Поиск

Книгопечатание.

Типография Печерской лавры, основанная в 1615 г., оставалась ведущим книжным издательством Украины. Даже в бурные годы освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг. ее деятельность не прекращалась, хотя и ограничивалась лишь переизданием некоторых книг. В то время Лаврская типография выпустила в сокращенном виде новое издание «Требника» Петра Могилы (1652).

После воссоединения Украины с Россией книгопечатание Печерской типографии значительно активизировалось. Она возобновила выпуск фундаментальных работ известных деятелей науки, литературы и общественно-политической мысли на Украине. Одним из первых был напечатан стихотворный панегирик И. Гизеля «Столп цнот» (1658). Его содержание и форма свидетельствуют об использовании автором греко-римской мифологии и античной литературы.

В 1659 г. типография Печерской лавры осуществила издание книги «Ключ разумения», сборника проповедей и ораторских произведений И. Галятовского. В следующем 1660 г. здесь же были напечатаны дополнительные его проповеди «Казани, прпданыи до книги, Ключ Разумения названой». «Ключ разумения» отражал общественно-политические воззрения автора. Изданная на украинском книжном языке и прекрасно оформленная, эта книга является важным литературным, публицистическим и художественным памятником второй половины XVII в.

Одной из наиболее популярных книг, выпущенной Печерской типографией, был «Патерик Печерский». Подготовка его к печати началась еще при Петре Могиле. Первое издание этой книги на славяно-русском языке осуществил в 1661 г. И. Гизель, предварительно подготовивший повую рукопись «Патерика» на основании древних и новых его редакций. «Патерик» 1661 г. был обильно иллюстрирован. Основную часть рисунков к нему выполнил гравер Илья. В 1678 г. Печерская типография повторно выпустила «Патерик». Часть книг этого издания дополнительно иллюстрирована ксилогравюрами с видами Печерской лавры.

Печерская типография неоднократно публиковала произведения видного политического деятеля того времени Л. Барановича. Наибольшей популярностью на Украине, в России, а также в славянских странах пользовались его книги «Меч духовный» (Киев, 1666) —проповеди на воскресные дни и «Трубы словес проповедных» (Киев, 1674) — проповеди «на праздники всего лета». В работе «Меч духовный» привлекает внимание страница с изображением царского родословного дерева. В корнях его помещена фигура князя Владимира. Эту часть гравюры позднее повторили русские художники Аверкиев и Адрианов в росписях церкви Ильи в Ярославле. Титульная страница книги «Трубы словес проповедных» украшена иллюстрацией с изображением герба Русского государства, а также портретами царя Алексея Михайловича и членов его семьи. В названиях книг воплощена идея борьбы против католичества: «трубы» призывали к борьбе, оружием которой являлся «меч духовный». В Печерской типографии опубликованы также сборники стихов Л. Барановича.

В Лаврской типографии обращали большое внимание на художественное оформление книг, особенно предназначавшихся для подношения царю. Среди них выделяется работа И. Гизеля «Мир с богом человеку» (1669), титульная страница которой украшена витиеватым рисунком. В иллюстрациях таких книг неизменно присутствовали портреты членов царской семьп Алексея Михайловича, что в понимании издателей того времени символизировало историческую закономерность воссоединения Украины с Россией.

К концу XVII в. Лаврская типография осуществила публикацию агиографической работы Димитрия Туптало под общим названием «Четьи-Минеи» в четырех книгах (1689, 1695, 1700, 1705).

Печерская типография печатала также материалы светского содержания, в частности, освещающие политические и военные события того времени. К нпм относится сборник исторических документов под названием «Постановление о вольностях войска Запорожского» (1659), а также небольшое сочинение «Плач о преставлении царя Алексея Михайловича» (1676). В большом количестве издавались в Лавре учебные пособия, в частности буквари (1664, 1670 и др.). С 1670 г. здесь печатались «Элементари» — учебники польского и латинского языков.

Типография занималась также продажей изданных ею книг. Прямые торговые отношения она поддерживала с Москвой. В первые годы после воссоединения Украины с Россией книги, напечатанные в Киеве, доставлялись в Москву киевскими купцами. Затем их продажей занялись печатные мастера, открывшие лавку в Москве и распространявшие через нее печерские издания по другим городам России.

К концу XVII в. Печерская типография обновила часть оборудования — были приобретены новые шрифты. Наряду с ксилографией (гравюра на дереве) в это время был освоен новый метод гравирования на меди.

Деятельность Печерской типографии содействовала взаимовлиянию украинского и русского книгопечатания. Между киевскими и московскими мастерами поддерживались постоянные контакты и связи.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить