Древний и средневековый Киев

Поиск

Роль Киева в укреплении общественно-политических русско-украинских связей.

Киевскому братству принадлежала важная роль в деле укрепления и развития связей между Украиной и Россией. В среде братчиков, как и всех киевских мещан, идея дружбы и единения украинского, русского и белорусского народов на различных этапах освободительной борьбы занимала доминирующее место. Трудящееся население Киева вместе со всем украинским народом стремилось освободиться из-под иноземного владычества и добиться воссоединения Украины с Россией.

С начала своего возникновения Киевское братство поддерживало тесные связи с русским правительством, пользовалось его поддержкой и материальной помощью. В 1624 г. в Путивле представители братства получили из Москвы материальные средства (50 соболей) для сооружения церкви. В следующем году Киевское братство обратилось к думному дьяку Ивану Грамотину с письмом, в котором просило его ходатайствовать перед царем о выдаче денежных средств для церковных нужд. Аналогичные просьбы неоднократно поступали в Москву и в последующее время. Так, в январе 1626 г. братчики через лаврского монаха Афанасия Китайчича передали царю Михаилу Федоровичу челобитную, в которой напоминали о значении Киева в истории русской православной церкви. Ныне, подчеркивали братчики, православная вера «всякой же беды, гонения и укоризны от противных» терпит. Они просили у царя помощи для приобретения церковной утвари, икон, богослужебных книг и т. п.

Характерно, что русское правительство всегда благосклонно относилось к просьбам и ходатайствам Киевского братства. Через порубежных воевод или непосредственно из Москвы в Киев ежегодно поступала материальная помощь. Правительство Русского государства неоднократно издавало грамоты, разрешающие братчикам свободный переход границы. Грамота 1628 г. предписывала «инокам лавры» и братчикам периодически (через 5—6 лет) приезжать в Москву для получения денежных средств. Под страхом сурового наказания она обязывала воевод с представителей братства «никоторых пошлин не имати и пропускати их безо всякие зацепки». Русское правительство не ограничивалось материальной помощью только Киевскому братству. Еще в 1583 г. в своей жалованной грамоте царь Иван IV разрешил представителям Печерского монастыря собирать денежные пожертвования в порубежных с Украиной уездах. Одновременно на нужды киевских церквей он выделил свыше 40 тыс. руб.

Особенно возросла помощь русского правительства киевским монастырям и церквам в 20—40-х гг. XVII в. Монахи Печерского монастыря посещали Москву в 1622, 1624—1626, 1628, 1630, 1640, 1644,1646 гг.; Никольско-Пустынного — в 1626, 1629, 1640, 1646; Выдубецкого — 1626, 1629,1630,1640,1646; Михайловского Златоверхого — 1625, 1627, 1628, 1630; Кирилловского — 1627; Межигорского — 1630, 1647 гг.

В условиях польско-шляхетского господства материальная помощь Русского государства Киеву имела важное политическое значение. Являясь одной из форм экономических и общественно-политических связей, она содействовала укреплению дружбы двух братских народов, объективно служила важным подспорьем для их объединения.

Важной стороной деятельности Коша Запорожской Сечи являлась организация посольств в Москву с целью ведения переговоров о воссоединении Украины с Россией. Уже в феврале 1620 г. в Москву прибыли послы, возглавляемые атаманом Петром Одинцом с письмом «ото всего Запорожского Войска». Они обратились к царскому правительству с просьбой принять украинский народ в состав России, заявляя, что «всеми головами своими хотят служить его царскому величеству». После завершения переговоров послы получили богатые подарки и «денежное жалование».

Развитию и упрочению русско-украинских связей способствовали также посольства из Киева, которые прибывали в Россию. Так, 1622 г. в Путивле находились представители епископа Исаии Копинского — одного из фундаторов Киевского братства и школы, впоследствии киевского митрополита. Во время переговоров с путивльскими воеводами они заявили, что украинский народ — крестьяне, казаки, горожане, православное духовенство — желает перейти в русское подданство. В случае «как им от поляков (то есть магнатов и шляхты) утесненья будет, многия хотят ехать к тебе, государю царю...».

Активным организатором и инициатором посольств в Москву выступал киевский митрополит Иов Борецкий — церковный, политический и культурный деятель, поборник воссоединения Украины с Россией. 24 августа 1624 г. он обратился к русскому царю Михаилу Федоровичу с челобитной о воссоединении Украины с Россией. Рисуя картины жесточайших репрессий, террора и разнузданного своеволия шляхты, преследования православных со стороны католиков и униатов, Иов Борецкий писал, что среди всех слоев украинского народа вызревает идея объединения со своими единокровными братьями. В 1626 г. в Москве с большими почестями был встречен новый посланец Иова Борецкого — киевский священник Филипп. Во время бесед с представителями царского правительства он обращал их внимание на растущее стремление широких слоев населения Украины к воссоединению с Россией.

Иов Борецкий в дальнейшем также последовательно и решительно проводил линию на укрепление русско-украинских политических связей. Этому способствовали, в частности, его контакты с представителями царского правительства и патриархом русской православной церкви Филаретом. В многочисленных письмах, которые отправлялись им из Киева в Москву влиятельным государственным деятелям и духовным лицам, сообщалось не только о церковно-религиозной жизни, но и поднимался вопрос о воссоединении Украины с Россией. Некоторое время при патриархе Филарете в чине стольника находился сын Иова Борецкого — Андрей. Он выполнял ответственные и важные поручения киевского митрополита.

Интенсивную переписку с иерархами русской православной церкви вели и другие представители киевского духовенства. В своих письмах они не обходили такой животрепещущей проблемы, как объединение восточнославянских народов. Обосновывая необходимость свершения этого акта, они обращались к страницам прошлого — истории Древнерусского государства. Характерно, что авторы писем довольно часто подчеркивали прямую генетическую связь царствующей династии с Киевом, что, по их мнению, являлось веским аргументом в пользу укрепления русско-украинских связей. О теснейших отношениях Киевского православного духовенства с царским правительством свидетельствует их роль посредников в переговорах последнего с представителями других государств. Так, киевские монахи выполняли посреднические функции в отношениях России и Молдавии.

Таким образом, связи Киева с Русским государством приобретали самые разнообразные формы. Являясь характерной тенденцией всей общественно-политической жизни Украины, они в значительной мере содействовали успешному завершению воссоединения Украины с Россией.

Господство шляхетской Речи Посполитой на украинских землях, режим жесточайшей социальной эксплуатации и религиозных притеснений вызвали мощную волну народных движений. «Украинский народ, находясь под угрозой уничтожения, постоянно вел борьбу против гнета чужеземных поработителей, за свою свободу и независимость и вместе с тем за воссоединение с Россией».

В едином русле всенародной освободительной борьбы шло также население Киева. От жалоб и отказа выполнять феодальные повинности трудящиеся города все чаще переходили к более эффективным методам борьбы — вооруженным выступлениям. Значительный вклад киевлян в развитие крестьянско-казацких восстаний конца XVI — 20—30-х гг. XVII в., которые, по словам члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК Компартии Украины В. В. Щербицкого, «были пронизаны неудержимым стремлением украинского народа к единению с народом России». Ремесленники, работные люди промыслов, мелкие торговцы боролись в повстанческих отрядах. Их участие придавало действиям повстанцев элементы организованности, способствовало преодолению локальности, повышало боеспособность.

Киев сыграл заметную роль в развитии и укреплении русско-украинских связей. Киевское братство я группировавшиеся вокруг него общественно-политические деятели поддерживали тесные связи с представителями русского правительства, пользовались их постоянной помощью в своей борьбе против унии и католицизма. Посольства, направляемые из Киева в Москву Иовом Борецким, Исаием Копинским и другими, неоднократно ставили перед царским правительством вопрос о принятии Украины в состав Русского государства. Их деятельность в значительной мере способствовала воссоединению Украины с Россией — свершению акта огромного значения, который вывел украинский народ на новые рубежи исторического развития.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить