Древний и средневековый Киев

Поиск

Религиозные раздоры и противоречия.

Киевское братство сыграло определенную положительную роль в возобновлении деятельности на Украине высшей иерархии православной церкви, ликвидированной после Брестской унии 1596 г. Православные депутаты, в том числе из Киева, неоднократно обращались в польский сейм с просьбами разрешить избрать им «вольными голосами... людей из шляхетского сословия, греческой веры патриаршего послушенства». Однако король и депутаты сейма отвергали эти требования.


Удобный случай для восстановления православной иерархии представился после прибытия в Киев иерусалимского патриарха Феофана, встреченного на границе запорожскими казаками во главе с гетманом П. Сагайдачным. В начале марта 1620 г. патриарха торжественно приняло местное православное духовенство и горожане. Рада, созванная П. Сагайдачным и патриархом для обсуждения церковно-религиозных дел, решила направить во все епархии Украины грамоты, содержащие призыв к православным прибыть в Киев на собор. Вскоре сюда начали собираться депутаты. Во время работы собора Феофан посвятил ректора киевской братской школы Иова Борецкого в сан митрополита (октябрь 1620 г.). Почти одновременно возобновился православный епископат в других местностях Украины, Белоруссии и Литвы.

Восстановление высшей иерархии православной церкви имело важное политическое значение. Киев снова стал центром идеологической жизни Украины. Несмотря на ограниченность целей, которые ставили перед собой представители высшего православного духовенства, их действия, направленные против экспансии католицизма и унии, объективно способствовали усилению освободительного движения народных масс Украины.

После восстановления иерархии православные депутаты неоднократно пытались на сейме добиться юридического признания свершившегося факта. В частности, острая и напряженная борьба имела место на сейме (1620), созванном непосредственно после собора в Киеве. Особой активностью на сейме отличались действия киевских депутатов. В выступлениях на заседаниях сейма они неоднократно поднимали вопрос об «охранении греческой религии», напоминая королю, а также депутатам сейма, что в случае отказа удовлетворить законные требования православных «легко может дойти дело до смут и возстаиш». Однако, встретив самую отрицательную реакцию униатского и католического духовенства, а также короля, они вынуждены были пойти на половинчатое, компромиссное решение. Сейм 1620 г. лишь в общих фразах подтверждал конституцию 1607 г. и туманно обещал в будущем признать существование возобновленной православной церковной иерархии. Лишенное юридической силы, постановление сейма с самого
начала оставалось мертвой буквой. Более того, вскоре началось открытое гонение на православных. Во всех городах были оглашены королевские универсалы, предполагавшие поимку и отдачу под суд иерархов православной церкви. В ответ на это киевский митрополит Иов Борецкий развернул активную деятельность, направленную против этих преследований. Проводившаяся типично легальными методами, она тем не менее оказала заметное влияние на усиление общественно-политического движения в Киеве.

В апреле 1621 г. из-под пера Иова Борецкого и других православных иерархов вышел первый значительный исторический трактат — «Протестация и благочестивая юстификация». Авторы его, опираясь на исторические факты, стремились оправдать существование православной иерархии на Украине. Вслед за этим вторая протестация, написанная в мае 1621 г., раскрывала жестокое, нечеловеческое отношение католическо-униатского духовенства к православным. Одновременно Иов Борецкий разослал по Украине ряд универсалов, призывавших православных депутатов собраться на специальный собор. Его заседание открылось в Киеве 20 мая 1621 г. при огромном стечении народа. Наряду с представителями православного духовенства в нем активное участие приняли запорожское казачество, шляхта, мещанство. О ходе заседаний собора известно очень мало. Но вряд ли подлежит сомнению тот факт, что основным предметом обсуждения являлись вопросы о юридическом признании государством возобновленной тогда высшей православной иерархии, об участии казачества в войне с Турцией, о формах и методах дальнейшей борьбы с унией.

Общественно-политическое движение в Киеве оживилось накануне открытия в Варшаве очередного сейма (1623). Питая надежды легальным путем добиться своего признания, православные иерархи развернули активную деятельность. В Киеве 6 декабря 1622 г. вышло в свет очередное антиуниатское сочинение «Юстификация невинности» («Оправдание невинности»), автор которого самым решительным образом выступал против унии, защищал законность и необходимость существования православной церкви в Речи Посполитой. Вскоре «Юстификация» была представлена королю и сейму.

Столь резкое выступление киевских депутатов на сейме объясняется поддержкой, которую они получили от запорожских казаков. Во время встречи, состоявшейся накануне сейма, обе стороны выработали совместную инструкцию, некоторые пункты которой прямо касались Киева. В частности, авторы этого документа ходатайствовали перед сеймом и королем о предоставлении специальной жалованной грамоты Киевскому братству, то есть о формальном его узаконении. Однако и на этот раз вопрос о православных и Киевском братстве не был решен. Пользуясь формальным поводом («неотложными государственными делами»), сейм принял постановление о перенесении на неопределенное время срока узаконения братства. Лишь в феврале 1629 г. по просьбе представителей православной шляхты Киевское братство утвердил король.

Ярко выраженную антикатолическую и антиуниатскую направленность имели также полемические сочинения, написанные в то время в Киеве,— «Палинодия» Захария Копыстенского, «Книга о вере» и др. Характерно, что их авторы не ограничивались исключительно религиозными спорами. Они стремились воссоздать исторически правдивые картины жизни трех восточнославянских народов со времен Древнерусского государства. Красной нитью через «Палинодию», например, проходит идея единства русского, украинского и белорусского народов их совместной борьбы против иноземных поработителей — польско-литовских и турецко-татарских феодалов.

В средине 30-х гг. XVII в. общественно-политическая активность Киевского братства несколько уменьшилась. Его зажиточная часть, удовлетворив свои классовые интересы (в 1633 г., как известно, польско-шляхетское правительство формально признало существование высшей иерархии православной церкви), отказалось от открытых выступлений против властей. Главенствующую роль в общественной жизни города заняли православный митрополит, Печерская лавра и Братский Богоявленский монастырь. Церковные соборы, которые собирались в Киеве (1628, 1629 и др.), ограничивались исключительно решением религиозных вопросов или рассматривали распри, вспыхивавшие между высшими православными иерархами. Киевское мещанство, запорожское казачество и даже православная шляхта постепенно лишались своего былого влияния на соборах.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить