Поиск

Наука. Литература.

Лучшие педагогические и научные силы того времени, внесшие значительный вклад в развитие философии, истории, литературы, языкознания, естественных наук, общественно-политической мысли на Украине, сосредотачивались в Киевском коллегиуме.

К плеяде ведущих деятелей просвещения, науки и литературы того периода принадлежали, в частности, профессор философии, ректор коллегиума (1646—1650), управляющий Лаврской типографией (1656—1683) Иннокентий Гизель; писатель, профессор философии, ректор коллегиума (1650—1657) Лазарь Баранович; писатель, профессор риторики, ректор коллегиума (1657—1665) Иоанникий Галятовский; профессор философии и богословия, префект, ректор коллегиума (1693—1694) Иоасаф Кроковский; преподаватель риторики, профессор философии и богословия Стефан Яворский; историк и писатель Феодосий Сафонович; писатель, теоретик и практик украинского красноречия Антоний Радивиловский.

Философскую мысль в то время по-прежнему занимало главным образом идеологическое обоснование православия. Вместе с тем ученые в своих трудах все чаще обращались к познанию природы и человека. В составляемых для студентов Киевского коллегиума философских курсах ученые по-разному ставили и решали, в основном идеалистически, главные философские проблемы — о материи, движении, мире, отношении человека к окружающему миру и богу, о движении Земли и Солнца и др. Вместе с тем произведениям В. Ясинского, И. Кроковского, С. Яворского были свойственны стихийно-материалистические тенденции. И. Гизель утверждал, что природа не возникает и не исчезает. И. Кононович-Горбацкий отстаивал мысль о независимости и самостоятельности существования природы. К концу XVII в. киевские профессора философии четко разделяли науку и религию. Материальный мир и природу они относили к сфере философии, а сверхъестественные силы — к сфере теологии.

Научный интерес киевлян к историческому прошлому своего народа удовлетворялся вышедшими во второй половине XVII в. обобщающими историческими работами. В 1674 г. впервые был опубликован «Синопсис, или краткое собрание от различных летописцев о начале славяно-российского народа и первоначальных князьях города Киева». Появление этой книги ученые связывают с именем И. Гизеля: одни считают его автором, другие — издателем. Повествование в ней охватывает события с древнейших времен до последней четверти XVII в. Отчетливо звучит в книге идея общности происхождения русского, украинского и белорусского народов, которые «по роду же своему едино суть, и яко един и тойжде народ славенский». «Синопсису» присущи монархические тенденции. Отчасти поэтому книга многие годы служила официальным учебником по отечественной истории и выдержала около 30 изданий. «Синопсис» был популярен и за границей, где его переиздавали в греческом и латинском переводах.

Истории Украины с древнейших времен посвящена работа воспитанника Киевского коллегиума Ф. Сафоновича «Кройника з летописцов стародавних, з святого Нестора Печерского и инших, также з кройник иолских...» (1672). В ней отстаивается идея обш то восточнославянского происхожд ния и развития русского, украш кого и белорусского народов, обосновывается историческая закономерность воссоединения Украины с Россией.

Ценным источником по истории Украины XVII в. являются летописи. Из Межигорского Спасо-Преображенского монастыря около Вышгорода (ныне город Киево-Святошинского района) происходит летопись, охватывающая события с 1608 по 1700 г., в том числе крестьянско-казацкие восстания, освободительную войну украинского народа 1648— 1654 гг., набеги турецких и татарских феодалов на украинские земли. В нескольких рассказах отражены стихийные бедствия — пожар в Киевском замке, чума, землетрясения, солнечные затмения и пр.

Патриотическими настроениями, заботой о судьбе украинского народа проникнута хроника монаха Выдубецкого монастыря Леонтия Боболинского «Летописец сей есть кроника з розных авторов и гисториков многих, диалектом есть написана...». Использовав древнерусские летописи, польские и литовские хроники, произведения древнегреческих и римских историков, автор составил историческую хронику с древнейших времен по XVII в. Особый интерес представляет описание событий второй половины XVII в.: Чигиринских походов 1677 и 1678 гг., борьбы украинского и молдавского народов против турецкого ига, современником которой был Л. Боболинский.

Внимание киевских ученых также привлекали вопросы естествознания, астрономии, биологии, зоологии, минералогии и других наук.

Некоторые воспитанники Киевского коллегиума продолжали свою педагогическую и научную деятельность в России и Белоруссии. Так, в Москву был приглашен Епифаний Славинецкий, преподаватель Киевского коллегиума (1642—1649), известный филолог. Там, в Чудовом монастыре он основал первую греко-латинскую школу (1653) и стал ее ректором. Е. Славинецкий — автор многочисленных проповедей и предисловий к церковнослужебным книгам, изданным в Москве. Он перевел на славянский язык ряд книг по истории, географии, медицине и прочим наукам, составил «Лексикон латинский». Вместе с Арсением Корецким-Сатановским, также оставившим Киевский коллегиум для работы в Москве (1649), он составил «Лексикон словено-латинский».

Педагог и церковный деятель Симеон Полоцкий, получивший образование в Киевском коллегиуме, преподавал в Полоцкой братской школе (1656—1664), а затем исполнял обязанности наставника детей царя Алексея Михайловича. Он был одним из основателей типографии в Кремле и авторов проекта организации Славяно-греко-латинской академии в Москве. С. Полоцкий принимал деятельное участие в полемике с раскольниками. Его перу принадлежат педагогические сборники «Обед душевный», «Вечеря душевная», многочисленные стихи, драмы, проповеди, полемико-богословские произведения.

Многие писатели, они же и общественно-политические деятели, развивали традиции полемической литературы. Л. Баранович, И. Гизель, И. Галятовский, Ф. Сафонович, А. Радивиловский и др. выступали поборниками единения всех православных христиан и воплощения идеи союза Украины, России, Польши и других славянских стран в борьбе против султанской Турции и Крымского ханства. С течением времени эта тема в украинской литературе занимала все более значительное место. Ведущая роль в ней принадлежала И. Галятовскому. В теолого-публицистических трактатах «Лебедь» (Новгород-Северский, 1679) и «Алькоран магометанский» (Чернигов, 1683), изданных на польском языке, И. Галятовский указывал на необходимость вооруженной борьбы против турецких и татарских феодалов-завоевателей.

Все еще популярными оставались полемические произведения антикатолического и антиуниатского содержания. По этой тематике неоднократно выступали Л. Баранович («Новая мера старой веры», «Разговор белоцерковский», «Старый костел», «Фундаменты»), И. Гизель, неизвестный автор произведения «Наветы» и др. Как правило, такие произведения, направленные против католицизма, издавались на польском языке.

Литература того времени развивалась под значительным влиянием церкви, в распоряжении которой имелись большие возможности для идеологического воздействия на народные массы. Религиозные мотивы и религиозные догмы пронизывали ораторско-проповедническую прозу, агиографическую (из жизни святых) литературу, духовную лирику. Популярностью у киевлян пользовались «Патерик Печерский» и четырехтомные «Книги житий святых» (или «Четьи-Минеи») Димитрия Туптало.

Большой интерес проявляли киевляне к исторической поэзии. События освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг., войны против шляхетской Польши после воссоединения Украины с Россией, борьба против нашествия турецких и татарских феодалов воспеты в многочисленных думах и песнях, отражены в стихах и стихотворных надписях на портретах и надгробиях. Авторами многих произведений этого цикла были воспитанники Киевского коллегиума.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Июль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    12
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031