Древний и средневековый Киев

Поиск

Развитие и укрепление связей Киева с Россией накануне воссоединения.

В условиях освободительной войны, переговоров полномочных представителей Украины и России о воссоединении, решительной поддержки правительством Русского государства гетманского правления на международной арене, особенно в отношениях с Речью Посполитой, происходило дальнейшее развитие и укрепление экономических и культурных связей Киева с Россией. Киев находился в центре воссоединительного движения украинского народа, оставался городом древней славы и символом единства Руси.

Между Киевом и Москвой развивались и укреплялись экономические и культурные связи. В январе — феврале 1652 г. с царской грамотой из Москвы в Киев ездил священник Иван Афанасьев для покупки книг и приглашения певцов для московского церковного хора. В то время книги киевских типографий славились далеко за пределами Украины. Известными были и певцы, обучавшиеся в Киевском коллегиуме церковному пению. И. Афанасьев выполнил поручение: вместе с ним поехали в Москву архидиакон Братского монастыря, при котором действовала певческая школа Киевского коллегиума, Михайло для сопровождения 11 певцов во главе с хормейстером Федором Тернопольским. И. Афанасьев выполнял и другие поручения русского правительства. Так, в марте 1652 г. Посольский приказ отправил хотмыжскому воеводе П. Зыбину царскую грамоту, где сообщалось о посылке в Киев и другие города Украины священника Ивана Афанасьева для приглашения в Хотмыжск ремесленников.

Житель Киева мастер стекольного дела Тимофей Юрьев с женой и детьми, а также с младшим братом в августе 1652 г. переселился в Россию и в г. Вольном на р. Мерле основал стекольный завод, куда приглашал работных людей из России, Украины и Белоруссии. Царское правительство поддержало его начинание и по просьбе вольновского воеводы В. Новосильцова разрешило Разрядному приказу выдать Т. Юрьеву на организацию производства денег, олова и железа. Предполагалось, что завод будет вырабатывать стеклянной посуды на 3—4 тыс. рублей. Воевода в октябре 1653 г. отправил Т. Юрьева в Москву для получения всех необходимых материалов.

В то время на Украине славились мастера Печерского монастыря — иконописец Варлаам и резчик по дереву Антоний. О них стало известно и в Москве. Посольский приказ 17 сентября 1652 г. отправил грамоту путивльским воеводам Ф. Хилкову и П. Протасьеву с повелением написать от себя в Киев архимандриту Печерского монастыря о том, что эти мастера «к царскому делу на время надобны» и их следует направить в Москву «не замотчав».

Многие исторические документы свидетельствуют о взаимной помощи России и Украины в освобождении пленных из турецкой и татарской неволи. Так, митрополит киевский 9 мая 1652 г. разослал письмо духовенству Украины, где сообщал о возвращении из турецкой неволи пятерых русских людей, и просил чтоб они везде «любовне отчест ваших в домах приймовани і хлібом питани били». Русские люди помогали пленным с Украины добраться к родным местам. В конце 1652 г. донские казаки Семен и Максим Федоровы сопровождали из Дона в Киев отбитый ими в турецких селениях полон — людей из Украины. Все это свидетельствовало о сближении, сочувствии, добрых отношениях между русскими и украинцами.

В условиях надвигавшейся опасности новой агрессии военных сил Речи Посполитой на Украине ширилось движение за воссоединение с Россией. Путивлец Алексей Мисков, посланный воеводами на Украину для собирания сведений о ее положении, побывав в Киеве, Прилуках и других городах, в марте 1653 г. сообщал Посольскому приказу о всеобщем желании украинского народа воссоединить Украину с Россией: «...В Киеве и в ыных городех за государское многолетное здоровье бога молят и молебны поют з звонами, и ис пушек стреляют. А говорят то, чтоб де царское величество изволил их принять под свою государскую высокую руку».

Всенародное движение за воссоединение проявилось в совместной борьбе русского и украинского народов против захватчиков, участии донских казаков в освободительной войне на Украине и походах против агрессивных соседей — Крымского ханства и султанской Турции, неоднократных постановлениях крестьянско-казацких рад, обращениях Богдана Хмельницкого к Русскому государству и переговорах о воссоединении, переселении народных масс из Украины в пределы Русского государства.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить