Поиск

Светлицкий Г.П. (1872-1948). Художник, воспевший Украину

Конец ХІХ – начало ХХ ст. – сложный период, преисполненный острых социальных и художественных поисков в истории Украины. Среди деятелей культуры одно из видных мест принадлежит в то время яркому и своеобразному киевскому художнику Георгию Петровичу Светлицкому. Он представляет поколение мастеров изобразительного искусства, талант которых развился под влиянием культуры Украины и России, автор многих жанровых произведений, прекрасных лирических пейзажей, а также замечательных натюрмортов и портретов. Г. Светлицкий работал и в области монументальной живописи, связанной с религией и храмами.

Родился в Киеве 27 сентября 1872 г. в семье сквирского мещанина Петра Дмитриевича Светлицкого, музыканта Киевского оперного театра и его супруги – киевлянки Гликерии Йосиповны Левицкой. Таинство крещения состоялось в Крестовоздвиженской церкве, которая находилась недалеко от усадьбы на Дехтярной 30, где эта жила семья.

Мальчик появился на свет в то время, когда в школах учили Закон Божий, а в доме почитали Святых, жили в вере и с Богом в душе. Его детство было тяжелым. Скромного заработка отца едва хватало на содержание 11 детей. Учился в церковно-приходской школе. Отец часто брал сына в театр и он полюбил музыку, увлекся ею, а потом научился играть на скрипке, выступал с концертами публично. Однажды в оперном театре состоялась встреча отца и композитора П. Чайковского, который поблагодарил его за прекрасное исполнение его мелодии „Письмо Татьяны к Онегину“, а стоявший рядом сын Григорий плакал от радости за внимание к своему родителю. Когда он стал профессиональным художником, то, вспомнив об этом случае, написал портрет П. Чайковского.

Однако, музыкантом Григорий не стал. В этом решающую роль сыграл отец, который обнаружил у него большие способности к живописи и предпринял все возможное, чтобы развить их и дальше. С этой целью он приносил юноше различные рисунки и гравюры для копирования. В 1866 г. его определили для обучение в Рисовальную школу Н. Мурашка.

Однажды Георгий сильно заболел и не было никаких надежд на исцеление. Набожные родители понесли его в церковь и с верой приложили к чудотворной иконе св. Николая. Отслужили молебен и, к счастью, мальчик начал выздоравливать. Мать просила его помнить и никогда не забывать об этом случае. Потом, в своей жизни, Г. Светлицкий посещал церковь и молился перед иконой св. Николая Чудотворца. Он был верующим человеком, хотя значительная часть жизни пришлась на советские годы с атеистической пропагандой.

Еще в школе, он, вместе с другими учениками, по просьбе Михаила Врубеля, помогал в работе над орнаментами Владимирского собора в Киеве. Г. Светлицкий принял участие в обновлении живописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Он работал в группе, которой руководил художник Василий Верещагин. Расписывал и алтарь Михайловской церкви.

После окончания Киевской рисовальной школы, по рекомендации Н. Мурашка, Георгий должен был выехать в Петербур в Академию художеств, но средств на дорогу у него не было. Пришлось поступать в театр, в музыкальную группу и зарабатывать на поездку. В 1890-1893гг. Г. Светлицкий учится в Академии, где приобретает профессиональное мастерство у известных художников И. Репина, Н. Кузнецова, П. Чистякова, А. Куинджи. С 1896 г. участвует в выставках Товарищества передвижников.

Он женится на красивой девушке Эмилии Садовской. Однако в сложные и трудные революционные годы, случилось непоправимое горе, - она скончалась от тифа.

В Петербурге Г. Светлицкий работал в мастерской у Павла Чистякова, обновляя мозаику Исаакиевского собора. Квартиру снимал на Петровской линии. Выезжал в Болгарию где работал на стенах Софиивского собора. В 1915 г. на выставке в Петербургской академии искусств киевлянином экспонировались одновременно и его мозаичные панно „Вознесение Господа“, „Рождение пресвятой Богородицы“, „Апостол Петр“, „Апостол Павел“ и другие.

После революции в 1919 г. он возвращается из Петербурга в Киев в родной дом на Дегтярной, где прожил и проработал до конца своей жизни. Художник расписывал стены Крестовоздвиженской церкви на Подоле, в том числе и Казанский алтарь, - среди сюжетных композиций отметим изображения святых Кирилла и Мефодия. Тут можно увидеть его иконы: „Введение в Храм“, „Явление Иисуса Христа самарянцам“. Существуют мнение, что в композиции „Покрова Божией матери“ Г. Светлицкий написал автопортрет, изобразив себя в образе дьякона. Так иногда художники стремились оставить о себе память в нашей культуре.

Художественное наследие мастера богато и разнообразно. Известны его прекрасные картины „Корчма“ (1907), „Музыканты“, „Месячная ночь“ (1929) и другие. Г. Светлицкий увлекался творчеством Т. Шевченко, в результате им выполнены картины: „Тарас в ссылке“, „Сон“, „Катерина“. Он страстно любил природу, создавая замечательные пейзажи Украины. И в то же время у него появляются картины, отражающие эпоху развития страны: „Дніпробуд“ (1932), „Вогні Железноводська“, „Варіння асфальту“ (1934).

Возможно, в годы идеологической перестройки общества, деятели от культуры как-то влияли на Григория Петровича да так, что он начал писать картину „Ленин слушает Аппассионату Бетховена“. Она тяжело давалась ему – художник создал около 60 ее эскизов, затратив почти 10 лет. Как ни странно, но перед глазами нашего героя постоянно стояли образы Л. Бетховена, Т. Шевченко и было трудно преодолеть себя и настраиваться в работе над этой картиной. Он завершает ее за год до своей смерти.

Сначала она была признана достойно, с удовлетворением, но в дальнейшем последовала жестокая критика, и Г. Светлицкий сильно переживал и страдал. Он заболел, и однажды вернувшись домой сразу же слег в постель. Сердце не выдержало, 28 июня 1948 г. его не стало. Родные тайно пригласили священника, который и отслужил панихиду. Гроб с его телом несли на руках, ученики и преподаватели до старого Лукьяновского кладбища, где он был похоронен (участок 25, ряд 1, место 2).

В Киеве на улице Дегтярной, 30, существует мемориальный дом-музей, основанный в 1958 г. Его директором была внучка Г. Светлицкого – Раиса Михайловна Гуляницкая, ставшая хранительницей этого музея и всего творческого наследия деда. Здесь сохранились рукописи художника, его дневники 1896-1898 гг., а также воспоминания „Краски и звуки, звуки и краски“, (1944), где он повествует про свое детство, учебу в рисовальной школе, Петербургскую академию искусств, про учителей и своих творческих трудах.

В память о выдающемся художнике, сотрудники музея истории Киева, совместно с издательством „Кий“, выпустили интересную книгу „Григорій Світлицький. 1972-1948. Сторінками життя і творчості“. Украина помнит его. Одна из улиц Киева (район Виноградаря) ныне носит имя талантливого мастера кисти.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить