Древний и средневековый Киев

Поиск

Общественно-политическое движение. Киевское братство.

Освободительная борьба украинского народа со временем начала приобретать определенные организационные формы, что проявилось в основании братств. В эти общественные и культурно-просветительские организации мещан входила также часть оппозиционно настроенной украинской шляхты, православное духовенство, казаки. Социальная неоднородность в значительной степени определяла роль братств в борьбе украинского народа за освобождение от иноземного гнета и воссоединение Украины с Россией. Те братства, в которых значительный удельный вес занимали радикальные элементы (беднейшие и средние слои мещанства, казаки), находились на более решительных позициях и часто были инициаторами выступлений городского населения.

В условиях, когда религия занимала господствующее положение во всех сферах духовной жизни общества, освободительная борьба украинского народа против шляхетской Речи Посполитой также неизбежно приобретала религиозную окраску. Как подчеркивал Ф. Энгельс, в период феодализма «всякое общественное и политическое движение вынуждено было принимать теологическую форму». Такую форму принимали и братства, выступавшие в защиту гонимой православной религии на Украине.

Киевское братство организационно оформилось в 1615 г. Материальной основой его создания послужило пожертвование украинской шляхтянкой Галыпкой (Елизаветой) Гулевичевной Лозкой усадьбы на Подоле со всеми принадлежащими «до того двора и пляцу правы, пожитками, приходами и всякими належностями». Все доходы от имения предполагалось использовать для устройства и содержания братства, школы и гостиницы для «странников духовних, веры церкви всходнее будучим».

Киевское братство основывалось по принципу старейшего на Украине Львовского братства, использовав его устав «О братских повинностях и порядках». Цели и задачи этой организации определялись так: «Братство нарицается, егда христіане православный, живуще посреде иноверных, посреде ляхов, унеятов и проклятых еретиков и хотяще от них отлучатися и с ними ничтоже смесно имеети, сами со собой любовию совокупляются, имена своя воедино списуют и братіами нарпцаются, се же да твердее и скорее противоверных отразити возмогут». Таким образом, свою главную цель киевские братчики усматривали в противодействии наступлению унии и католицизма, отстаивании этнической самобытности украинского народа. Главным средством для ее достижения они считали культурно-просветительную деятельность.

Основным источником существования Киевского братства являлись пожертвования со стороны мещан — ремесленников, торговцев, казаков.

Часть материальных средств оно получало также от зажиточных слоев населения города. Его членами стали, например, киевский митрополит Исайя Копинский, учитель Киевской лаврской школы Сильвестр Коссов, известный писатель-полемист Захария Копыстенский и др. Особую значимость для повышения авторитета братства имело вступление в его члены гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного «со всем своим войском», то есть запорожским казачеством. Характерно, что братчиками являлись также лица, жившие в других городах. Так, в списках Киевского братства упоминаются Афанасий Пузина — епископ луцкий и острожский, Самуил Некрашевич — гродский писарь Новгорода-Северского и др. Одним из важнейших источников существования Киевского братства стала постоянная материальная помощь со стороны Русского государства.

Киевское братство в течение ряда лет не утверждалось правительством Речи Посполитой и действовало полулегально. В отличие от других братств не получило оно также официального признания со стороны восточных патриархов. Лишь в 1620 г., воспользовавшись пребыванием в Киеве иерусалимского патриарха Феофана, киевские братчики добились признания и определенных привилегий. Патриаршая грамота от 17 мая 1620 г. официально утвердила факт существования братства. Одновременно Феофан предоставил «право ставропигии», то есть непосредственную зависимость братства от константинопольского патриарха, минуя местный клир православной церкви.

Несмотря на постоянные притеснения со стороны польско-шляхетских властей, популярность Киевского братства неуклонно возрастала.
Оно превратилось в своего рода центр развернувшегося в Киеве освободительного движения против господства шляхетской Речи Посполитой. Члены братства, не ограничиваясь только легальными методами борьбы, часто были инициаторами массовых выступлений горожан. Рядовые братчики принимали непосредственное участие в крупных крестьянско-казацких восстаниях 20—30-х гг. XVII в. на Украине.

Понимая значение Киевского братства в развитии освободительного движения, польско-шляхетская администрация и католическо-униатское духовенство постоянно стремились к его ликвидации. Униатский митрополит В. Рутский в 1619 г. заявил, что это можно сделать «как властию воеводы, так и позывом в задворный королевский суд».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить