Поиск

Театр и музыка.

На рубеже XVII и XVIII вв. оживилась театральная жизнь Киевской академии. Обычно накануне каникул устраивались театральные представления, собиравшие большое количество зрителей. В репертуаре школьного театра бытовали различные произведения историко-патриотической тематики, написанные преподавателями академии.

Образцом школьной драмы была трагикомедия Ф. Прокоповича на сюжеты отечественной истории «Владимир». Воплощение реальной жизни в драматическом действии фактически отрицало схоластические каноны прежней школьной драмы и пиитики. Сочетание серьезных и комедийных оценок, психологического момента и политической тенденции, отражение борьбы нового, прогрессивного (подразумевались обычно реформы Петра I) с устаревшим, консервативным создавали ей большую популярность среди зрителей.

Школьный репертуар включал также трагикомедию неизвестного автора «Милость божія...», отражавшую события на сюжеты исторических песен и дум, а также «Трагедокомедию» С. Ляскоронского, «Комическое действие» Н. Довгалевского, «Воскресение мертвых» Г. Конисского и пр.

Киевский школьный театр в представлениях использовал сложные декорации, зрительные, световые и звуковые эффекты (блеск молнии, гром, затмение солнца, волны на море и пр.), а также музыку, пение, хоры, танцы, пантомиму.

Составной частью школьного театра были интермедии, ярко воплощавшие местный колорит. Как отдельные сценки, интермедии писались обычно в стихах с использованием разных народных пословиц, сказок, рассказов и пр. Им присущи элементы народности и реализма.

Представления происходили в помещении Киевской академии, а во время летних каникул — на лоне природы.

Во второй половине XVIII в. интермедии превратились в самостоятельные комедийные пьески, а школьная драма утратила свое прежнее значение. К концу века в связи с преобладанием сугубо религиозного направления в Киевской академии театральные представления были запрещены, что и предопределило упадок школьного театра.

Широкой популярностью среди киевлян пользовались также выступления народных актеров — лицедеев. Они исполняли комедийные сценки, юмористические и сатирические песни, читали монологи, сказки. В свои театрализованные представления они включали народные пьесы — «Царь Ирод», «Лодка», «Царь Максимилиан», «Поп и смерть» и др. Постоянного здания театра в Киеве еще не было. Театральные представления проходили в частных домах. Часть большой комнаты отделяли цветастым занавесом, суфлер сидел за кулисой. Один из свободных членов труппы продавал билеты во дворе. К концу XVIII в. под театральные представления использовали флигель Мариинского (царского) дворца и «редуту» (нечто вроде клуба) в городском доме на Печерске.

Музыкальное искусство города XVIII в. также было неразрывно связано с историей Киевской академии. Особого класса по обучению музыке академия пе имела. Однако академической инструкцией 1750 г. желающим учиться петь предлагалось поступать в певческие хоры при приходских школах, а инструкцией 1764 г. студентам академии, имеющим голос, вменялась обязанность петь и читать па клиросе (возвышенное место в церкви для хора и чтецов) Братской церкви или по месту жительства в приходских церквах. Участие в хоре требовало от участников определенной музыкальной подготовки, практически приобретавшейся на спевках, а также знакомило их с нотной грамотой и образцами партесного п гласового пения, звучавшего в то время в киевских церквах.

Молодые люди, прибывшие в академию с разных концов Украины, России, Белоруссии, Молдавии, приносили с собой разнообразные музыкально-певческие традиции. Это способствовало возникновению новых форм церковной музыки — киевского распева и партесного пения. В репертуар хора включались музыкальные сочинения известных киевских и львовских композиторов того времени — Дилецкого, Чернушчина, Колядчина, Пекали, Яневского, Бешовского, Шаваровского, Гавалевича, Мазурека и др. Как правило, академический хор принимал участие в церемониях торжественных диспутов.

Кроме академического, в Киеве существовали митрополичий хор, набранный из числа студентов, навсегда оставивших академию, хор придворных певчих, хоры Киево-Печерской лавры и подольских церквей. В 1790 г. «певческий хор из солдатских детей и вольных людей» создал А. Л. Ведель. Вскоре он стал одним из лучших в Киеве.

Инструментальная музыка, не связанная с богослужением, также не преподавалась в академии отдельным курсом. Однако при академии существовал оркестр, о котором упоминается в духовном регламенте Ф. Прокоповича: «В великие праздники быть при столе оных семинаристов гласом мусикииских инструментов».

Игре на оркестровых инструментах студенты учились на досуге. Официально в академии позволялось «в определенные дни поиграть на приличных студенту музыкальных инструментах». Из музыкальной среды академических студентов вышли замечательные украинские композиторы — М. С. Березовский и А. Л. Ведель.

М. С. Березовский (1745—1777), уроженец г. Глухова, с первых лет обучения в Киевской академии проявил исключительные музыкальные способности. Он участвовал в академическом хоре, особенный интерес проявлял к изучению музыкального искусства, составляя композиции на три-четыре голоса. Сильный бас Березовского и постоянное участие в выступлениях хора создали ему широкую популярность. Его определили в придворную капеллу в Петербурге, а в 1765 г. отправили учиться музыке в Италию. После девятилетнего пребывания в Болонской академии М. С. Березовский получил звание капельмейстера и титул академика, а также был избран почетным членом многих музыкальных академий Италии. В Болонском университете его имя вырезано золотом на мраморной доске. По возвращении в 1774 г. в Петербург он написал ряд концертов. Созданные им произведения (20 концертов, опера «Демофонт») являются ценным вкладом в украинскую и русскую музыкальную культуру. Наибольшим совершенством отличается его концерт «Не отверзи меня во время старости».

А. Л. Ведель (1767—1808) родился в Киеве, учился в Киевской академии. Его тенор выделялся в академическом хоре. Кроме того, А. Л. Ведель был солистом-скрипачем в студенческом оркестре. Достигнув философского класса, он стал регентом хора в академии, затем руководил хоровой капеллой в Москве, в 1790 г. возвратился в Киев. Созданные А. Л. Веделем хоровые концерты созвучны мелодиям украинских народных песен и романсов. Высокой профессиональностью отличаются его концерты «Доколе, господи, забудешь мя», «На реках Вавилонских», «Херувимская» и др.

Известными хоровыми регентами и учителями музыки в Киевской академии были также И. Мохов, В. Сербжинский, С. Лободоновский, Г. Баранович. Музыкальные способности философа-поэта Г. С. Сковороды развивались также в академической среде. В 1742 г. его взяли в придворную певческую капеллу в Петербурге. Широкой популярностью пользовались его песни «Всякому городу нрав и права», «Ушли мои лета» и др.

Талантливая музыкальная молодежь академии неоднократно привлекала к себе внимание капельмейстеров императорского двора, часто приезжавших из Петербурга в Киев для набора хористов. Многие певцы Киевского академического хора пополняли состав придворной капеллы в Петербурге.

Музыкальное искусство студентов Киевской академии популяризировалось среди городского населения. Ежегодно три дня в мае академия отмечала студенческие праздники — рекреации. Они, как правило, проводились на живописных окраинах Киева — на Шулявке, у Кирилловского монастыря или близ урочища Глубочица. В этих праздниках принимали участие ученики и студенты, учителя и профессора, префект, ректор п митрополит, на них присутствовали викарий, губернатор и городская публика. Пение и инструментальная музыка были неотъемлемой частью таких празднеств. По заранее подготовленной программе играл оркестр, иногда разыгрывали спектакль-комедию или драму. В эти дни академическая молодежь веселилась: «все играло, шумело, забавлялось и мячом, и кеглями, и приличными кантами». Экспромтом составленные хоры исполняли также украинские народные песни.

Светскую музыку с 1768 г. представлял оркестр «городская капелия» из 16 человек при магистратском корпусе. В него входили трубачи и литаврщики, ежедневно возвещавшие на башне магистрата полуденное время (12 часов), утреннюю и вечернюю зарю. Оркестром руководил капельмейстер. Существовала также особая музыкальная школа для комплектования этого оркестра, участники которого получали постоянное жалование, церемониальные и повседневные мундиры, инструменты и обязаны были всю жизнь играть в этом оркестре.

Музыкальные интересы массы городских жителей удовлетворял киевский музыкальный цех (впервые упоминается в 1677 г.). За определенную плату музыканты этого цеха играли на свадьбах, в мещанских дворах, в «шинковных домах». Общее количество членов музыкантского цеха в 1742 г. составляло 35 человек. Широкой популярностью среди основной массы киевлян пользовалось искусство народных музык — небольших оркестров, а также бродячих певцов-лирников и кобзарей.

Иногда феодальную знать города развлекали приезжие музыканты, как, например, Диц, Раббе, Реми и Беер, а также 12 «духовых» музыкантов, прибывших из Петербурга по случаю приезда в Киев Екатерины II.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить