Поиск

Архитектура.

Культурные, в том числе архитектурные, связи Украины и России способствовали оживлению строительной деятельности в Киеве. В его застройке использовался опыт русского градостроительства, привлекались квалифицированные зодчие России для сооружения ряда монументальных зданий.

На Подоле среди одноэтажных деревянных построек за высокими заборами высилось каменное двухэтажное здание киевского магистрата, построенного в 1737 г. на месте сгоревшей деревянной ратуши. Вход в магистрат решался в виде развитого крыльца с обширной террасой над ним. Террасу завершал изящный фронтон, который венчала статуя древнегреческой богини правосудия Фемиды с мечом в одной руке и весами — в другой. С тыльной стороны по центру здания к нему примыкала четырехъярусная башня с балконом на верхнем ярусе, где трижды в день играли трубачи. На южной стороне башни размещался медный барельеф архангела Михаила, издавна считавшегося покровителем города, с прикрепленным к руке стальным копьем. Копье хитроумно соединялось с механизмом часов, вмонтированных в башню. Когда раздавался бой часов, стальное копье по количеству отбитого времени ударяло в кремнистую пасть змея, расположенного у ног барельефа, и оттуда сыпались искры.

Еще одним зданием гражданской архитектуры на Подоле был корпус Киевской академии. Первый этаж его возведен в 1703 г., второй — надстроен в 1732—1740 гг. архитектором И.-Г. Шеделем. Своеобразным архитектурным решением отличалось двухэтажное каменное здание на Подоле, в котором останавливался Петр I. По мнению специалистов, этот дом является романтизированным вариантом каменных замков. К прямоугольному помещению с одной стороны пристроено крыльцо, а с противоположной — две круглые башни.

Оригинальные типы культовых и светских сооружений на Подоле создал известный украинский архитектор, один из мастеров украинского барокко И. Г. Григорович-Барский. Он построил надвратную церковь с колокольней в Кирилловском монастыре (1760), церкви Николая Набережного (1772—1775), Покровскую (1765) и др. С его деятельностью связано строительство зданий гражданской архитектуры на Подоле: одноэтажного деревянного здания бурсы (1760—1765), затем после пожара на его фундаменте — каменного дома бурсы (1775), магистратской хлебной лавки.

На формирование архитектурного облика Киева XVIII в. продолжали оказывать влияние церковные сооружения. Монументальные здания, пышное убранство соборов и церквей преследовали цель укрепления господства церкви над сознанием народа. Храмы п колокольни многочисленных монастырей Киева, как правило, расположенных на лесистых возвышенностях правого берега Днепра, доминировали в общем облике застройки города.

В XVIII в. создавался архитектурный ансамбль вокруг Софийского собора. Первым каменным сооружением на его территории была трехъярусная колокольня, построенная в 1699—1706 гг. После землетрясения два полуразрушенных верхних яруса были разобраны и вновь возведены (1744—1748) (В 1851—1852 гг. по проекту архитектора П. Спарро надстроен четвертый этаж колокольни) архитектором И.-Г. Шеделем. Декоративную лепку выполнили мастера Иван и Степан Стобенские.

Своеобразием архитектуры отличается Митрополичий дом у Софийского собора, одноэтажный корпус которого сооружен в 1722—1730 гг. неизвестным мастером. Второй этаж надстроен (1731—1748) И.-Г. Шеделем, мансарда возведена (1748— 1758) архитектором С. Антоновым. Двойной ряд комнат, высокие фронтоны на двух продольных фасадах, глубокие амбразуры окон первого этажа создали развитую архитектурную композицию. Типичным произведением стиля барокко на территории Софии Киевской являются большие ворота, построенные И.-Г. Шеделем в 1746 г. на средства митрополита Заборовского (отсюда название ворот — брама Заборовского). Глубоко вогнутая со стороны улицы линия фасада ворот с двумя арками, глубокими нишами для колонн и высоким, украшенным сочной лепкой фронтоном, ярко выделялась на фоне высокой каменной стены. В этот период у Софийского собора сооружены также трапезная, братский корпус, южная въездная башня, здания бурсы, консистории.

Достижения отечественного строительства и искусства XVIII в. отражены в Андреевской церкви, построенной в стиле барокко в 1747— 1753 гг. известным русским зодчим И. Ф. Мичуриным по проекту петербургского архитектора В. В. Растрелли. Фасады однокупольной с пяти-главным завершением церкви украшают колонны, пилястры, карнизы. Окна и двери декорированы орнаментом. Архитектурный облик Андреевской церкви (высота вместе с крестом на куполе — 60 м, ширина — 23 м, глубина залегания фундамента — 15 м) удачно сочетается с рельефом местности и является неотъемлемой частью живописной панорамы Киева.

В сооружении Андреевской церквп принимали участие русские, украинские, белорусские и иностранные мастера. Орнаментальную систему украшения здания разработал Растрелли. Выполнили же ее украинские специалисты Михаил Чвитка, Яков Шевлицкий, Василий Клецковский и русские мастера Иван и Василий Зимины, Петр Ржевский, Никита Алексеев, Петр Цегу. Внутренние росписи осуществили мастер живописных дел Вишняков и известный русский живописец, основатель реалистического русского портрета А. П. Антропов. В росписях Андреевской церкви принимал участие украинский живописец и гравер Г. К. Левицкий (Левицкий-Нос). Резьба по дереву для украшения интерьера церкви выполнена в Петербурге Иосифом Домашем, Андреем Карловским, Кристофором Орейдахом, Йоганном Цунфером.

Широкое строительство осуществляла Киево-Печерская лавра, феодально-крепостническое хозяйство которой в этот период достигло наибольших размеров. Ансамбль Лавры после пожара 1718 г. отстраивался в стиле архитектуры барокко, отражавшем вкусы господствовавшего класса и тесно связанным с традициями восточнославянского искусства. Центральное место в этом ансамбле занимал Успенский собор, капитальное обновление которого (1722—1729) осуществлялось под руководством русского мастера И. И. Каландина. В 60-х гг. XVIII в. киевский мастер С. Д. Ковнир украсил собор фигурными фронтонами. Лепку выполнил Ю. Белинский.

Богатством архитектурно-художественного оформления отличается главная колокольня Киево-Печерской лавры (построена в 1731 —1744 гг. архитектором И.-Г. Шеделем). Восьмигранная, четырехъярусная колокольня и поныне доминирует над архитектурным комплексом Лавры. Легкую, изящную двухъярусную восьмигранную колокольню у Дальних пещер (1754—1761) и квадратную двухъярусную с большим куполом у Ближних пещер (1759—1763) Лавры построил С. Д. Ковнир.

На территории Киево-Печерской лавры, как и других монастырей, возводились и здания гражданской архитектуры. Так, на месте сгоревших деревянных помещений был построен (1720—1721) каменный корпус келий для монахов духовного собора. Это здание (по правой стороне от центрального входа) является типичным сооружением украинской гражданской архитектуры XVIII в. Внутри оно разделяется на несколько секций, в каждой из них по четыре-пять комнат в один ряд. В 1727 г. на территории Лавры построены Митрополичьи покои в виде одноэтажных каменных келий. Впоследствии И.-Г. Шедель пристроил к зданию еще один корпус, и Митрополичьи покои приобрели вид одноэтажного удлиненного сооружения с тремя фронтонами по фасаду.

Архитектурной пластикой и декоративностью выделяется на территории Верхней лавры так называемый Ковнировский корпус. Он состоит из нескольких частей, возведенных в разное время конца XVII — начала XVIII в. В 1744—1745 гг. здание достраивал С. Д. Ковнир. Главный фасад корпуса увенчан разными фронтонами, в общем стилевом оформлении варьирующими типичные для разного времени форму и декор.

По примеру Москвы и Петербурга в гражданской архитектуре Киева появились новые композиции светских зданий для феодальной верхушки — дворцы с открытой планировкой и прилегающими парками-садами. К таким относится Мариинский (царский) дворец, построенный по проекту В. В. Растрелли архитектором И. Ф. Мичуриным в 1753— 1755 гг. Возле дворца, возведенного из дерева на каменном нижнем ярусе и с каменными флигелями, был разбит большой парк и заложен фруктовый сад с виноградником. В урочище Клов, принадлежащем Киево-Печерской лавре, архитекторами П. И. Нееловым и С. Д. Ковниром построен Кловский дворец (окончен в 1756 г.), вокруг которого заложена липовая роща, от которой произошло название района города — Липки.

В 1781 г. магистрат определил места для строительства четырех триумфальных ворот: первые — у самого моста Наводницкой пристани, вторые — при выезде с этой пристани, на горе, третьи — при въезде на Подол у крещатицкой рогатки и четвертые — на выезде из Киева в сторону Василькова. Для их сооружения магистрат собрал всех городских мастеровых людей — плотников, столяров, слесарей и живописцев.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить