Поиск

Быт и обычаи.

Жилые дома киевляне строили преимущественно в сруб с четырехскатной крышей, потолок выкладывали чистыми досками. Жилища зажиточных горожан имели крыши с заломами, украшались наличниками и другими архитектурными деталями, изготовленными народными мастерами. В комнатах стояли кафельные печи.

Внутреннее убранство жилищ составляли столы, скамейки, сундуки, иконы, металлическая, деревянная, керамическая посуда и пр.

Наиболее распространенной одеждой большинства городских жителей были: у женщин — вышитые полотняные или льняные сорочки, юбки, опанчи, кожухи, разноцветные шелковые пояса, чепцы, платки; у мужчин — кунтуши, кафтаны, рубахи, полотняные или суконные штаны, смушковые шапки, соломенные брыли и пр. Летом дочери зажиточных горожан украшали головы повязкой из черного бархата, обшитого золотом и усыпанного жемчугом и камнями; бедные же девушки сплетали себе венки из цветов (Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей, отд. 2, с. 91.). Зимнюю обувь горожан составляли сапоги или валенки. Летом большинство женщин и подростков ходило босиком.

Среди городских жителей выделялись монахи и монашки, носившие черную до пят одежду. Нижнее платье они стягивали черным поясом, сверху одевали шерстяную мантию. Головы их покрывали черные капюшоны — «клобуки» с широкими краями, опушенными шерстью наподобие бархата и нависавшими на глаза, под подбородком застегнутые на пуговицу. Во время молитвы клобуки откидывались назад. На улице и во время служби монахи и монашки, как правило, держали в руках четки.

Одеяние высшего духовенства — митрополита, епископов, архимандритов, настоятелей монастырей — было украшено от груди до низа полосами из ткани другого цвета (преимущественно синего). Духовенство носило белые пояса и большие золотые кресты на золотых цепях. Их посохи украшались серебряными набалдашниками. Киевский митрополит и архимандрит Печерской лавры для парадных выездов имели специальные кареты, изнутри обитые красным бархатом, позолоченные снаружи.

Стены келий монахов и церковных сановников нередко расписывались масляными красками и украшались разного рода оружием — мушкетами, мечами, кинжалами, луками, стрелами.

О быте богатых киевских купцов можно судить по «Переписной росписи» (1687) имущества Н. Торниота, занимавшегося торговлей за границей — в Турции, Польше и других странах. Его усадьба на Подоле состояла из новой «светлицы» с комнатой, соединявшейся через сени с «белой избой», где находилась «волоская печь». В светлице, комнате и «белой избе» было пять больших застекленных окон да на чердаке три таких же окна. Во дворе стояла старая «светлица» с комнатой и избой, в которых было три больших окна. Кроме того, в усадьбе имелись две небольшие клети, конюшня, сарай, баня. В саду при усадьбе росли вишни, сливы, виноград. Двор был огорожен высоким забором с большими воротами и калиткой.

Из одежды семьи Н. Торниота перечислены мужские кафтаны с серебряными и позолоченными с финифтью пуговицами, меховые шубы, суконные штаны, шелковые пояса, женская бархатная «шветка» на собольем меху с золотой плетенкой по краям и позолоченными пуговицами, кунтуши на горностае, беличьем меху с серебрянными пуговицами с финифтью, разноцветные юбки с золотой и серебряной плетенкой по краям и пр.

Жилые комнаты украшали 14 икон в серебряных и позолоченных окладах, три хрустальных зеркала, сундуки с серебряной, оловянной и медной посудой (ложки, чашки, тарелки, кувшины и пр.), оружие (сабля, оправленная серебром, два пистоля в медной оправе, пищаль, карабин с русским замком, немецкая шпага, 20 стрел киевской работы), небольшие ящики для хранения золотых и серебряных кружев. В «подголовке» хранились три пары серег с жемчугом и камнями, червонные золотые, талеры битые, польские орты, 11 ниток жемчужных монист и пр.

В городе имелись также «государевы» дворы. В старом Киеве — три двора, где проживали бояре, окольничие, воеводы; два двора для дьяков и один двор для стольников и полковников. На Печерске находились дворы генерал-поручика и стольника, дворы для «начальных людей» и войсковые избы для стрельцов.

Таким образом, воссоединение Украины с Россией благотворно сказалось на всех сферах культурной жизни города. Значительно активизировал свою деятельность Киевский коллегиум, сумевший в новых условиях усовершенствовать учебный процесс, сконцентрировать лучшие научные педагогические силы, увеличить количество студентов, получить признание и официальный статус высшего учебного заведения. Постоянные связи и непосредственные контакты деятелей науки, литературы и искусства содействовали взаимовлиянию культуры русского и украинского народов, зарождению новых, прогрессивных явлений в развитии духовной и материальной культуры Киева. В культурной жизни Киева второй половины XVII в. отчетливо проявилось более широкое, чем в предыдущее время, проникновение светских мотивов в науку (отделение философии от теологии, более интенсивное развитие естественных наук), литературу, изобразительное искусство.

Заметные изменения произошли в развитии театра, музыки и быта жителей Киева. Жизнеутверждающим характером отличалось народное творчество.

Значительно изменился внешний облик Киева. С первых дней воссоединения Украины с Россией в городе строились жилые и общественные здания, проводились работы по усовершенствованию его обороноспособности. Превращение Верхнего Киева в административный и военный центр города предопределило его перепланировку и создание новой оборонительной системы. Совершенствовались фортификационные объекты Печерска и Подола.

Освобождение от иноземного гнета, воссоединение Украины с Россией и вхождение Киева в состав Русского государства открыли перед городом широкие возможности его экономического развития. Значительно расширяются ремесло и промыслы, в сфере которых наряду с ремесленниками и мещанами трудились киевские рядовые казаки, русские стрельцы. Возросла роль города, как крупного торгового центра. На торги и ярмарки в Киев приезжали торговые люди из многих районов Украины, России, Белоруссии, Молдавии, а также из Западной Европы и стран Востока. Киевские купцы вели оживленную торговлю в украинских, русских, белорусских, молдавских городах, а также за рубежом. Киев оставался важным транзитным пунктом, через который приобретенные в других землях товары купцы доставляли в Москву и другие пункты Русского государства. Киев включался в процесс формирования всероссийского рынка.

Во второй половине XVII в. значительно увеличилось население города, более рельефно проявлялось его классово-сословное расслоение. Захватив бывшие имения польских шляхтичей, свободные земли, получая грамоты от царя на владение селами, высшее киевское духовенство и казацкая старшина превратилась в крупных феодалов. Большие богатства сосредотачивались в руках крупных купцов.

Ключевые позиции в жизни Киева заняла городская верхушка, стремившаяся к неуклонному укрепле нию своей власти над трудящимися и использовавшая свое положение для усиления их эксплуатации. Это создавало почву для углубления классовых противоречий и расширения социальной базы антифеодального движения, принимавшего разнообразные формы — от жалоб до открытых вооруженных выступлений. Примечательной чертой социальных движений этого периода являлось сочетание антифеодальной борьбы с движением, направленным на воссоединение в составе Русского государства захваченных магнатско-шляхетской Польшей украинских земель.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить