Поиск

Литература.

В читательской массе, как и прежде, сохранялся интерес к агиографической литературе. Широкой популярностью пользовалась «Книга житий святых» (или «Четьи-Минеи») митрополита Димитрия Туптало, изданная Киево-Печерской типографией в 1695—1705 гг. По художественным достоинствам «Четьи-Минеи» считались лучшим произведением светской литературы того времени.

Значительную популярность приобрела паломническая литература, наивысшим достижением которой были «Странствования» киевлянина В. Г. Григоровича-Барского. Он, путешествуя по Венгрии, Австрии, Италии, Греции, Египту, Палестине, Сирии и другим землям, методически фиксировал свои наблюдения, критически воспринимая многие явления, факты, легенды. Его произведение, находящееся на грани между паломническим хождением и светским дневником, приобрело широкую популярность и распространялось во многих списках. «Не было ни одного знатного дома и места, где бы не читалось путешествие»,— писал издатель этого произведения В. Рубан. В течение довольно короткого времени— в 1778—1800 гг.— «Странствования» Григоровича-Барского издавались пять раз.

Прозаическая литература распространялась в основном в виде ораторско-проповеднических произведений моралистического характера, остававшихся в рукописях, и панегирической прозы, частично опубликованной. Теоретические основы жанра ораторско-проповеднической литературы пытался обосновать проповедник Софийского собора Емельян (Ефремий-Иоанн) Дяковский (1728—1795), составивший на украинском книжном языке «Порядок, как слагать проповеди». Среди авторов проповедей второй половины XVIII в. выделялись: Манасий (Михаил) Максимович, ректор и профессор академии; Георгий Конисский, после окончания Киевской академии развернувший просветительскую деятельность в Белоруссии; Паисий Величковский, получивший образование в Киевской академии и продолжавший свою деятельность в Молдавии и Валахии. Большое количество проповедей составил Ириней Фальковский. Особой популярностью в Киеве пользовался оратор-проповедник Иоанн Леванда (1734—1814), окончивший Киевскую академию и служивший в Софийском соборе. Идеологическая направленность ораторско-проповеднической и панегирической литературы соответствовала интересам господствовавшего класса.

Изучение пиитики и постоянные практические стихосложения студентов Киевской академии способствовали развитию поэзии в городе. В элегиях, эпиграммах, ляментах (плачах), панегириках, юмористическо-сатирических стихотворениях и песнях нашли отражение многие события из жизни киевлян, из истории Украины и России.

Полтавскую победу 1709 г. воспел Феофан Прокопович в сочиненной им оде. Он же написал песню «За могилою рябою» о событиях Прутского похода 1711 г., выражая уверенность в грядущей окончательной победе над султанской Турцией и Крымским ханством. Общеизвестным было также стихотворение Стефана (Симеона) Яворского «Изми мя, боже», разоблачающее предательство Мазепы.

Введение курса русской поэзии в Киевской академии способствовало повышению интереса к русскому языку и литературе. Широкое распространение в Киеве получили произведения русской поэзии — М. Ломоносова, А. Сумарокова, Г. Державина и других авторов. Под непосредственным влиянием русской классической оды начало развиваться панегирико-одописное стихосложение в Киевской академии, где с 1766 г. изучали поэтику по книге Аполлоса (Байбакова) «Правила пиитические». Типичным произведением этого жанра является «Ода на первый день мая 1761 года», написанная в честь студенческих праздников (рекреаций) учителем поэтики Игнатием Максимовичем.

Несколько одописно-панегирических стихотворений составил Ириней Фальковский, литературное наследие которого включает многочисленные духовные стихотворения и гимны, переводы псалмов, стихотворные афоризмы на немецком и французском языках, переводы около ста басен Эзопа и пр.

Особенно распространенным жанром поэзии была духовная и светская лирика. Этому в значительной степени способствовала Киевская академия, студенты которой составляли канты, псалмы, элегии, мадригалы, религиозные стихотворения, молитвы. В светской лирике находили отражение мотивы личной и общественной жизни, социальной несправедливости. Народнопоэтические образы и символы насыщали любовные элегии.

Значительное место в стихотворной и прозаической литературе Киева занимали сатирические произведения, порицающие паразитизм и лицемерие господствующего класса. «Ругательству и посмеянию» подверг «старейшин монахов» Киево-Печерской лавры один из ее иноков, в прошлом обер-офицер Иеремия, распространив в 1773 г. в копиях свои сатирические стихи «по окрестностям и немалую Лавре обиду». За эти стихи Иеремия был предан духовному суду.

Среди киевлян распространялась также рукопись сатирической пьесы под названием «Челобитная» (1777). Местные власти, сочтя, что ее содержание наполнено «в обществе отнюдь не терпимыми выражениями», предприняло меры к тому, чтоб «обращение и сообщение той пьесы накрепко запретить и совершенно пресечь».

В июле 1777 г. близ Киево-Печерской крепости были найдены пасквильные письма в стихах — «Вопль пограничных жителей в Васильковской дистанции», обвинявшие сотника Лисянского в краже скота, птиц и прочего у многих жителей Василькова. Один экземпляр писем был адресован киевскому обер-коменданту, второй — Киево-Михайловскому монастырю и третий — публике. Как утверждал директор Васильковской пограничной таможни, «слог того пасквиля и почерк руки — малороссийский».

Наиболее интересным образцом украинской демократической сатиры XVIII в. является сочинение неизвестного автора «Плач киевских монахов», датированное 1 мая 1786 г., в котором высмеивалось высшее духовенство Киево-Печерской лавры. Сатирическое содержание произведения раскрывается через яркие индивидуальные характеристики чертовой дюжины монахов, обсуждавших последствия исполнения царского указа от 10 апреля 1786 г. о секуляризации монастырских и церковных земель. В то же время возникла вариация этой сатиры — «Прибавок к плачу киевских монахов».

Сатирические традиции украинской литературы нашли свое дальнейшее развитие в творчестве выдающегося украинского писателя Г. С. Сковороды. Написанные им басни и стихотворения высмеивали пороки современного ему общества.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить