Поиск

Архитектура.

Жилая застройка Киева во второй половине XVII в. была, в основном, деревянной. К домам, как правило, примыкали хозяйственные постройки, сады и огороды. В течение 50—80-х гг. интенсивно застраивался Подол, старый Киев и Печерск. В старом Киеве, где сосредотачивалось военное руководство и размещались русские ратные люди, были возведены новые административные здания.

Деревянными были не только жилые дома, но и многие церкви, надвратные колокольни Софийского, Михайловского, Братского, Фроловского, Пустынно-Никольского монастырей. Своими размерами и архитектурными формами выделялись трех-, четырехъярусные колокольни. Обычно в их первом ярусе размещались ворота, а во втором — галереи с аркадой. Помещения колоколен использовались как кладовые. В их верхнем ярусе размещались часы с боем. Здесь же подвешивались большие и малые колокола.

Совершенством пропорций, развитыми галереями и своеобразной формой главы отличалась 30-метровая колокольня Киево-Печерской лавры (Внешний вид колокольни отражен на гравюре в книге «Акафисты» (Киев, 1677). На плане Киева А. Кальнофойского 1638 г. изображена другая колокольня, с более простыми формами). Она состояла из четырех ярусов, сужающихся кверху.

Не меньший интерес представляло архитектурное решение деревянных дворцов. Так, один из рисунков голландского художника А. Вестерфельда (А. Вестерфельд посетил Украину в 1649—1651 гг.), представляющих панораму Киева с востока, свидетельствует, что архитектурным центром Подола был большой двухэтажный дворец Адама Киселя. Вокруг здания между первым и вторым его этажами существовал широкий навес, характерный для церковной деревянной архитектуры XVII—XVIII вв.

На главной площади Подола выделялось двухэтажное деревянное здание Киевской ратуши, изображение которого сохранилось на карте Киева 1695 г., созданной полковником И. Ушаковым. Первый этаж этой ратуши был несколько шире второго (с выступающей крышей). В 1697 г. у здания ратуши была сооружена каменная башня с часами.

Укрепление экономических и культурных связей Украины с Россией благотворно сказалось на развитии монументального зодчества, местные традиции которого обогащались опытом русской архитектурной школы. В 80—90-е гг. XVII в. в городе все больше появляется зданий, построенных из камня и кирпича. В это время на Украине работали известные мастера О. Д. Старцев и Д. В. Аксамитов, успешно применявшие такие строительные материалы, как железо, алебастр, и использовавшие архитектурные детали, высокую технику кладки и отделки, свойственные русскому зодчеству. «Каменных дел мастер» О. Д. Старцев воплотил высокое мастерство в построенных им в стиле украинского барокко соборах Братского (1690—1693) и Никольско-Пустынного (1690— 1696) монастырей. Строительство из кирпича в Киеве велось при непосредственном участии русских мастеров-исполнителей, специалистов «мурового дела». Так, на постройке Братской церкви и Никольского собора в Киеве вместе с О. Д. Старцевым работали 80 каменщиков и 100 «работных людей», прибывших из Москвы.

Строительство каменных сооружений велось также на территории Киево-Печерской лавры. Удачное сочетание характерных особенностей украинской и русской архитектуры XVII в. воплощены в пятикупольной Всехсвятской (Всех святых) церкви (1696—1698), построенной над Экономическими воротами Лавры. Возвышаясь над монастырской стеной, Всехсвятская церковь отличается богатым архитектурным декором.

Вокруг Верхней лавры вместо деревянной ограды Д. В. Аксамитов возвел каменные стены с четырьмя башнями — Кушника, Онуфрия (Палатной), Часовой (1698—1701), Малярной (начало XVIII в.) и тремя церквами—Вознесенской (1695— 1698), Феодосиевской и Больничного монастыря (1696). Длина стен достигала 1190 м, толщина — около 3 м, высота — 7 м. С внутренней стороны на стенах сохранились до наших дней следы бойниц и помостов для стрелков.

В конце XVII в. в нижней части Киево-Печерской лавры построены кирпичные церкви Рождества Богородицы (1696) вместо деревянной, Аннозачатьевская (1679) и Крестовоздвиженская (1700). На территории Выдубецкого монастыря при участии Д. В. Аксамитова сооружен Георгиевский собор (1696—1701), отличавшийся своеобразным планом и архитектурно-художественным решением (форма окон в виде креста, необычные канители).

К оригинальным архитектурным сооружениям относятся трапезные, построенные из кирпича на территории Киево-Печерской лавры (1684— 1694) и Выдубецкого монастыря (1696-1701).

В конце XVII в. в Киеве производились также большие работы по обновлению древних зданий. В 1690— 1701 гг. они велись в Софийском соборе — были надстроены вторые этажи на низких папертях с северной п южной его сторон, возведены шесть новых куполов в дополнение к пяти древним. Продолжалось украшение интерьеров собора.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить