Поиск

Изобразительное и декоративное искусство.

Широкое развитие в Киеве получили живопись и графика. Идейная направленность этих видов искусства также подчинялась интересам духовных и светских феодалов. Подготовка мастеров осуществлялась, в основном, при киевских монастырях и академии.



Главную роль в украшении монументальных зданий Киева, а также в обучении художественному мастерству сыграла лаврская школа живописи. До 1763 г. обучение носило характер отдельных и частных занятий непосредственно в кельях монахов-живописцев, а постоянная практика заключалась в выполнении заказов. В лаврской школе живописи обучались талантливые выходцы с Украины, России, Белоруссии, Молдавии, а также Сербии, Болгарии, Румынии и Греции. Так, грек Николай Апостол, семь лет обучавшийся живописи на родине, в 1755 г. прибыл в Киев совершенствовать свое мастерство в Лавре .и был определен к иконописцу Антону Подгорецкому.

17 мая 1763 г. при Лавре была учреждена специальная школа, так называемая «малярия», для обучения живописи. Обучаться в ней должно было 10 «молодиков» и не более 20 учеников. В 1772—1776 гг. восемь учеников «малярни» под руководством Захария Голубовского осуществили обновление живописи Успенского собора в Лавре. Росписи интерьера Троицкой надвратной церкви в Лавре выполнили художники Иоанн, Феоктист, Алимпий Галик и др. Снаружи эту церковь расписали в 1742—1744 гг. Иван Кодельский и Алимпий Галик. Лаврская школа служила поставщиком живописцев для многих монастырей и церквей.

Киевские художники обращали особое внимание на символику цвета, о чем свидетельствуют записи учеников малярской школы Киево-Печерской лавры: «блакит — любовь, цеглясть — смирение, зелена — послушание, мумия — терпение». Наибольшей популярностью пользовался красный цвет как символ страданий, борьбы, любви, побед.

Несколько поколений украинских мастеров создавали в XVIII в. новые украшения на стенах древней Софии. В основном это были ученики сравнительно большой софийской малярии, насчитывавшей в 50-х гг. около 30 человек. Руководили малярией известный лаврский живописец Алимпий Галик, полтавский иеромонах-живописец Самуил и др.

В оформлении иконостасных комплексов соборов и церквей Киева широко применялась декоративная резьба. Пышный декор иконостасных стен, постепенно приобретавших вид архитектурных фасадов, иногда оттеснял сюжетные изображения и придавал им светское звучание.

Резной по дереву, покрытый позолотой пятиярусный иконостас украшал Успенский собор Киево-Печерской лавры (20-е гг. XVIII в.). Высоким мастерством исполнения отличались также царские врата иконостаса Троицкой надвратной церкви (30-е гг.), характерные особенно богатой, пластичной резьбой. Уникальным памятником украинского искусства являются кованые серебряные царские врата Софии Киевской, выполненные в 1747—1750 гг. киевскими мастерами Петром Волохом и Иваном Завадовским.

Особенно высокого уровня в украинском искусстве достигла гравюра. Простота изготовления, возможность использования ее в учебном и воспитательном процессе и книгопечатании с целью идейного влияния феодальной верхушки на массы содействовали сравнительно быстрому развитию гравировального искусства.

Значительную роль в подготовке художников-граверов сыграла Киевская академия. Навыки к рисованию ее ученики и студенты приобретали, украшая тетради, оформляя виньетки, заглавные листы к книгам, тезисы к диспутам и пр. В 1784 г. при академии был открыт рисовальный класс, где художественному мастерству учил Тимофей Максимовский. В 1799 г. в рисовальном классе насчитывалось 88 человек.

Из стен Киевской академии вышли замечательные художники: Иннокентий (Иван) Щирский — гравер по меди; Григорий Левицкий (Левицкий-Нос) — живописец и гравер резцом по меди; Илларион Мигура — известный художник своего времени, выполнивший некоторые работы в Софийском монастыре, и др. Искусством рисования отличился также воспитанник академии, путешественник В. Г. Григорович-Барский, выполнивший 150 видов, планов и фасадов замечательных зданий в разных странах по маршруту своего путешествия.

Значительных успехов в искусстве гравюры достигли киевские мастера Петр Величковский, Даниил Галяховский, Никодим Зубрицкий, Аверсий Козачковский, Леонтий и Александр Тарасевичи и многие другие. Они работали в области станковой гравюры, создавали картины на исторические темы, рисовали портреты, пейзажи. Их гравюры украшали многие книги, вышедшие в Киеве, Львове и Чернигове.

Издания Киево-Печерской типографии часто оформлялись рамками стилизованного растительного орнамента, архитектурной композицией — в основном изображением Успенского собора, а также заставками, концовками, лицевыми изображениями. Иногда печерские граверы воспроизводили в своих работах не только храмы, другие здания, но и целые планы Печерского монастыря с его окрестностями и даже всего Киева. В книгах Киево-Печерской лавры помещались также рисунки по мотивам бытовой жизни киевлян. Особенно выразительны работы Л. Тарасевича.

Мастерство киевских граверов высоко ценил Петр I. Так, при подготовке к изданию переведенной с голландского языка книги Аляра «Новое голандское корабельное строение» (вышедшей в 1709 г. и известной в то время под названием «Книги о флагах») Петр I был недоволен одной из уже отпечатанных к ней гравюр. Он отправил голландский оригинал книги киевскому губернатору Д. М. Голицыну и велел «два листа... всех фигур... и всех флагов» изготовить в Киево-Печерской лавре. В русском переводе этой книги, снабженном роскошно изданными гравюрами, выполненными красками и золотом, имеется надпись: «Изъявление морских флагов... всех государств вселенный, гравировано в Киеве 1709 году».

Наряду с профессиональными мастерами в Киеве работали и народные граверы, выполнявшие работы на религиозные, исторические, бытовые или фольклорные темы. Киево-подольские мастера Егор Денбровский и Иван Сербии резали и тайно печатали в своих хатах «куншты» (рисунки, картинки), в том числе и цельнорезанные по дереву тексты недозволенных молитв. Киево-Печерская лавра, запрещавшая производство таких изделий, конфисковала доски у И. Сербина.

Одним из видов народного искусства было художественное оформление рукописной книги. В связи с развитием книгопечатания изготовление ее постепенно стало делом народных мастеров. На оформлении рукописной книги XVIII в. сказалось влияние книги печатной, из которой заимствовались отдельные рисунки и техника их изготовления. В рукописных книгах преобладали простые композиции, восходившие к народным архитектурным и орнаментальным мотивам.

Со второй половины XVIII в. на развитие изобразительного искусства в Киеве значительное влияние оказала Петербургская академия художеств, основанная в 1757 г.

Киевский иконописный цех, насчитывающий десятки мастеров, выполнял разнообразные заказы не только религиозного, но и светского содержания: наряду с ликами святых изображались люди — заказчики икон, ктиторы (благодетели, покровители церкви) с семьями, духовенство. Это содействовало ускорению процесса выделения в самостоятельный жанр портрета, что сопровождалось изучением живой натуры и отражало процесс самопознания человека, утверждение его собственной значимости. Примерами ктиторского портрета могут служить портрет Михаила Миклашевского — стародубского полковника, ктитора Георгиевской церкви Выдубецкого монастыря, и портрет Даниила Ефремовича (1752) — донского атамана, ктитора Киево-Печерской лавры. К портретам, глубоко раскрывавшим духовный мир персонажа, относится изображение князя Дмитрия Долгорукого, выполненное иеромонахом Самуилом. Типичным образцом украинского мещанского портрета является портрет киевского райцы Ивана Гудимы.

В XVIII в. Киев оставался центром ювелирного искусства Украины. Изделия его мастеров отличались высоким художественным мастерством. По заказам казацкой старшины, высшего духовенства, зажиточных купцов ювелиры изготовляли серебряную столовую посуду, золотые и серебряные пуговицы, запонки, перстни, медальоны, цепочки, серьги, браслеты, церковную утварь, украшали оклады книг, оружие и военное снаряжение. Киевские мастера использовали различные технические приемы — литье, плавление, ковку, резьбу, вытягивание проволоки. Для украшения изделий они применяли гравировку, чеканку, позолоту, филигрань, эмаль, финифть, чернь, тиснение, штамповку, а также технику травления.

Известно более 200 мастеров-ювелиров, проживавших и работавших в городе в XVIII в. Они сосредоточивались при киевских монастырях, особенно при лаврской иконописной школе, а также в киевском иконописном цехе. С 1794 г. в Киеве упоминается золотарский цех. Значительная часть мастеров находилась в феодальной зависимости от монастырей и казацкой старшины. Отдельные монастыри готовили ювелиров, отдавая мальчиков 8—18 лет из числа своих подданных для обучения этому мастерству. Мастера-золотари имели своих подмастерьев и учеников.

Наиболее ярким было творчество киевского ювелира Ивана Андреевича Равича (1677—1762), основоположника украинского барокко в ювелирном искусстве. В музеях Украины и России и поныне хранится более 60 его изделий. Изготовленные им кубки, книжные оклады, блюда, бокалы, рюмки, чаши, подсвечники, дарохранительницы отличаются удачными пропорциями, гармонически сочетающимися с богатством и изяществом орнаментальных украшений. Творчество И. А. Равича имело большое влияние на дальнейшее развитие ювелирного искусства на Украине. Его последователи, киевляне Иеремия Белецкий, Федор Левицкий, Михаил Юркевич и др., работали в том же художественном стиле.

В орнаментальных украшениях своих изделий киевские ювелиры использовали мотивы местной флоры — цветы, плоды, овощи, вводили человеческие фигуры местных типов, а также пейзажи окружающей природы. Народные традиции присущи творчеству ювелира Семена Симигиновского.

С 60-х гг. XVIII в. украинские ювелиры под влиянием стиля рококо, основным мотивом украшений которого была стилизованная черепашка, а также по требованию заказчиков при украшении ювелирных изделий стали применять витиеватые линии, завитки, гирлянды цветов и плодов. Наибольшего совершенства в новом стиле достигли киевские ювелиры Иван Атаназевич, Климентий Чижевский, Самсон Стрельбицкий, Демьян Любецкой, Алексей Ищенко, Самойло Ростовский, Михаил Белоусович и др.

Широкое распространение в Киеве получила металлопластика. Наиболее часто ее применяли при оформлении царских врат иконостасов. Из монументальной металлопластики киевских мастеров известны две статуи архангела Михаила (Михайловского Златоверхого монастыря и на башне киевского магистрата) и статуя Фемиды (на фронтоне магистрата). Для оформления киевской ратуши И. А. Равич создал серию медных рельефов, в том числе с изображением Йетра I на коне.

Менее распространенным в Киеве было художественное литье. Из специалистов этого профиля известны лишь несколько горожан: Петр Романовский, изготовлявший колокола, и Григорий Стефанов, отливавший предметы церковного обихода. Колокола для Киево-Печерской лавры отливали русские литейщики Михаил Слизов и Иван Моторин, для Софийского собора — Иван Коробкин.

Киев оставался одним из крупнейших центров на Украине по производству керамики. Продолжая древние традиции, его мастера изготовляли разнообразную рисованную посуду (вазы, миски, крынки, кувшины, макитры и пр.), печной кафель, архитектурные украшения. Керамическая посуда киевских мастеров характерна растительным орнаментом и цветами на белом, красном или желто-оранжевом фоне, а также скульптурной лепкой на ручках. Со временем на киевской керамической посуде появились изображения человеческих фигур. Особой популярностью пользовались изделия Киево-Межигорской фаянсовой фабрики, построенной киевским магистратом в 1796 г. Производство этой фабрики базировалось на местных залежах белой глины.

Расширение культового и гражданского строительства в Киеве способствовало значительному увеличению производства керамических архитектурных украшений, особенно печных изразцов. Киевские гончары под влиянием живописи в росписях изразцов применяли многоцветные сюжетные мотивы, изображая одну-две человеческие фигуры, пейзажи, животных, птиц. Наряду с аллегорическими мотивами на изразцах появились изображения казаков, встречи именитых гостей и пр. Наиболее известными мастерами, производившими изразцы, являлись Иосиф Литвин, Стефан Бестелесный, Федор Плясун и др.

Расширение внутренней и внешней торговли напитками значительно увеличило спрос на стеклянную посуду, что, в свою очередь, содействовало развитию промыслов художественного стекла в Киеве и его окрестностях. Предприятия по производству стеклянных изделий принадлежали многим киевским монастырям. Так, Киево-Печерская лавра имела свой промысел стекла в с. Аакуле на Черниговщине. Здесь изготовляли листовое стекло большого формата, а также хозяйственную и аптечную посуду из белого стекла. Один из первых казенных заводов хрустального стекла был основан в Киеве по указу Петра I. Здесь изготовляли ювелирно обработанные графины, штофы, фляги, бокалы, рюмки и пр. Во второй половине XVIII в. на киевском стекольном заводе стали использовать шлифовальные и полировальные станки, а изделия оформлять алмазной гранью.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить