Поиск

Идейные связи.

Укреплявшиеся экономические, политические и культурные связи, общность исторических судеб русского и украинского народов способствовали упрочению идейной близости общественно-политической мысли Москвы и Киева. Между ее представителями существовало единство взглядов на многие вопросы общественно-политической жизни страны, чему во многом способствовала деятельность воспитанников Киевского коллегиума. В частности, С. Полоцкий, белорус по происхождению, длительное время работавший в Москве, последовательно защищал правомерность воссоединения Украины с Россией, необходимость сплочения всех восточных славян. Украинские ученые Е. Славинецкий и А. Сатановский, находясь в Москве, популяризировали достижения передовой европейской науки, в том числе учение Н. Коперника о строении вселенной. На русских читателей оказывала влияние идейная направленность «Синопсиса», произведений И. Галятовского «Ключ разумения» и «Небо новое», книг Л. Барановича, М. Смотрицкого, С. Зизания, 3. Копистенского и др.

В свою очередь духовное наследие русских мыслителей благотворно влияло на общественно-политическую мысль Киева и всей Украины. Профессора Киевского коллегиума принимали непосредственное участие в издании на Украине русских книг. В 1676 г. в типографии Киево-Печерской лавры напечатано сочинение «Плач о преставлении царя Алексея Михайловича», а в 1679 г., как предполагают исследователи,— «Сказание о явлении иконы Казанской богоматери». Вскоре после выхода в свет «Сказание» получило широкую известность во многих районах Центральной России. Опубликованный в 1680 г. в Москве «Тестамент царя греческого сыну своему Льву Философу» в том же году был переиздан в Киеве. Определенное значение для укрепления украинско-русских идейных связей, отражения католической и униатской агрессии на вновь захваченные Речью Посполитой украинские земли имели присылаемые в Киев русские церковные книги.

Важную роль играл Киев в укреплении и украинско-белорусских идейных связей. Обучавшиеся в коллегиуме студенты-белорусы по возвращении на родину руководствовались в своей практической деятельности идеями, усвоенными в Киеве. Среди них упоминавшийся выше С. Полоцкий, И. Старутич, Ф. Баевский и др., ставшие активными борцами против унии, убежденными поборниками украинско-русско-белорусского содружества. Коллегиум влиял и на работу братских школ Белоруссии, противостоявших экспансии католицизма и унии на белорусские земли, распространявших идеи братства русского, белорусского и украинского народов.

Отчетливо проявлялась идейная близость устного народного творчества украинцев и белорусов. Характерной его особенностью было усиление патриотических мотивов: воспевание героической борьбы народных масс против польско-шляхетского владычества, турецких агрессоров, надежды на помощь «единоверной Россип». Как и на Украине, исторические песни в Белоруссии стали идейным оружием в борьбе с врагами. Музыкальная культура Белоруссии, России и Украины развивалась под влиянием творчества выдающегося украинского композитора, уроженца Киева Н. Дилецкого. Музыкальному искусству он обучался в Вильно, культурном центре не только Литвы, но и Белоруссии. С 1678 г. Н. Дилецкий работал в Москве.

Не прекращались идейные связи Киева с Молдавией и Валахией. Во многих современных документах подчеркивалась мысль о том, что Украину с Молдавией издавна сближали не только общность веры, но и территориальная близость. Значительное влияние оказал Киевский коллегиум на развитие просвещения в Молдавии. Продолжала распространять просветительские идеи Славяно-греко-латинская академия в Яссах, открытая в 1640 г. с помощью преподавателей Киевского коллегиума и по его образцу.

Многие из ее профессоров получили образование в Киеве и разделяли взгляды своих учителей. Студенты академии пользовались учебниками и книгами М. Смотрпцкого, А. Кальнофойского и находились под их идейным воздействием. Отмечая влияние ученых Киева на развитие просвещения в Молдавии, один из современников писал в 1656 г.: «...у земли нашей от поучений их» осталась большая польза.

Определенное влияние на общественно-политическую мысль Молдавии имели полемические трактаты киевских авторов, различными путями проникавшие на молдавские земли. Среди них сочинения И. Галятовского «Ключ разумения», «Небо новое», «Лебедь», идейная направленность которых отвечала чаяниям молдавского народа. Под влиянием укреплявшихся идейных связей и воссоединения Украины с Россией усилилось стремление молдаван к объединению с русским народом. В 1656 г. молдавский господарь Г. Стефан обратился в Москву с просьбой, чтобы «государь... велел его, Стефана Воеводу, со всею Молдавскою землею принять под свою государскую высокую руку...». Несмотря на неудачный исход, предпринятые Г. Стефаном шаги способствовали дальнейшему сближению Молдавии и России.

Представители общественно-политической мысли Киева оказали заметное влияние на упрочение идейных связей между южными и восточными славянами. В Болгарии, Далмации, Сербии и Черногории были известны произведения М. Смотрицкого, П. Могилы, И. Галятовского и других киевских ученых, пронизанные идеями родства славянских народов, освобождения их от чужеземного господства. Произведения киевских ученых воодушевляли народы Юго-Восточной Европы на борьбу с захватчиками, способствовали пробуждению их национального самосознания. При этом они часто обращались к героическому прошлому южных славян. В 1671 г. А. Радивиловский с помощью казацкой старшины издал в Печерской типографии «Житие со службой» Иоана Рыльского, принадлежавшее перу известного деятеля болгарской культуры Евфтимия Тырновского.

Несмотря на все попытки турецких завоевателей изолировать народы балканских стран, разорвать их древние связи с восточными славянами, лучшие достижения общественно-политической мысли болгар, сербов, хорватов проникали на украинские и русские земли. Профессора Киевского коллегиума и церковные деятели разделяли идеи выдающихся славянских просветителей Кирилла и Мефодия, знали произведения Климента Охридского, Черноризца Храбра, Григория Цамблака и других мыслителей балканских народов.

Таким образом, во второй половине XVII в. Киев играл важную роль в борьбе народных масс Правобережной Украины за освобождение ее от захватчиков и воссоединение с Россией. Обострились классовые противоречия, проявлявшиеся в различных формах. Общественно-политическая мысль отражала важнейшие социально-экономические и политические процессы. Важное место в общественно-политической мысли занимало обоснование единства русского и украинского народов, осуждение экспансии католицизма и магометанства, призывы к освобождению тех украинских земель, которые еще находились под властью Речи Посполитой. Деятельность киевских ученых и общественно-политических деятелей способствовала укреплению идейных связей Украины с Россией, Белоруссией, Молдавией и балканскими странами.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить