и кондитерскими изделиями был богат лишь стол зажиточных горожан.

Особую популярность в XVIII в. приобрели киевские конфеты и варенье. Кондитер императорского двора швейцарец Бальи во время пребывания в Киеве (1786) обратил внимание на местные ягоды и фрукты. Из земляники, клубники, вишен, орехов, слив, груш, яблок, абрикосов по рецептам Бальи стали готовить варенье и сухие конфеты. Киевляне быстро освоили технологию изготовления этих деликатесов и наладили их производство. С тех пор в Киеве неоднократно производились заготовки варенья и конфет к десертному столу даже Зимнего дворца в Петербурге.

Одежда горожан соответствовала их социальному положению. Существенные различия имелись в одежде ремесленников, торговцев, казаков, монахов, студентов, жителей сельско-хозяйственных предместий. Коренным образом отличались наряды городской аристократии от одежды народных масс. Малоимущие горожане довольствовались одеждой из полотна, сукна и овчины домашнего производства. Феодальная городская знать одевалась в изделия из шелка, парчи, китайки, сукна европейского производства, дорогих мехов, оторачивала одежду золотым шитьем, дополняла свой костюм драгоценными украшениями. Простые женщины в Киеве летом ходили босиком, а зимой носили сапоги; аристократки обували летом и зимой сафьяновые ботинки и сапоги.

Своеобразен был быт и обычаи студентов Киевской академии. Дети казацкой старшины, богатых горожан, зажиточного духовенства содержались за свой счет в домах родителей или па наемных квартирах. Одетые в длинную кпрею с откидными рукавами из шелковой материи (зимой под кирею поддевали тулуп из овчины, подпоясанный шелковым поясом) или короткий кафтан из цветной материи, застегнутый на металлические пуговицы, широкие красные или голубые штаны, шапку из смушек с цветным верхом, обутые в красные или желтые сапоги с отворотами на высоких каблуках со звенящими подковами, они держались в стороне от бедных и низших по сословному происхождению, смотрели на них с пренебрежением.

Большинство студентов проживало в бурсе (общежитии) при Киевской академии. Не имея средств на свое содержание, бедные студенты вынуждены были ради ничтожного заработка служить учителями и репетиторами в зажиточных семьях. Ученики младших классов академии, а также приходских школ в воскресные дни группами бродили по улицам города и распевали песни у окон и ворот каждого дома, получая за это жалкое подаяние. Нередко бурсаки прибегали к воровству. В 1769 г. Киевская духовная консистория издала указ, «чтоб как Киевской академии студенты, так и приходских церквей живущие по школам школьники в ночное время не шатались и драк и других непорядков не чинили».

В торжественных церемониях и праздничных развлечениях часть горожан принимала участие в составе особого «корпуса» при магистрате. Кавалерийскую его часть составляли магистратские чиновники и зажиточные горожане, пехоту — ремесленники и разные мещане. В праздничные дни, при встрече послов и царских особ, ежегодно 6 января и 1 августа (дни торжественного освящения воды в Днепре) корпус проходил по центру города церемониальным маршем, при этом стреляли из пушек и ружей, звонили в колокола, звучали трубы, грохотали литавры, играл оркестр, шумела волнующаяся толпа.

Местом вечерних прогулок киевлян служила магистратская площадь на Подоле. Бой часов, игра трубачей, а в летний период музыкальные вечера и концерты на открытой террасе магистрата привлекали сюда многих киевлян.

В целом, базируясь на древних традициях, культура Киева обогащалась лучшими достижениями культур русского, украинского и белорусского народов.

Таким образом, социально-экономическое, административно-политическое и культурное развитие Киева в XVIII в. характеризовалось целым рядом новых тенденций и процессов. Под воздействием формирующегося капиталистического уклада городское ремесло и промыслы начали перерастать в мелкотоварное производство, появились первые мануфактуры, крупные торговые операции осуществлялись на местных ярмарках и базарах, ставших важным звеном в сфере единого всероссийского рынка. Существенно изменился внешний облик города, который стал интенсивнее и планомернее застраиваться, существенно возросло количество его жителей. В административно-политической системе централизованного государства, каким являлась Россия, постепенно теряли свое значение принятые ранее формы городского управления. Как и в других городах страны, в Киеве они со временем были заменены на общегосударственные.

Одновременно усилилось социальное угнетение трудового люда города, возросла тяжесть государственных налогов, увеличилась эксплуатация со стороны городской ремесленной и магистратской верхушки. В ответ на это киевляне поднимались на борьбу. Они являлись заметной силой повстанческих отрядов, принимали активное участие в гайдамацком движении и Колиивщине 1768 г.

Наступивший этап социально-экономического развития страны сказывался на культурной жизни города. Под влиянием русского классицизма, повые черты и явления наблюдались в развитии литературы, архитектуры и изобразительного искусства. Заметный вклад в общероссийскую сокровищницу культуры и науки продолжала вносить Киевская академия, воспитанники которой работали в различных сферах жизни общества.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить