Древний и средневековый Киев

Поиск

Архитектура. Искусство.

Архитектурный облик Киева во многом зависел от рельефа местности, традиций восточнославянского и украинского градостроительства. Город состоял из трех частей: Верхнего города, Печерска и Подола. В Верхнем городе находились Софийский и Михайловский соборы, сохранялись остатки древних укреплений и Золотых ворот, жилых домов почти не было. В начале XVII в. возникает небольшая митрополичья слобода. Второй значительной частью города являлся Печерск, где доминирующее положение, как видно из плана Киева, вмещенного в книге Афанасия Кальнофойского «Тератургима», занимал Киево-Печерский монастырь. В центре его находился Успенский собор. Основная масса ремесленного и торгового населения Киева сосредоточивалась на Подоле. Застройка его имела нерегулярный характер, к центру вело несколько радиальных улиц, на которых размещались дома с усадьбами. На центральной площади находилось здание магистрата, возвышалась Успенская церковь.

Зажиточные мещане и торговцы Киева жили в деревянных домах, иногда двухэтажных, которые Павел Алеппский отмечал как «великолепные, высокие, построенные из бревен, выструганных внутри и снаружи». Возле каждого дома был сад. Жилища средних слоев строились по принципу двухкамерных — хата и сени. На усадьбе находились хозяйственные постройки, мастерские. Каменных жилых домов в городе не было.

Каждая из частей города, судя по плану А. Кальнофойского, имела свои оборонительные укрепления. На Замковой горе, над Подолом, высился Киевский замок, построенный еще в конце XIV в. Он был разрушен в 1482 г. крымским ханом Менгли-Гиреем, восстановлен в первой половине XVI в. Замок представлял собой деревянное укрепление, состоящее из 15 башен «на шесть углов округло, одна с них на 4 углы». В замок вели двое ворот. В середине замка находились жилые и хозяйственные помещения, военные склады, церкви, постройки киевских купцов, монастырей. Здесь находилась также резиденция киевского воеводы.

В 30-е гг. XVII в. в Киеве восстанавливались Софийский, Успенский и Михайловский соборы, церковь Спаса на Берестове, Кирилловская и Успенская на Подоле. Софийский собор, подвергшийся значительным разрушениям во времена нашествия крымчаков в конце XV в., был захвачен униатами (начало XVII в.), которые не заботились о ремонте сооружения. Но даже в таком состоянии он вызывал восхищение современников. Посол императора Рудольфа II Эрих Лясота, побывавший в Киеве в 1594 г., писал: «Особенно прекрасный и великолепный собор св. Софии. Церковь эта хотя и уцелела, но находится в большом запустении». Усадьба Софийского собора была обнесена стеной, построена деревянная колокольня. В восстановлении древнерусских архитектурных памятников принимали участие итальянские архитекторы Октавиан Манчини и Себастьян Брачи.

В связи с перестройками во многом изменился облик Успенского собора. По описаниям очевидцев, а также по изображениям собора на гравюрах, вмещенных в изданиях типографии Киево-Печерской лавры, Успенский собор имел пять куполов. Перестраивалась также церковь Спаса на Берестове. Для росписей ее Петр Могила пригласил греческих мастеров. Во время восстановительных работ применялась новая строительная техника. Архитектурные сооружения меняли свой облик. Многие из них приобретали черты, свойственные народной архитектуре, но неизмененной оставалась древнерусская структура здания. Наряду с восстановлением памятников древнерусской архитектуры в Киеве строились новые культовые сооружения. В 1631 г. на Подоле была построена церковь Николая Притиского. Однокупольная церковь, выдержанная в строгих формах, воплощала черты традиционного украинского деревянного зодчества. Католическая церковь, стремясь упрочить свое влияние, начала строить костелы. На Подоле в начале XVII в. сооружается доминиканский костел в стиле поздней готики, вокруг него размещаются монастырские постройки. Было начато также строительство католического кафедрального собора.

Большой известностью пользовались произведения киевских живописцев. Мастерство их поразило Павла Алеппского. Он писал, что здесь много искусных мастеров, которые обладают большой изобретательностью ума в изображении людей как они есть, а также изображении «всех страстей господних».

Влияние гуманистических идей отчетливо проявилось как в развитии портретного жанра в живописи, так и в иконописи. Лики святых приобретают черты реальных людей, в одежде, утвари заметны народные мотивы. Пейзаж напоминает ландшафт, иконы наполнены лиризмом, выполнены в мягком колорите. Исследователи считают, что в живописи существовала киевская школа, хотя большинство произведений в силу исторических обстоятельств не сохранилось. В XVI—XVII вв. киевскими художниками были созданы иконы «Николая Мокрого» (Софийский собор) «Игоревская богоматерь» (Успенский собор), «Рождество Богородицы», находящаяся в г. Иванкове возле Киева.

В украинской живописи того времени все больший удельный вес занимает портретный жанр. Художники стремятся передать индивидуальные черты изображаемых людей, показать их человеческие достоинства. Светским является портрет П. Сагайдачного, вмещенный в «Вършах...» Кассиана Саковича. Из киевских портретов известно пожизненное изображение Петра Могилы, вошедшее в фреску «Моление» (церковь Спаса на Берестове). В начале или, возможно, в середине XVII в. был создан так называемый «Портрет игумена» в Кирилловской церкви. Считают, что это портрет игумена Василия Красовского, по инициативе которого в 1608 г. восстанавливалась и украшалась церковь. Павел Алеппский упоминает о настенном портрете князя Константина Острожского в Успенском соборе.

Киевские соборы, церкви украшались орнаментальной резьбой по дереву, камню. В середине XVII в. был создан иконостас в Софийском соборе. Павел Алеппский так писал о нем: «Иконостас величествен, резной и позолоченный, украшен двенадцатью иконами. Колонны при иконах велики и очень высоки, на них изображены виноградные лозы с блестящими гроздями, зелеными и красными». Это свидетельствует о том, что иконостас был выполнен в ренессансном стиле, с характерными для него виноградной лозой, акантом. Высоким художественным мастерством отличались оклады икон. В Киево-Печерском монастыре длительное время работал московский сусальник Аким Евтихиев, который изготовлял золотые пластинки для покрытия куполов, оклады для икон.

Из памятников скульптуры в Киеве известно надгробие К. Острожскому, сооруженное в Успенском соборе (1579), на месте захоронения князя. В ренессансном стиле исполнено архитектурное обрамление надгробия. Сама скульптура изображает князя в рыцарских доспехах, как бы прилегшего отдохнуть. Творением восхищались современники.

Значительных успехов достигло искусство оформления рукописных и печатных книг в Киеве. В рукописных книгах конца XVI— начала XVII в. соединялись плетенчатый и растительный орнаменты. По форме, цветовой гамме они напоминали изделия народного декоративного искусства: вышивку, плетенные изделия из кожи, соломы в черных, золотистых, красных, зеленых тонах. Рукопись «Скитского патерика» (начало XVII в.), созданная в Никольско-Пустынном монастыре, украшена плетенчатым и растительным орнаментами, первый из которых напоминал плахту — декоративную ткань, используемую для женской одежды, второй — стилизованные цветы, бутоны. Растительный орнамент украшал также инициальные буквы. Им оформлены все издания типографии Киево-Печерской лавры. Стилизованные цветы, листья аканта, кисти винограда, бутоны — вот основные мотивы в заставках, концовках, инициальных буквах. Иногда в композицию включались головки сирен, сатиров, ангелов и др. На титульном листе все чаще изображается дерево, растение с медальонами, в которых отражены евангельские сцены.

С распространением книгопечатания развивается иллюстрированная гравюра. Издатели стремились разместить гравюры ближе к тексту с тем, чтобы содержание ее было понятно читателю. Сюжеты гравюр преимущественно брались из Евангелия, но вместе с тем они отражали и некоторые черты быта — сцены пахоты, уборки урожая, как например, в «Евангелие учителном» (1637). Издания Лаврской типографии украшались большим количеством гравюр. Так, в «Триоди постной» (1627) их 80, в «Евангелии учителном» (1637) — 48. Богато иллюстрирован «Анфологион» (1619), «Служебник» (1620), «Беседы Іоанна Златоуста на 14 посланій ап. Павла» (1623). В гравюрах, несмотря на их религиозное содержание, появляются светские мотивы, рисунки архитектурных сооружений, пейзаж. На многих титульных листах киевских изданий изображены Успенский собор, колокольни дальних и ближних пещер. Значительный интерес по своему содержанию, манере исполнения представляют гравюры к «Евангелию учителному» (1637). Для них характерна многоплановость, стилизованное изображение фигур, что приближает эти гравюры к народным картинкам. Гравюра, иллюстрировавшая притчу «О богаче и смерти», представляет сцену из реальной жизни: надменный пан наблюдает за работой подданных, которые строят житницу, молотят и веют зерно. Он радуется тому, что «маєт многіе добра, положены на лета многіе». Но каждую минуту его подстерегает смерть, которая с косой стоит за спиной богача. Евангельская притча о тщетности человеческой жизни трактуется вполне светски.

В первой половине XVII в. положено начало светской гравюре — это иллюстрации к «Вершам» Кассиана Саковича: изображение сцены морского боя под Каффой, портрет П. Сагайдачного на коне. Наряду с иллюстрированием книг в типографии Киево-Печерского монастыря издавались отдельные гравюрные оттиски. Павел Алеппский свидетельствовал, что «из печатного дома выходят рисунки на больших листах, примечательности стран, иконы святых». Известны лишь немногие граверные оттиски: ксилографические листы с изображением евангелистов (1626—1628), подписанные инициалами «П. Б.» и «Л. Т.». Художник Илия, которого Петр Могила пригласил из Львова для иллюстрирования «Требника» (1646), выполнил 139 гравюр к Библии, издание которой так и не было осуществлено. Отдельными оттисками вышли гравюры к «Апокалипсису» киевского художника Прокопия. Большой популярностью пользовались народные картинки, где евангельские и библейские сюжеты трактовались в духе народного творчества. По манере исполнения такие гравюры, как «Чистота яко девица приукрашенная» (1626), «Смерть на бледном коне» (1627), «Неопалимая купина» (1627), говорят о глубоком проникновении народных мотивов в профессиональное творчество той поры.

Известны имена лишь немногих художников-граверов, работавших в Киеве в первой половине XVII в. Это уже названные Илия и Прокопий. Большинство подписывали свои гравюры инициалами «П. Б.» (возможно. Памво Берында), «Л. П.», «Л. Т.», «Л. М.», «Т. П.» (Тимофей Петрович), «С. Б.» и др. Большое влияние на развитие книжной графики на Украине оказал Памво Берында — ученый» типограф, художник. Он впервые на Украине начал иллюстрировать текст книги гравюрами. Ему принадлежит больше 100 произведений — титульных листов, гравюр, заставок, концовок, инициальных букв.

Значительного развития в Киеве достигли музыкальное и театральное искусство. Среди простого народа продолжали бытовать песни календарно-обрядового цикла — колядки, щедривки, веснянки. Под влиянием освободительной борьбы украинского народа против польско-шляхетского владычества и турецко-татарской агрессии стал распространенным жанр дум и исторических песен, в которых прославлялось мужество и героизм борцов за свободу отчизны. В исполнении их сочеталась мелодичность напева с героическим пафосом. Основным видом музыкального творчества являлось многоголосное пение без сопровождения, так называемое партесное пение (пение по партиям). Исполнялись произведения для 4, 8, 12 голосов. Такое исполнение производило огромное впечатление на слушателей. Павел Алеппский, присутствовавший на службе в Успенском соборе, отмечал высокую культуру пения, профессиональную выучку. Он писал, что пение, в особенности детские голоса, «хватали за душу». В развитии музыкальной культуры важную роль сыграл Киевский коллегиум, где велось преподавание музыки и действовал большой хор.

Немного сведений дошло до наших дней о театральных представлениях в Киеве. Элементы театрального представления присутствовали в обрядовых играх, имели место «действа», исполнявшиеся в церкви в страстную неделю,— сцена «омовения ног». Ставились мистерии, приуроченные к религиозным праздникам — Рождеству, Воскресению. Дальнейшее развитие эти сюжеты получили в школьной драме, которая ставилась в Киевском коллегиуме. В постановке одной из них принимали участие студенты коллегиума Лазарь Баранович и Феодосий Сафонович. Об этом Лазарь Баранович писал в своем письме Мелетию Дзику (1676): «Когда-то в трагедии мы вместе играли: я роль Иосифа, а почивший в бозе (Феодосий Сафонович) роль Вениамина». Большой популярностью пользовались интермедии — сцены из жизни простых людей, которые исполнялись в перерывах между действиями драмы с тем, чтобы развлечь зрителей. Исполнители их раскрашивали лицо, пользовались масками, что вызывало возмущение среди церковнослужителей.

Таким образом, во второй половине XVI — первой половине XVII в. Киев становится ведущим культурным центром на украинских землях. Создание коллегиума и типографии способствовало сосредоточению здесь передовых научных и литературных сил, сыгравших важную роль в борьбе за сохранение самобытного характера украинской культуры и во многом определивших путь развития литературы и искусства.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Февраль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
212223242526
28      
хвойные деревья и кустарники фото удобрения для хвойных интернет магазин удобрений