Поиск

Распространение идей просветительства.

Начиная с середины XVIII в. в Киевской академии увеличился удельный вес студентов — выходцев из духовного сословия, что сказалось на их позиции в общественной жизни. Однако и в тех условиях все еще оставались живыми лучшие традиции предыдущей эпохи. Не избежала академия и влияния идей просветительства, антифеодальной идеологии периода кризиса феодализма. Ее студенты знакомились с трудами Вольтера, Руссо, Монтескье. В академической библиотеке, созданной в 1768 г., находилось множество книг русских просветителей, в том числе М. В. Ломоносова, и представителей разночинной интеллигенции — Я. П. Козельского, С. Е. Десницкого, И. А. Третьякова, И. Г. Туманского и др. В духе просветительства велось преподавание некоторых философских курсов.

В академии возникли первые студенческие кружки и организации. В 1792 г. известный филолог и математик И. Фальковский основал так называемое «Вольное пиитическое общество». Во время собраний члены оранизации знакомились с новыми книгами, вели дискуссии на злободневные, животрепещущие темы.

Среди общественных деятелей того времени видное место по праву занимал Яков Павлович Козельский (1729—1795)— украинский и русский просветитель-демократ, философ-материалист. После нескольких лет обучения в Киевской академии (1744—1750) он переехал в Петербург, став студентом Академического университета. Его взгляды и интересы формировались под воздействием читавшего там лекции М. В. Ломоносова. Будучи преподавателем в Артиллерийской и Инженерной школах (60-е гг. XVIII в.), а со временем работая секретарем сената, Козельский не прекращал творческой деятельности. Наиболее полно его воззрения изложены в работе «Философические предложения» (1768), где Козельский выступил обличителем существующих порядков, всей общественной системы царской России. Вывод о том, что «весьма не полезны великие различия состояний человеческих в обществах, а лучше им быть посредственными так, чтоб одни люди не могли презирать и утеснять других, а другие не имели б причины много раболепствовать», ставит Я. П. Козельского в ряд самых выдающихся русских мыслителей XVIII в.

Учеником М. В. Ломоносова являлся также Л. И. Сичкарев (1741— 1809), в прошлом воспитанник Киевской академии. После окончания Академического университета он работал в Сухопутном кадетском корпусе, Медицинской коллегии, Артиллерийском и Инженерном кадетских корпусах. В переводах книг западноевропейских философов, которые он сопровождал собственными примечаниями, и на страницах своих трудов Л. И. Сичкарев высказал сочувственное отношение к крепостным крестьянам, сравнивая их с «работными лошадьми и волами», осуждал церковь, поддерживавшую существовавшие порядки. Он верил в силу знаний, способных, по его мнению, просветить народ и преобразовать общество.

С критикой феодальных порядков и антиклерикальными воззрениями выступил другой воспитанник Киевской академии — Ф. А. Эмин (1735— 1770). В ряде литературных произведений, изданных во время работы в Сухопутном кадетском корпусе и Коллегии иностранных дел, он сочувствует крепостным, одновременно осуждая паразитический образ жизни дворян. В трудах Ф. А. Эмина нашли отражение интересы поднимавшейся буржуазии. Он выступал за свободу предпринимательства и частной собственности.

Многие выходцы из Киевской академии вели преподавательскую работу в Академической гимназии, служили в различных государственных учреждениях, в частности в сенате. К передовым людям того времени относились Н. Н. Мотонис и Г. В. Козицкий. После десятилетнего пребывания в Лейпцигском университете они были приняты (1759) на работу в Академию наук и сразу же примкнули к группе молодых ученых во главе с М. В. Ломоносовым. Уже первые труды Мотониса и Козицкого носили ярко выраженную антиклерикальную направленность, осуждали ханжество и суеверие православного духовенства. Они ратовали за освобождение научных знаний от религиозных влияний, за независимость и объективность исторических трудов. Вскоре (1763—1764) Мотонис и Козицкий были отозваны из Академии наук и переведены на работу в сенат. Однако и там они не прекращали своей общественно-политической деятельности. Так, при участии Козицкого было организовано (декабрь 1768 г.) так называемое «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг». Для работы в «Собрании», которое занималось в основном переводами статей французских «энциклопедистов», Козицкий привлек десятки прогрессивно мыслящих людей. В его ближайшее окружение входили, например, И. Г. Туманский и И. У. Ванслов — также в прошлом студенты Киевской академии.

Деятельность воспитанников Киевской академии сыграла заметную роль в истории обоих братских народов. Она способствовала упрочению их дружбы и единения, положительно сказывалась на культурном взаимообогащении. Прогрессивные идеи, высказанные ими, являются общим достоянием украинского и русского народов.

Вершиной общественно-политической мысли России XVIII в. было творчество А. Н. Радищева — выдающегося писателя, революционного просветителя, философа-материалиста. Его знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) сразу завоевало огромную популярность в среде прогрессивных людей того времени. Списки «Путешествия» в 90-х гг. распространялись и в Киеве. Не подлежит сомнению, что содержание книги хорошо знали преподаватели и студенты Академии, демократически настроенная интеллигенция города. Книга оказала большое влияние на формирование общественно-политических взглядов следующего поколения революционеров.

Существовали также другие каналы, по которым распространялись в Киеве идеи и воззрения русских прогрессивных общественно-политических деятелей. Заметная роль в этом деле принадлежала Н. И. Новикову — русскому просветителю, писателю, журналисту и издателю. Через хорошо налаженную им систему продажи книг многие произведения попадали на Украину. В Киеве и других городах существовали, например, магазины, занимавшиеся распространением изданий Новикова. Они пользовались значительной популярностью и способствовали развитию общественно-политической мысли.

Таким образом, трудящиеся Киева принимали активное участие в развернувшемся на Украине антифеодальном движении. От жалоб и отказов выполнять феодальные повинности ремесленники и работные люди переходили к более эффективным методам борьбы, вплоть до вооруженных восстаний. Сотни жителей Киева вступали в гайдамацкие отряды, действовавшие нередко далеко за его пределами. В городе и его ближайших окрестностях размещались многочисленные повстанческие базы, откуда гайдамаки совершали нападения на господские усадьбы и где они хранили запасы провианта и пороха. Киевляне оказывали постоянную материальную помощь народным мстителям. В мастерских ремесленников изготовлялось и ремонтировалось оружие. Повстанцы находили надежное убежище в жилищах работного люда города.

В XVIII в. заметно активизировалось общественно-политическое движение в Киевской академии. Ее воспитанники принимали участие в общероссийской общественно-политической жизни, способствуя распространению идей просветительства»

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить