Поиск

Начальное образование.

Как и прежде, начальное образование киевляне получали в приходских школах при церквах и монастырях Подола, старого Киева и Печерска. Трехгодичный учебный курс этих школ включал изучение букваря, часослова и псалтыри. Эти учебные пособия в большом количестве издавала типография Киево-Печерской лавры.

В зажиточных семьях горожан практиковалось обучение детей на дому. В качестве домашних учителей и репетиторов нередко выступали студенты старших классов Киевской академии. Во второй половине XVIII в. именитые горожане к воспитанию своих детей привлекали выпускников Киевской академии, а также иностранцев. Одновременно развивалась другая форма обучения. Учителя у себя на дому, как свидетельствует современник, обучали детей «как из домов своих приходящих, так и живущих у них на воспитании».

В последней четверти XVIII в. на развитие образования в Киеве оказала влияние общегосударственная реформа системы просвещения, предусматривавшая создание в стране так называемых народных училищ. В Киеве первое такое училище было открыто в 1789 г. на Подоле, о чем сообщалось в «Ведомостях», издававшихся Петербургской академией наук. Училище состояло из пяти классов: первейшего, первого, второго, третьего и четвертого. В программу первых двух классов входило обучепие чтению, церковному и гражданскому письму, а также изучение латинского и немецкого языков, катехизиса и книги о должностях человека и гражданина. В последующих классах изучали грамматику, арифметику, геометрию, физику, механику, гражданскую архитектуру, всеобщую географию, политическую и естественную историю, обучались рисованию, а также продолжали изучать латинский и немецкий языки. Занятия проходили утром и вечером, кроме среды и субботы, когда послеобеденное время использовалось для отдыха. В каждом полугодии подводились итоги обучения в форме публичных испытаний в присутствии именитых горожан. Ученики произносили речи, оды. Нередко учитель физики вместе с учениками развлекал публику опытами.

В первый год существования училища в нем насчитывалось 76 учеников, в том числе 18 учениц, а в 1791 г.— 164 ученика, из них 33 девочки. Однако курс обучения девочек ограничивался лишь двумя первыми классами. Из мальчиков также не все могли пройти полный пятилетний курс обучения, одни — из-за материальных трудностей, другие — по воле родителей, считавших достаточным для своих детей умение читать и писать. Ученики народного училища в Киеве состояли в основном из детей зажиточных горожан.

Учебники и учебные пособия училище получало из Приказа общественного призрения в Петербурге. Выпускники Петербургской учительской семинарии стали и первыми учителями народного училища в Киеве. Почетное место среди учителей училища принадлежит Максиму Федоровичу Берлинскому. Он преподавал естественную и политическую историю, всеобщую географию, заведовал минералогическим кабинетом и библиотекой. Кроме того, М. Берлинский читал всеобщую историю в Киевской академии. Присущий ему творческий подход к педагогической работе М. Берлинский сочетал с разработкой методов преподавания и составлением учебных пособий. В частности, он подготовил «Историю Российскую для употребления юношеству», изданную в Москве в 1800 г. и признанную «классической книгой», т. е. учебником в Киевской академии.

Деятельность Киевского народного училища содействовала упорядочению домашнего образования в городе. По предложению директора училища II. Симоновского (октябрь 1790 г.) учителя, «содержащие... детей всякого звания на воспитании и учении или желающие завести у себя пансионы, т. е. домашние училища» и не имевшие соответствующей подготовки, должны были обучиться «методу в преподавании наук по уставу народных училищ», а также использовать в процессе обучения детей книги, принятые в этих училищах.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить