Поиск

Киевская академия.

Общегосударственным и общеславянским высшим учебным заведением оставался Киевский коллегиум, получивший указом Петра I в 1701 г. статус и права академии. Киевская академия подчинялась духовному контролю православной церкви, находилась в непосредственном ведении митрополита, а с образованием Синода оказалась в его ведении. Ректорами академии были, в основном, профессора богословия, одновременно исполнявшие обязанности настоятелей киевского Братского или Михайловского Златоверхого монастырей.

Учебный курс Киевской академии сохранял свой прежний характер, структуру и объем преподаваемых предметов. Обучение продолжалось 12 лет. Первый класс — фара, или аналогия (упразднен в 1771 г.), был подготовительным. В следующих трех грамматических классах (инфиме, грамматике и синтаксиме) ученики обучались языкам. Особое внимание уделялось латинскому языку. Окончившие курс грамматических классов должны были свободно и правильно говорить и писать на латинском языке. Инструкция 1734 г. гласила, что ученики академии должны разговаривать между собой только по-латыни. Требовались не менее глубокие знания и в других языках, так как преподавание разных предметов велось не только на латинском, но и на греческом, польском, славянском (церковнославянском, славяно-русском), книжном украинском языках.

В средних классах (пиитике и риторике) изучались общие правила составления поэтических произведений, их форма и содержание. Особое внимание уделялось лирической и драматической поэзии. К практическим занятиям студенты пиитики и риторики готовили канты, элегии, торжественные проповеди, приветственные речи и пр.

В начальных шести классах изучался, кроме того, катехизис, а также арифметика и геометрия, преподаватели риторики знакомили студентов с некоторыми сведениями по истории и географии.

Обучение в высших классах академии продолжалось шесть лет: в классе философии — два года, богословия — четыре. Курс натуральной философии состоял из физики, математики и метафизики. Физика, в свою очередь, изучала космогонию (происхождение мира), метеорологию (атмосферные явления), уранографию (природу небесного тела: солнце, звезды), физиологическую психологию в связи с зоологией. Математика включала изучение арифметики и геометрии. Метафизика рассматривала вопросы о предметах и явлениях с точки зрения сверхъестественного нх происхождения. Богословский курс читался по системе известного средневекового философа Фомы Аквинского, а также знакомил студентов с различными теологическими теориями. Со второй половины XVIII в. богословие изучали лишь желавшие стать церковнослужителями.

С начала XVIII в. в учебном курсе академии происходили изменения, которые вызывались развивавшимися материальными и духовными запросами общества. В самостоятельные предметы выделились история и география. С 1738 г. начали изучать староеврейский и немецкий языки, возобновили преподавание греческого, а с 1753 г. ввели французский язык. Во второй половине XVIII в. в учебный курс академии включили чистую математику, состоявшую из алгебры и геометрии, а также смешанную математику, где изучали гражданскую и военную архитектуру, механику, гидростатику, гидравлику, оптику, тригонометрию, начала астрономии, гидрографию, математическую хронологию и пр. Значительно повысился интерес к русскому языку и литературе, что способствовало введению этого предмета в учебный курс. Преподаванпе русского языка в академии осуществлялось по методике М. В. Ломоносова. С 1752 г. в классе пиитики было введено преподавание сокращенной российской поэзии, а курс риторики стал двухгодичным. Во второй половине XVIII в. часть предметов уже преподавалась на русском языке.

Своеобразной формой обучения и проверки знаний студентов классов философии и богословия были диспуты, устраивавшиеся в конце недели, месяца и по окончанию определенного курса обучения. Учебный год завершался публичным диспутом, на котором присутствовали митрополит, представители высшего духовенства, военных и гражданских властей. По особым случаям в академии производились торжественные или чрезвычайные диспуты. Им предшествовала продолжительная подготовка. Студенты писали приглашения, разрисовывали и всячески украшали их. В приглашения вносились имена участников диспута и его тезисы. Листы приглашений вывешивались на воротах Братского монастыря, внешних стенах академии, а именитым гостям доставлялись на дом. Наиболее торжественно обставлялись чрезвычайные диспуты, проводимые по особым случаям. К изготовлению программ таких диспутов привлекались лучшие художники города. Тезисы гравировались, а затем отпечатывались, как правило, в Киево-Печерской типографии.

Важную роль в учебно-педагогической работе академии играла библиотека, фонды которой значительно возросли в XVIII в. Литература поступала в виде подарков от воспитанников академии, а также приобреталась в Киеве, Москве, Петербурге, странах Западной Европы — Германии, Франции, Англии, Австрии. На 1780 г. библиотека насчитывала около 12 тыс. книг. Кроме того, она имела большие отделы рукописей и нот.

В Киевской академии обучались дети (мальчики и юноши) как духовного, так и светского происхождения, причем в первой половине XVIII в. дети духовенства составляли, треть учащихся. Студенты светского происхождения в основном были выходцами из семей казацкой старшины, зажиточных мещан Левобережной и Правобережной Украины, Белоруссии и России. В октябре—декабре 1734 г. в академии слушал курс философии и работал в академической библиотеке М. В. Ломоносов. В XVIII в. Киевская академия сохраняла общеславянское значение. Здесь обучались студенты из Болгарии, Сербии, Черногории, Далмации, а также из Валахии, Греции, арабских и некоторых других стран.

В академию поступали в разные классы на протяжении года, возрастных ограничений не существовало. Общее число учащихся в академии составляло более 1 тыс. человек.

Со второй четверти XVIII в. Киевская академия постепенно начала терять значение ведущего высшего учебного заведения в стране. Основание Российской академии наук (Петербург, 1725), Академического (1725) и Московского (1755) университетов, где в отличие от Киевской академии и западноевропейских университетов отсутствовали богословские факультеты, содействовало бурному развитию естественных наук, приближению высшего образования к практическим потребностям развития страны. Университетское образование светского характера, освобожденное от догматизма и схоластики, привлекало к себе многих студентов из Киева.

Нежелание студентов Киевской академии учиться в богословских классах и затем принимать духовный сан приобрело массовый характер во второй половине XVIII в. Многие из них после окончания класса риторики переходили в университеты и медико-хирургические заведения Москвы и Петербурга. В 1754—1800 гг. часть студентов (698) госпитальных медико-хирургических школ Москвы, Петербурга, а также медицинского факультета Московского университета получили общеобразовательную подготовку в Киеве. Среди них встречались и студенты духовного происхождения, оставившие богословский класс. В связи с подготовкой учителей в открывавшиеся народные училища, Киевская академия выполняла правительственные предписания о присылке своих студентов в Петербургскую учительскую семинарию: в 1786 г. она отправила в Петербург 30 человек, в 1789 г.— 25, в 1794 г.— пять человек.

В итоге, с середины XVIII в. количество студентов высших классов Киевской академии — философии и богословия — с каждым годом существенно сокращалось. Синод и Киевская консистория (Консистория — учреждение с церковно-административными и судебными функциями, подчинялась епархиальному архиерею) стремились сохранить за академией роль идеологического центра православной церкви, готовившего значительную часть средней и высшей церковной иерархии в стране. Специальными указами они обязывали священников под угрозой штрафа, потери прихода или лишения духовного сана отдавать своих детей на обучение в Киевскую академию. Выходцы из духовенства должны были проходить полный курс обучения, завершавшийся богословскими классами. К концу XVIII в. большинство студентов Киевской академии являлось детьми духовенства.

Преподавательский состав Киевской академии формировался преимущественно из ее выпускников, которые окончили богословские классы, обучались за границей, находились на светской или церковной службе, а затем избирались и утверждались в преподавательской должности.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить