Древний и средневековый Киев

Поиск

Связи Киева с Россией.

Освободительная война на Украине содействовала расширению политических, экономических и культурных связей с Россией. В 1648 г. Богдан Хмельницкий обратился к царю с письмом, где просил защиты и поддержки в борьбе с Речью Посполитой, выражал желание воссоединить Украину с Россией. Упомянутое выше посольство во главе с полковником С. А. Мужиловским положило начало регулярным дипломатическим связям гетмана с русским правительством.

На Украине с 13 марта по 22 мая 1649 г. находился русский посол Григорий Унковский. Он объехал всю Украину и Белоруссию и, убедившись в желании жителей войти в состав Русского государства, писал в Москву: «И Запороского Войска всяких чинов люди говорят, что они царского величества под высокою рукою быти рады и о том бога молят, чтоб соблюл их бог в християнской вере под державою великого государя и во всем полагаютца на гетмана, а говорят: «Господь бог дал нам ныне християнской вере оборонителн и от проклятой веры свободителя гетмана Богдана Хмельницкого: как его воля на такое дело будет, а они от него отставать не будут». Григорий Унковский побывал в Киеве, встречался с украинским православным духовенством, которое вместе с белорусским духовенством и населением городов просило гетмана защитить церкви от разорения, грозившего со стороны короля и сенаторов Речи Посполитой.

Во время переговоров с русским послом Г. Унковским гетман особое внимание обратил на расширение торговли Украины с Россией. «Он и все Войско Запороское,— сообщал Г. Унковский,— царскому величеству за ево государеве милости, что поволил в своих государевых городех Запороскому Войску хлеб и соль и всякие товары покупать и с торговых их людей пошлин имать не велел, челом бьют. И служити ему, великому государю, со всем Войском Запороским рад, и царского величества с торговых людей, которые учнут приезжать в Запороскую землю для торгового промыслу, в Киев и в иные городы, пошлин и тамги имать не велю, и въезжать в свои городы и оберегать их велю, чтоб им нихто кривды не чинил...». Беспошлинная торговля содействовала развитию экономических связей.

Важную роль в развитии торговых отношений Украины и России играл Киев. Так, документ 1648 г. свидетельствует, что киевский купец И. И. Тетерев ездил в Россию на Свинскую ярмарку и там взял взаймы у калужского купца Т. М. Быкова на определенный срок «юфатного красного товару». Посольский приказ 27 апреля 1649 г. направил брянскому воеводе Н. Ф. Мещерскому грамоту с разрешением пропустить в Киев Т. М. Быкова, который имел намерение не только получить деньги за занятые товары, но и торговать там. Документ отражает также доверие между купцами Калуги и Киева в условиях, когда полыхала война на Украине и торговля подвергалась опасности. Киевские купцы Е. Григорьев и Д. Федоров весной 1649 г. продавали лошадей, седла, чепраки, часы, серебро в русских городах Севске и Калуге. В том же году в Киеве торговали купцы из Путивля и Рыльска. Несмотря на осложнения на Украине после неудач казацкого войска под Збаражем и Зборовым, русско-украинские экономические отношения расширялись и имели большое значение для дальнейшей освободительной борьбы украинского народа против господства Речи Посполитой.

В трудные годы освободительной войны на Украине крепли культурные связи Киева и Москвы. Посольский приказ 14 мая 1649 г. направил киевскому митрополиту Сильвестру Косову царскую грамоту о присылке из Киева в Москву ученых иеромонахов Арсения Сатановского и Дамаскина Птицкого, знавших греческий и латинский языки, для перевода библии с греческого языка на славянский. При этом подчеркивалось, чтобы они приехали «вольно, по их воле и хотению». Просьба в Киеве была встречена с пониманием важности предстоящей работы и вскоре удовлетворена. Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский — киевские ученые, монахи Братского монастыря в Москве осуществляли переводы книг с греческого на славянский язык, а также преподавали в школе при Чудовском монастыре.

Правительство России не оставляло без внимания и нужды школ Украины. Митрополит киевский 20 июля 1649 г. обратился через Посольский приказ к царскому правительству с просьбой оказать материальную помощь школам, действовавшнм в Киеве при Братском монастыре и учрежденным еще Петром Могилой. Просьба митрополита была удовлетворена: для поддержки киевских школ из Москвы присылались книги, школьные принадлежности, деньги.

В последующие годы взаимопомощь расширялась и приобретала новые формы.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить